email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Плач по смеху

Над чем мы смеемся?

Журнал: №1 (39) 2011 г.

Бартошевич Алексей Вадимович — русский театровед, шекспировед. Заведующий кафедрой истории зарубежного театра Российской академии театрального искусства (бывший ГИТИС), заведующий отделом современного западного искусства Государственного института искусство­знания. Доктор искусствоведения (1985), профессор (1986), заслуженный деятель науки (1996). Лауреат премии К.С. Станиславского. Лауреат театральной премии «Чайка» (2004) в номинации «Патриарх». А.В. Бартошевич является председателем Шекспировской комиссии Научного совета по истории мировой культуры РАН.  

— Почему человек плачет, понять можно почти всегда. А вот почему человек смеется? Можно ли проанализировать, какова природа смеха?  

— Существует теория, рассматривающая два типа смеха — относительный и абсолютный. Относительный смех проявляется в сатирической комедии — это смех над чем-то, это смех скептически отрицающий, возмущенный, гневный. Это смех, который исходит из чувства разрыва между должным и сущим. С точки зрения должного мы смехом пытаемся вмешаться в жизнь, как-то попытаться исправить искривления и отступления от идеала. Стало быть, это смех относительный, исходящий из чувства относительности между идеалом и реальностью. 

А есть смех абсолютный. Это смех, который доносится из колыбели ребенка. Этот смех выражает радость существования. С одной стороны, смех ребенка, лишенный всякой скептической рефлексии. А с другой стороны, это смех истинной мудрости — смех Рабле и Шекспира. Это смех радости, смех восторга перед миром. 

В этой связи мы можем выявить два преобладающих в истории типа комического искусства. У Гегеля есть замечательная формулировка. Гегель делит всю мировую комедию на два рода, в зависимости от того «кажутся ли глупости и односторонности действующих лиц смешными только другим или также им самим». То есть в классической комедии персонаж патетичен, чрезвычайно серьезен к себе. Над ним смеемся мы или другие персонажи. Это Мольер или Гоголь. 

Но есть тип комедии, который призывает смеяться над собой, в которой смех включен в систему осознанного поведения героя. И Гегель называет только два примера такой комедии. С одной стороны — это комедия Аристофана, с другой стороны — это комедия Шекспира, которая стоит в стороне от традиционного пути развития мировой комедии. 

В чем общность между аристофановской и шекспировской комедией? И та и другая возникли из праздника. Возникли из древней карнавальной традиции. На празднике человек является не объектом, а субъектом смеха. Он сам веселится и веселит других.  

— Можно ли определить уровень образованности и интеллигентности общества по тому критерию, как и над чем оно смеется? Как изменилась природа смеха за последние сто лет? 

— В сущности, в мировой комедии абсолютное преобладание комедии сатирической. Особенно в русской, потому что в России любят смеяться «сквозь слезы». Смех смехом, а мир кошмаром. Это гоголевский смех. И вообще, к веселости русские не склонны, и абсолютным смехом мы засмеемся очень не скоро, если вообще когда-нибудь засмеемся. 

Но что происходит?

Также Вы можете :