email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Учимся выбирать детские книги

Сказки

Журнал: №4 (16) 2006 г.
Этапы развития маленького книгочея

Одним из подходов в изучении механизмов художественного восприятия является предложенный Л.С. Выготским метод «воссоздания эстетической реакции», исходя из «формы художественного произведения через функциональный анализ ее элементов и структуры». Сутью, «механизмом» художественного восприятия является ориентировка читателя на существенные элементы и отношения литературного произведения. Она может быть представлена как действие прослеживания «судьбы героя» – предмета изучения искусства. Ориентиры эти, объективно данные в самом тексте литературного произведения, в разных видах, жанрах литературы оформлены по-разному. Анализируя особенности текста, а именно: способ оформления предмета искусства автором, – можно реконструировать задаваемый им характер ориентировки читателя в структуре и содержании литературного произведения.

Так, при последовательном сопоставлении структуры тех литературных жанров, видов, которые предпочитает читатель, в том или ином выступает логика постепенного развития, этапы усложнения ориентировки читателя в предмете искусства.

Исходной «клеточкой», единицей анализа при построении такого «генетического» литературного ряда была выбрана структура народной волшебной сказки. Замечательный отечественный ученый Владимир Яковлевич Пропп на материале русских народных волшебных сказок вывел структурную «формулу» сказки: семь персонажей и тридцать одна осуществляемая ими функция, что образует структуру любой народной волшебной сказки.

Также Вы можете :