email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Семья. Порядки, устройство, нравы

Древние Египет, Греция, Рим и Израиль

Журнал: №4 (20) 2007 г.
Рисунок Н. Климентовской
В последнее время не только на Западе, но и в России стали говорить о двух типах семьи: о семье традиционной и нетрадиционной. При этом семья традиционная часто означает образ жизни старомодный и малоинтересный. 

Семейные ценности – такие как обещание верности перед Богом и людьми, сохранение этой верности, милосердие, чистота, уважение старшинства, самопожертвование – подвергаются атакам либеральной идеологии с ее крайним индивидуализмом, эгоизмом и цинизмом, и искажается смысл не только семейных отношений, но и самого человеческого существования. При этом сторонники нетрадиционной семьи уверены в том, что понятие нормы к институту семьи неприменимо, и часто ссылаются на опыт древних великих цивилизаций. В результате все знают пикантные подробности из истории древнейших народов, знают о крайней распущенности греков, об оргиях римлян, но не замечают, что факты, дающие право на подобные аргументы, связаны с единичными известными персоналиями и едва ли применимы к прошедшей жизни миллионов людей, называемых «народом», чья жизнь отражена в юридических документах, письмах, литературе и, наконец, на надгробных плитах – «пути всей земли». Тут как раз и открываются картины, представляющие «норму», т.е. то, чему современным либеральным обществом отказано в существовании.

Говоря на страницах нашего журнала о семье с ее задачами, приоритетами, трудностями, было бы естественно бросить хотя бы краткий взор на то, чем семья была в разных культурных сообществах в то время, когда мир еще не был просвещен светом христианской веры.

Древний Египет

Семья в Древнем Египте была основой общества, ведь для его граждан семейные отношения представляли собой непреходящую ценность, такую, что и боги их были часто связаны семейными узами. Египтянин испытывал гордость принадлежности к своей фамилии и по отцовской, и по материнской линии, а почитание родителей составляло основу нравственного порядка. Старшему сыну, а иногда и дочери, доставалась трудная и почетная обязанность хранения старости и достойного упокоения родителей. Интересно, что терминология родства египтян была весьма скудной, но, может быть, и этот факт говорит в пользу внутрисемейной близости? Вот смотрите: мать – это «мать», но бабка – тоже «мать», и «дочь» – это дочь, внучка и племянница. Сестра и тетка – одно, а иногда и жена – «сестра». Когда жена – близкий друг, такой как сестра, это симпатично. Супруги часто были нежно привязаны друг к другу: об этом свидетельствует поэзия, а на одном из изображений в гробнице супруги воссоединяются в посмертии, протягивая друг к другу руки в жесте сбывшегося ожидания.

Но начинается все с «основания дома» или «бросания якоря» по достижении молодым человеком 16–20 лет. Его избранница (или избранница родителей) могла быть лет 12 или чуть старше, если брак совершался в более зажиточной среде. Сам брачный контракт являлся регулятором собственности супругов, а не констатацией их отношений и моральной ответственности. Впоследствии оба супруга сохраняли контроль над своей частью собственности, привнесенной в семейное владение.

Хранение девства не считалось непременным условием для совершения брака, однако состоящие в браке супруги должны были блюсти верность друг другу – это было нормой. Ведь дом и семья рассматривались как самый главный источник радости и счастья.

Счастьем и благословением богов были дети. А если чада все не было, молили богов и умерших родичей, дабы те заступились перед богами. В конце концов возможно было усыновление.

Главой дома был муж, женщина подчинялась отцу и мужу, при этом во многих отношениях женщина имела равные с мужчиной права: она могла участвовать в деловых предприятиях, владеть землей, выступать в суде от своего имени, инициировать развод, который представлял собой регуляцию прав собственности. Впрочем, говорят, разводы не поощрялись обществом и старшими в семье. Поводом для развода могла быть вина – прелюбодеяние, неспособность зачать или оскорбление супруга и повод без вины – несовместимость супругов. Так или иначе, развод оказывался горем для супругов и семьи. Вступление во второй брак не возбранялось.

Также Вы можете :