email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Первый среди разных

О христианском понимании иерархии

Журнал: №2 (76) 2017 г.
Рисунок Н. Климентовской

Сегодня женщины играют все более активную роль в обществе. Это касается и семейных отношений: женщина хочет быть главной, показать свою силу, доказать значимость… О христианском понимании иерархии в современной семье и почему нельзя сравнивать мужчину и женщину, мы беседуем с протоиереем Игорем ГАГАРИНЫМ.

«И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть».

Книга Бытия 2.22–23

– Отец Игорь, несмотря на возможную очевидность для вас ответа на вопрос, нужно ли в семье соблюдать главенство мужчины, что бы вы ответили тем женщинам, которые не видят в этом не только необходимости, но даже возможности. Нужно ли нам сегодня возвращаться к библейскому пониманию ролей мужчины и женщины в семье?

–  То, что Господь первым создает мужчину, а потом решает сотворить ему помощника – женщину, вовсе не свидетельствует о том, что из них кто-то является главным, а кто-то второстепенным в привычном для нас иерархическом понимании: начальник – подчиненный. Господь всегда подчеркивает созависимость мужского и женского начал, их взаимодополнение. Когда мы слышим в храме слова апостола Петра: «Жены, повинуйтесь своим мужьям», – тут же звучит и продолжение: «Так же и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни!» Если же мы начнем подробнее читать Библию, найдем в  ней немало случаев, где жены и влияют на мужчин, и действуют по своей воле. И отношение Господа к этим поступкам женщин разное.

Стоит вспомнить, например, Авигею (1 Цар.), жену грубого и  весьма недалекого мужа Навала. Когда к Навалу обратился за помощью Давид, который со своими людьми находился в изгнании, еще не будучи царем, Навал высокомерно отказал ему в помощи. Давид разгневался и решил наказать самонадеянного мужа. Спасает Навала от смерти его благоразумная жена Авигея, которая втайне от мужа предложила Давиду помощь и усмирила его гнев. А вот своеволие Иезавели (3 Цар.) обернулось бедой и для нее, и для ее слабохарактерного мужа Ахава. Иезавель, будучи родом из Финикии, насаждала в Израиле культ Ваала, за что была осуждаема пророками Илией и  Елисеем, и в итоге подверглась страшной и позорной казни: ее выбросили из окна, и лошади растоптали ее. Также мы помним и Иродиаду, по наущению которой был обезглавлен Иоанн Креститель. То есть, мы видим немало примеров, когда жены имели власть над своими мужьями, хотя общество того времени считается более патриархальным, чем сейчас. Вот почему мне кажется, что даже через тысячелетия природа мужчины и женщины не изменилась, она осталась такой же.


Доступ к полным текстам трех последних номеров журнала платный.
Чтобы оплатить доступ, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.