email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Общее дело

Интервью с руководителями детского клуба

Журнал: №2 (14) 2006 г.
Елена Мещерякова и Наталья Сергиевская
Интервью с руководителями детского клуба «Преображение» - Еленой Мещеряковой и Натальей Сергиевской

– Лена, Наташа, зачем вдруг нужно было открывать детский клуб, разве мало факультативов для детей, кружков, центров развития? Чем занимается ваш клуб?

Е.М.: – Так случилось, что сложился большой коллектив родителей, которым было не все равно, как проходит жизнь детей вне школы, не все равно, что происходит с ними в школе, и вокруг этого коллектива в 1998 году образовалась общественная организация. Мы родом из нее. Решили создать такой детский клуб, который может вместить все, чем интересуется маленький гражданин. Кружки, факультативы – это, конечно, хорошо, но каждый из них работает в своем направлении. Тем не менее, единой цели у них нет. А клуб как раз даёт такую возможность соединить разные интересные творческие направления, собрать людей для большого хорошего дела. Причем в клубе могут использоваться самые разные формы работы: праздник, спектакль, ярмарка, лагерь, поход, соревнования, одно-двух-трехдневные краеведческие экспедиции, а если детское паломничество, то обязательно с образовательной составляющей, а также изготовление подарков и сбор книг для библиотеки в пользу нуждающихся, помощь в восстановлении храмов. В нашей деятельности мы стремимся соблюсти принцип – работать ради того, чтобы жизнь детей и организаторов-взрослых наполнилась смыслом и радостью. Связующими всех дел являются наиболее важные события года: Рождество Христово, Пасха, Именины как соборный праздник всех именинников, День учителя, День памяти жен-мироносиц, День Победы и День рождения нашего клуба.

Н.С.: – Кстати, постановку спектаклей мы рассматриваем как один из методов воспитания детей. Театральное действие объединяет и музыку, и литературу и заново помогает прочувствовать и осмыслить их. Тем не менее, мы не театральная студия, и у нас намеренно не проводятся уроки театрального мастерства. Мы приходим и начинаем играть, а в игре, как известно, ребёнок, особенно если ему помочь правильно выбрать роль, незаметно для себя и для других раскрепощается, закрытость и скованность уходят. Без спектаклей не обходятся и каникулы в ставших для нас традиционными Рождественских зимних лагерях. Все ждут одного и того же – поскорее выехать на природу, в Храм, начать подготовку к Таинству Причастия, а там – и Рождественская елка с вертепом в лесу, который сооружается старшеклассниками и взрослыми и всегда становится сюрпризом для младших школьников. По сценарию, к вертепу ведет дорога с «приключениями», которые, с Божией помощью, преодолеваются. А затем младшие дети устраивают спектакль для взрослых, поставленный тайком и совершенно самостоятельно… Однако не нужно думать, что в лагере мы то и делаем, что разыгрываем постановки. Поиграть в снежки, покататься на санках, на лыжах с горки время тоже находится… 

– Какова цель всей работы клуба?

Е.М.: – Прежде всего – катехизация. Название клуба говорит само за себя – это преображение ребенка. Мы пытаемся работать так, чтобы через участие в малых делах ребенок пришел в храм.

Н.С.: – Любое наше дело сориентированно на конечный результат: оно должно быть полезно людям. Хочется показать, что Православие может стать образом жизни ребенка, и это не идет вразрез ни с его спортивными занятиями, ни с художественным творчеством, ни с научной деятельностью.

– Среди родителей бытует мнение, что Православие – очень тесные врата для ребенка, что следует подождать, пока он выберет свой путь сам, когда повзрослеет. По вашим наблюдениям, не трудно ли и не скучно ли детям?

Н.С.: – Это какое-то искаженное представление о православном воспитании детей. Мы вовсе не начинаем день с того, что говорим: «Ребята, встаньте по стойке смирно, сделайте постное лицо! Сейчас мы будем православными!»

Е.М.: – Разговор о Боге их вообще не смущает, ведь они чувствуют, что горизонт их жизни не сужается, а все больше расширяется! Например, молитва самым естественным образом входит в жизнь детского коллектива. Ученики, которые до этого не ходили в храм, с большим удивлением узнают, что и перед началом любого дела, и перед трапезой следует молиться. Общее моление дети поначалу воспринимают как маленький праздник: они вдруг оказались на старте чего-то важного! Это и организует, и приучает к ответственности! Ничто так не сплачивает участников соревнования, как командная молитва, с ней (и это понимают дети) приходит Божия помощь.

– Работу с детьми педагоги обычно строят на том, что сами умеют делать успешно. А каков ваш «конек»?

Е.М.: – Нам близок туризм, которым мы давно и серьезно увлекаемся. Знания и навыки, полученные на занятиях в школьном туристическом клубе, сделали доминирующей именно эту форму работы с детьми. Могу с уверенностью сказать, что туризм – это сильное средство воспитания чувства коллективизма, ответственности и многих других положительных качеств человека, формирующих личность. Поход – это кладезь педагогических возможностей: в нем ребенок обретает опыт настоящей жизни, опыт общения с природой, преодоления реальных трудностей, в том числе и таких, как существование без тепла, газа и электричества, без водопровода, телевизора и персонального компьютера.

Н.С.: – В походе ребенок учится делать такие простые вещи, которые в городе сейчас почти никто не делает и которые в школе только «проходят» на уроках ОБЖ. Юный турист должен уметь обслужить себя, знать, как одеться в зависимости от погоды, что и как сварить на обед, понимать, почему надо быть дисциплинированным, взять на себя ответственность принять самостоятельное решение и потом отвечать за него и т. п. И взаимоотношениям в коллективе, и умению общаться со сверстниками, со старшими и младшими поход тоже учит.

У нас в клубе работа осуществляется в разновозрастных группах. Это полезно и детям, и коллективу. Он получается более крепким, в нем сохраняется почти семейная атмосфера: взрослые – самые ответственные, авторитетные, старшие дети подтягиваются за ними, младшие – следом. Таким образом, строятся нормальные, здоровые взаимоотношения, и маленькие привыкают к этим нормам. Ложная демократия в походе просто невозможна: поход – не игра. Поход – это от начала и до конца маленький кусочек реальной жизни.


– Вас не упрекают в том, что поход для детей – это экстремальные условия жизни, ведь есть возможность отдыхать комфортно?

Н.С.: – Обычный поход только в последние 10-15 лет стал считаться чем-то экстремальным. На самом деле, ненормально то, что человек как экстрим стал воспринимать дождь, снег и неасфальтированную дорогу, а также промежуток времени от завтрака до обеда, когда еда достается из рюкзака, а не из холодильника, и киоска с «чупа-чупс» поблизости тоже нет. Вообще-то, в походе люди оказываются в условиях, вполне естественных для человека.

Е.М.: – Есть еще одно обстоятельство: у людей исчезло важное человеческое качество – умение довольствоваться малым, оно старательно уничтожается обществом, ориентированным на потребителя. Простые вещи обретают ценность, в рюкзаке их небольшой набор, но они крайне важны. Каждая – на вес золота. А бросить недоеденный кусок хлеба – ситуация в походе вообще немыслимая.

Н.С.: – К тому же в дороге возвращается настоящий вкус черного хлеба и каши, забытый сегодня благодаря «Макдоналдсу».

– Какие дети приходят к вам в клуб?

Е.М.: – Разные. И каждый год появляются новенькие – дети приводят своих друзей. Часто приходят ребята, которые в классных коллективах оказываются в стороне, забытыми, незамеченными, а им хочется реализовать свои возможности.

Н.С.: – Мы не отбираем детей в клуб, а работаем с теми, кто приходит. Важно каждому ребёнку дать возможность проявить себя. Нередко в процессе общения дети, казавшиеся трудными, меняются в лучшую сторону.

– Родители участвуют в делах клуба?

Е.М.: – Как гости – да. Мы рады, когда родители приходят на наши вечера, спектакли, праздники. Но в походах, экспедициях дети в присутствии родителей ведут себя совсем иначе (это очень хорошо заметно по собственным детям). Со временем возникает внутренняя жизнь детского коллектива, в которой подростку хочется выйти из «роли» ребенка, стать взрослее, самостоятельнее. Изменение социальной роли стимулирует раскрытие личностных качеств ребенка, убирает детскую инфантильность.

– Как сказывается на учебе участие в клубной работе?

Н.С.: – Признаться, мы оценки не проверяем. Но что не мешает – это точно!

Е.М.: – Был, правда, вот какой случай. В течение двух лет наш клуб участвовал в фестивале «Юные таланты Московии» в номинации «Лучший туристский класс», и мы проводили тогда «экспертизу» успеваемости активных участников клуба. Результаты оказались положительными!

Н.С.: – Интерес к учебе и, в целом, к окружающей жизни, явно возрастает. Это видно!

Е.М.: – Когда дети в учебе, во внеклассной жизни используют приобретенные у нас навыки и знания, то школьные предметы «оживают» и становятся намного интереснее, расцвечиваются красками!

– У вас большой опыт организации летнего и зимнего отдыха детей в лагерях. По какому принципу они строятся?

Е.М.: – Этот принцип прост: жить интересной жизнью и вне школы, многое узнавать о тех местах, куда приезжаешь отдыхать. Когда-то мы уяснили, что жизнь в детских лагерях становится неинтересной, если в них взрослые развлекают детей. Такая скука! Дети занимают позицию потребителя, а он всегда недоволен. Мы же хотим и своих детей, и детей наших близких научить отдыхать интересно, активно, с пользой для себя и других. Если детей непрестанно развлекать, то это неизбежно укоренит в них привычку – решать любую проблему так, «чтобы мне было легко и хорошо, а после меня – хоть потоп»! Они никогда не поймут, что жизнь только кажется полной чашей удовольствий. Наш техногенный мир живет в нереальных условиях, где до катастрофы один шаг. Детей важно учить ответственно относиться к жизни. Во всем: и в простом, и в сложном – человек не должен себя чувствовать беспомощным.

– Существуют разные модели и формы работы с детьми. А вы пробовали использовать чужой опыт?

Е.М., Н.С.: – Поначалу нам хватало своих идей и азарта, но позже с обретением личного опыта и расширением детского коллектива у нас появился интерес к тому, что делают другие. Похожие цели ставят и те же задачи решают внутри пионерских и скаутских объединений, но это только на первый взгляд. При более пристальном рассмотрении оказалось, что некоторые принципы воспитания скаутов, нам, например, чужды.

– А что вам не нравится у скаутов, которые широко развернули свою работу под омофором Русской Православной Церкви? 

Н.С.: – Ну, скажем, бесконечная игра детей в «лисичек», «белок», «стрелок»… в скаутском отряде! Это один из методов их работы. А вот их цель: самосовершенствование человека, раскрытие всех потенциальных возможностей личности. С нашей точки зрения, такую цель православный педагог ставить не может. И не потому, что мы, консерваторы и не даем развиваться детям. Просто смысл жизни человека для нас не в том, хорошо ли ребенок поет или легок ли он на сцене, и не в том, что он компьютерный гений… Справедливости ради следует заметить, что в скаутинге хорошо разработаны психолого-педагогические методы воздействия на личность ребенка.

Е.М.: – И еще. Символы, которые используют скауты, – это куда более серьезная вещь, чем кажется на первый взгляд: дети относятся к ним мистически. Зачем нам особый галстук, проведение ритуала посвящения у костра – разве мы огнепоклонники? Тем более, что на самом деле скауты религиозно-индифференты. Скаутинг объединяет всех: язычников с буддистами, буддистов – с так называемыми «христианами»… А места для имени Господа нашего Иисуса Христа в их уставе и правилах жизни не находится! На каждую из этих тем можно рассуждать много, но в общем и целом нам это не подходит.

– Тем не менее, в работе со скаутами красной нитью проводится важная идея – воспитание патриота. А у вас как?

Н.С.: – Уже ставшая несколько заезженной мысль: «При организации детского коллектива воспитание патриотизма обязательно!» – на самом деле несет очень серьезную и глубокую идею. Сверхзадачей наших клубных выездов можно назвать именно воспитание патриотизма, но только не на словах: «Вот это наша Родина, детки, ее надо любить!», а на деле. Все, с чем мы сталкиваемся, с чем встречаемся, должно осознаваться как Родина. Все, что существует на этой земле, и люди, которые на ней живут, – это Россия. Эти люди и есть твои сородичи, сограждане; это наша общая земля, а не там, «за бугром». Хожу по своей земле, узнаю ее в подробностях, чувствую и понимаю ее. Любовь к Отчизне рождается через узнавание, реальное общение, соприкосновение с живой родиной, с живыми людьми. Виртуальной Родины нет, и полюбить ее виртуально невозможно.

Е.М.: – Современные дети довольно плохо представляют себе реальные масштабы своей страны. Вот и стараемся связать в сознании ребят огромные расстояния с образами многих выдающихся соотечественников, величие их духа – с их подвигом во славу России, подчеркнуть уникальное значение малой родины в истории и культуре большой. Углич, Кострома, Псков, Изборск, Москва, Санкт-Петербург, Звенигород, Можайск, Алупка – все неповторимо, все важно, все нерасторжимо связано единством многих поколений…

– Ваш лагерь – это палатки, спальные мешки?

Е.М.: – В лагере соединяются в одно разные виды деятельности. В этом смысле это очень удобный полигон для работы с детьми, и лучше всего делать его не палаточным, а мобильным. Благодаря этому расширяется спектр занятий. Тогда можно организовать и походы, и трудовые десанты, и краеведческие экспедиции, и игры, и чтение. Так сложилось, что наши лагеря, особенно летние, не базируются на одном месте. Для нас главное, чтобы рядом был храм, природа и материал для краеведческих исследований. Сама собой сложилась главная тема лагерей: «С чего начинается Россия и из чего она состоит?» Детям нравится знакомиться с прошлым нашей страны, особенно с историей династии Романовых и в целом Русского государства, народа.

– Есть какой-то особый секрет успеха детского лагеря и в целом работы с детьми?

Е.М.: – Пожалуй, есть. Главное, чтобы взрослые искренне любили и делали вместе с детьми то, что предлагают им! Поход, лапта, интервью со старожилом, работа в храме, молитва – все! Интерес детей к жизни во многом зависит от неподдельного интереса к ней со стороны взрослых. С ребятами и жить, и играть нужно вместе, а не смотреть со стороны (и уж тем более – с позиции массовиков-затейников). Все дела – общие!

   

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|