email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Великий Верди

Жизнь не по либретто

Журнал: №3 (53) 2013 г.
Дж. Верди. Париж. 1881 г.

В 2013 году исполняется 200 лет со дня рождения величайшего итальянского композитора Джузеппе Верди, чье творчество пополнило сокровищницу мирового оперного искусства и стало непревзойденным эталоном психологической музыкальной драмы.

Хорошие способности

Джузеппе Фортунино Франческо Верди родился 10 октября 1813 года в деревушке Ле Ронколе, которая в то время принадлежала Первой Французской империи. Так вышло, что официальное место рождения Верди — Франция. Отец его, Карло Верди, держал деревенский трактир — итальянскую остерию; мать, Луиджа Уттинни, была пряхой. Единственное отличие маленького Джузеппе от других крестьянских детей заключалось в его сильной тяге к музыке, которая всегда звучала вокруг: церковный орган, которым заслушивался мальчик, песни, которые пели жители деревни, собираясь в отцовской остерии. Также в деревню часто заглядывали бродячие музыканты. По одной из версий, один из них, слепой скрипач Багассете, посоветовал Карло Верди обучать Джузеппе музыке. По другой, более распространенной версии, Антонио Барецци, купец из города Буссето, который в дальнейшем стал близким другом и покровителем композитора, первым разглядел музыкальные способности мальчика. Так или иначе, Карло подарил сыну спинет — небольшой клавишный музыкальный инструмент, за которым Джузеппе просиживал часами. Кроме того, отец попросил местного церковного органиста Байстрокки обучить мальчика музыкальной грамоте. Однажды Верди нашел сочетание звуков, которое ему очень понравилось, на следующий день он хотел повторить аккорд, но никак не мог подобрать те же ноты. В отчаянии он ударил молотком по клавишам, сломав спинет. Некий мастер Кавалетти бесплатно починил инструмент и оставил на нем надпись, чем обессмертил свое имя: «Мною, Стефано Кавалетти, заново сделаны и обтянуты кожей молоточки этого инструмента. Я сделал это бесплатно, видя хорошие способности, которые проявляет молодой Джузеппе Верди. И этого с меня довольно».

Отсутствие таланта

С десятилетнего возраста Джузеппе учится в школе в городе Буссето, расположенном в шести километрах от Ле Ронколе. Там он поселился у знакомого сапожника. У родителей не хватало денег на обеспечение сына, и тогда Джузеппе стал церковным органистом в родной деревне, заменив постаревшего Байстрокки. Каждое воскресенье и в праздничные дни он ранним утром ходил пешком в деревню и возвращался вечером. Однако скудного заработка все равно не хватало, и мальчику часто приходилось голодать — он осознавал нищету, в которой жил, но при этом прилежно учился в школе чтению, письму и арифметике, занимаясь музыкой дома. Его талант замечает упомянутый выше Антонио Барецци (тративший большие деньги на музыкальное образование в Буссето). Он устраивает одаренного мальчика в музыкальную школу и разрешает ему присутствовать на репетициях оркестра, где будущий композитор переписывает ноты и даже играет на большом барабане. Барецци предлагает Джузеппе обучать свою дочь игре на фортепиано, и вскоре учитель и ученица стали выступать в фортепианных дуэтах на приемах в доме купца. В 1831 году Барецци решает отправить Верди в Милан в консерваторию. Джузеппе привез туда свои сочинения для фортепиано, но «пророки консерватории», как композитор называл их в своих письмах, сочли его работы недостаточно талантливыми. Джузеппе Верди не был принят в консерваторию из‑за отсутствия должного таланта. Больше полувека спустя Миланская консерватория заявила, что его не взяли только из‑за возраста — ему было уже 18 лет, а в консерваторию принимали юношей не старше 14. Но в таком случае непонятно, почему Верди был допущен до экзаменов. Когда в 1898 году эта консерватория хотела получить разрешение на то, чтобы называться консерваторией имени Джузеппе Верди, он написал: «Консерватория Джузеппе Верди — это диссонанс; это консерватория, которая, без пре­увеличения, совершила покушение на мою жизнь!»

Удары судьбы

В то время оперные представления были весьма выгодны в коммерческом плане. Перспектива быть учителем музыки или церковным органистом не привлекала Верди, и он принял решение сочинять оперы. Незадолго до этого Джузеппе женился на своей ученице, дочери покровителя и близкого друга Антонио Барецци — Маргарите, которая родила ему двоих детей. Тогда же Верди пишет свою первую оперу «Оберто», которая была одобрена критиками и поставлена в миланском оперном театре Ла Скала, после чего импресарио театра Бартоломео Мерелли предложил композитору контракт на написание двух опер.

Во время работы над первой из них, оперой под названием «Король на час», в жизни Верди происходит трагедия — он теряет сына, дочь и жену. Вот что можно прочитать в его личных архивах: «…здесь меня постигли чудовищные удары судьбы. В апреле заболел мой малыш. Никто из докторов не мог определить причину его болезни, и, медленно угасая, ребенок умер на руках почти безумной от горя матери. Спустя несколько дней заболела дочурка, и этот ребенок тоже ушел от нас! Однако и это было еще не всё. В первых числах июня тяжелой формой менингита заболела жена, и 19 июня 1840 года из моей квартиры вынесли третий гроб. Я остался один, совершенно один! За два месяца я потерял три любимых создания. Моя семья перестала существовать! И в таком мучительном душевном состоянии я должен был писать комическую оперу…»

Опера провалилась. Верди был опустошен случившимся, он решил, что больше никогда не напишет ни строчки. Мерелли, с которым был подписан контракт, уговаривал Верди продолжать работать, не опускать руки после первой же неудачи. Импресарио обещал поставить любую оперу, которую принесет Верди, лишь бы он не отказывался от своего великого дара. Наконец Мерелли добился своего — Верди написал вторую оперу «Набукко», сюжет которой основан на библейских мотивах, однако Мерелли не мог поставить ее в текущем сезоне, так как в театре уже шли три оперы. Верди же требовал, чтобы опера либо ставилась сразу, либо не ставилась вообще. Денег на постановку у театра не было, поэтому все костюмы и декорации были взяты из запасов театра, шились наспех, были невыразительными, невзрачными. Но, несмотря на это, сама опера имела оглушительный успех. Только за следующий год было 65 постановок в Европе. Сам Верди говорил: «Это была та опера, с которой и началась моя жизнь как художника».

Слава и любовь

К Джузеппе Верди приходит настоящая слава. Одна за другой выходят гениальные оперы, каждую из которых публика принимает с восторгом. В течение десяти лет с момента постановки «Набукко» Верди написал 14 опер. Композитор стал посещать известные салоны, где собирались художники, писатели и поэты; особенно тепло его встречали в салоне Кларины Маффеи, которая стала его близким другом.

Там же он знакомится с певицей Джузеппиной Стреппони. Одиннадцать лет они поддерживали близкие отношения, не вступая в брак, что было по тому времени скандальным фактом, но в итоге все же сыграли свадьбу. Джузеппина поддерживала и вдохновляла композитора до самой своей смерти в 1897 году. Она обладала женским чутьем и исключительным умом, прилагала все усилия, чтобы привнести покой в жизнь мужа. Джузеппина действительно восхищалась талантом супруга, о чем не раз упоминала в личной переписке: «Не правда ли, Верди как человек превосходит Верди как художника? Прошло уже немало лет, в течение которых мне выпало большое счастье жить в непосредственной близости от него, и бывают такие моменты, когда я сама не могу точно сказать, что больше — моя любовь к нему или мое восхищение им, его сердцем, его характером…»

Лучше ничего не говорить

В 1851 году Верди пишет оперу «Риголетто» по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется». Из-за цензуры произведение было сильно изменено, и композитор несколько раз намеревался прекратить работу, но уже после первой постановки в Венеции опера имела грандиозный успех. «Риголетто» является одной из лучших опер Джузеппе Верди — прекрасные мелодии, пассажи, арии и ансамбли следуют друг за другом, сливаясь в одно целостное и воистину великое произведение искусства. Следом за «Риголетто» выходят «Травиата», «Сицилийская вечеря», «Трубадур», «Бал-маскарад», «Сила судьбы», «Макбет», каждая из которых встречается овациями во всем мире и постановками в разных странах. В 1868 году умирает Джоаккино Россини, известный итальянский композитор, которым восхищался Верди. Он предлагает «наиболее уважаемым итальянским композиторам» собраться и написать траурную мессу к годовщине смерти Россини, однако из этого ничего не выходит, работа над произведением останавливается и во­зобновляется лишь в 1873 году, когда умирает Алессандро Маззони, итальянский писатель, перед которым Верди преклонялся с юных лет, считая его «образцом добродетели и патриотизма». В 1874 году в миланском соборе Святого Марка состоялось первое исполнение «Реквиема». Это глубоко драматическое, даже трагическое произведение поражает своим величием. Это одно из гениальнейших композиторских сочинений мирового уровня.

Известно, что у Верди был вечный соперник — композитор Рихард Вагнер. Будучи лидерами своих национальных оперных школ, два гения недолюбливали друг друга. Желчный Вагнер, который был щедр на нелестные высказывания в адрес других композиторов, прослушав «Реквием», сказал единственную фразу: «Лучше ничего не говорить».

«Очень скучаю»

В последующие годы Джузеппе Верди работал очень мало, изредка редактируя старые произведения. Он купил огромное поместье недалеко от своей деревни и прожил там до самой смерти. 21 января 1901 года во время пребывания в Милане у Верди случился инсульт. В одном из своих последних писем другу он писал: «У такого ходячего скелета, как я, не может быть особых оснований для жалоб. Но я, тем не менее, всегда на что‑нибудь слегка жаловался с тех пор, как появился на свет; в этом состоит одна из самых характерных моих особенностей. Я мало ем, мало сплю, мало пишу и очень скучаю. О, эта праздность! Какая же это мука!» Он умер через шесть дней — ранним утром 27 января в возрасте 87 лет.

За свою долгую жизнь Джузеппе Верди написал 32 оперы, большая часть которых до сих пор ставится в театрах по всему миру. Его дар, вне всяких сомнений, породил величайшие произведения искусства, равных которым в мире найдется немного.

Когда прах супругов Верди переносили к дому престарелых музыкантов, основанному самим Верди, бесконечная людская толпа — более трехсот тысяч человек — собралась, чтобы проститься с композитором. И тогда в единодушном порыве хор из девятисот голосов исполнил любимую итальянцами мелодию из «Набукко». Из той оперы, что навсегда перевернула мировой оперный мир.


Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|