email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Лечебная сила искусства

О творчестве как о лекарстве

Журнал: №2 (76) 2017 г.
Рисунок В. и А. КЕНДЕЛЬ

Нейроэстетика – сравнительно молодая наука, изучающая природу эстетических чувств и их влияние на наше физическое и психическое состояние. Если раньше ученые с предубеждением относились к вопросам воздействия искусства на мозг, то сейчас предлагают использовать силу музыки и художественных образов как для развития детей, так и для профилактики и лечения неврологических заболеваний.

Развитие нейроэстетики началось с открытия зеркальных нейронов, когда итальянские ученые в университете города Пармы выяснили, что зеркальные нейроны (англ. mirror neurons) головного мозга активизируются не только тогда, когда мы совершаем действие, но и в момент наблюдения за действием другого существа, и возбуждаются даже в том случае, если изображение существует лишь на картинке или экране. «То есть мы как бы “отзеркаливаем”, проживаем состояние другого объекта в своем теле», – поясняет суть известный норвежский специалист по нейроэстетике Пер Олаф, доцент кафедры исследований в области лингвистики, литературы и эстетики Университета Бергена, уточняя, что искусство способно менять наш мозг. Это подтверждают многочисленные научные наблюдения, которые показывают, что если человек регулярно посещает художественную галерею, у него ниже уровень стресса, он реже страдает от депрессии и неврозов. То же самое касается и детей. Вот почему важно приобщать ребенка к искусству с ранних лет. Совсем необязательно ходить на экскурсии в 5–6 лет, можно просто периодически заходить в картинную галерею, обсуждать с малышом понравившиеся картины столько времени, сколько он выдержит.

Кроме того, позитивное влияние на развитие мозга оказывают непосредственные занятия живописью. Так, недавнее исследование «Как искусство меняет мозг: воздействие искусства на функциональную взаимосвязь в мозге», проведенное учеными Университета Эрланген-Нюрнберга и опубликованное в американском научном журнале PLoS ONE, показало, что рисование повышает функциональную взаимосвязь различных областей мозга и улучшает психическую устойчивость, помогая детям и взрослым справляться со стрессом. Особенно в этом смысле полезно «свободное» рисование. Не обучение правилам построения композиции, а творческий процесс, создание художественных образов. Пусть даже родителям кажется, что ребенок нарисовал картинку коряво или не слишком красиво – для нашего мозга это не важно, потому что имеет значение сам процесс, а не результат. 

Воспитание музыкой

Помимо занятий живописью, для тренировки мозга чрезвычайно полезны и уроки музыки. Музицирование в детском возрасте помогает развить самоконтроль и повысить интеллектуальные способности. Известно, что дошкольники, занимающиеся музыкой с 5–7 лет, более уравновешенны, они чаще обдумывают свои поступки, прежде чем совершить их, и умеют прогнозировать последствия, что важно как для обучения, так и общения.

По мнению исследователя Надин Гааб, доктора философии лаборатории когнитивной неврологии, самоконтроль и сила воли, которые формируются у детей, занимающихся музыкой, могут влиять на успеваемость даже больше, чем уровень интеллекта. В последние годы в школах сокращают количество часов пения и музыки, однако результаты исследований демонстрируют, что музыкальное образование, напротив, стоит внедрять в программу, поскольку оно дисциплинирует и помогает улучшить академическую успеваемость детей. 

Давай споем

Последние исследования в области иммунологии показывают, что одной из основных причин иммунодефицита является недостаток кислорода в крови. А определенные музыкальные жанры, такие как пение и декламирование, могут повысить содержание кислорода в клетках организма. Будда Герас, исследователь из города Лейк-Монтезума, штат Аризона, США, даже разработал систему вокальных упражнений, которая может ускорить циркуляцию лимфы в организме в три раза.

Впрочем, и самое обычное пение «для души» чрезвычайно полезно для детей и взрослых! И для иммунитета, и для центральной нервной системы, поскольку способствует интенсивной работе мозга, укреплению нейронных связей. Пение, с одной стороны, помогает снять эмоциональные зажимы, а с другой – активизирует мыслительную деятельность, задействуя оба полушария. 

Танцуют все!

Еще один метод, который одновременно отвечает и за развитие ребенка, и за профилактику неврологических заболеваний, – танцевальная терапия. Это направление особенно показано детишкам с эмоциональными трудностями, задержкой интеллектуального развития, детям, страдающим неврозами или пережившим сильный стресс. 

Этот вид терапии возник в 1940-х годах. Американская танцовщица Мэрион Чейс на своих занятиях обратила внимание, что некоторые студенты интересуются не техникой танца, а чувствами, которые можно выразить через движение (страх, восторг, грусть и т. д.).

Чейс акцентировала лечебные, высвобождающие элементы танца и стала первым танцетерапевтом, работавшим на государственной службе. Среди ее пациентов были люди с посттравматическим синдромом, психологическими проблемами и даже с шизофренией.

Дальнейшее развитие танцетерапии вкупе с юнгианским анализом привело к современной практике «аутентичного движения», когда пациенты протанцовывают внутренние образы и ощущения, избавляясь от страхов и тревоги. 

Все дело в том, что танцем часто можно легко выразить эмоцию, даже если человек обладает травматичным опытом, который он не может вербализовать. 

Впрочем, не только танцетерапия, но и обычные танцы обладают терапевтическим эффектом и полезны всем детям! Осознание возможностей тела, расслабление, эмпатия, самовыражение в творчестве – вот что дает танец. Когда наше тело выполняет синхронные движения, в головном мозге, гипоталамусе и эндокринных железах усиливается выработка эндорфинов, что вызывает у детей ощущение радости и безраздельного счастья. Это помогает снять напряжение и стресс.  






Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|