email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Чистосердечное дознание

О роли школы в преодолении семейных проблем

Журнал: №5 (49) 2012 г.

Сегодня в России проблема защиты прав ребенка волнует многих, не обошла стороной этот вопрос и школа. Как, не вторгаясь бесцеремонно во святая святых семейной жизни, оказать помощь ребенку, положение которого в семье является реально неблагополучным, но тяжелое психологическое неблагополучие скрывается за фасадом относительного материального достатка и внешне нормальных отношений?

Жизненный «сценарий»

К осознанию того, что ребенок обладает теми же правами, что и взрослые, человечество пришло в конце XIX — начале XX в., до этого ребенок находился в полной зависимости от воли родителей. В Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (СССР ратифицировал ее 13 июля 1990 года), говорится о том, что ребенок имеет право не только на жизнь и здоровое развитие, но и на защиту от всех форм физического или психологического насилия, от кого бы оно ни исходило. При этом под психологическим насилием понимается периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, а также предъявление ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям, тормозящих развитие личности и приводящих к формированию психологических комплексов.

Говоря о психологическом насилии, которому может подвергаться ребенок в семье, хочу вспомнить американского психолога Эрика Берна. Этот выдающийся специалист ввел понятие жизненный «сценарий». Это программа развития человека, сформированная в детстве под влиянием родителей и других близких взрослых и определяющая его поведение в моменты принятия жизненно важных решений. Основные контуры сценария, по Э. Берну, вырабатываются в возрасте до пяти лет; завершается этот процесс в подростковом возрасте и в юности.

Хотя теория Э. Берна неоднократно подвергалась критике, в ней нашли отражение определенные стороны развития личности. Так, наставления родителей, воспринимающиеся маленькими детьми некритически, становятся чем‑то вроде постгипнотических внушений, предопределяющих в дальнейшем поведение человека. К примеру, психотерапевты неоднократно сталкивались с тем, что пациенты, которых родители в детстве часто ругали, критиковали, высмеивали, в жизни осуществляли «сценарий Сизифа»: они ничего в жизни не доводили до конца из‑за крайней неуверенности в себе.

Также Вы можете :