email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Утомленные детством

К вопросу о развитии детей

Журнал: №1 (81) 2018 г.
Рисунок: Н. Климентовская
Тенденция сегодняшнего дня – интенсивное развитие детей. Достаточно посмотреть, сколько клубов для совсем маленьких детей открывается в каждом районе, сколько пособий и методик появляется. Иногда создается впечатление, что подготовка к школе, которая порой занимает несколько лет, сравнима с серьезной подготовкой в вуз. Английский, китайский, математика – с двух лет, чтение – с трех, шахматы – для трех-четырехлеток… Зачастую плюсом к занятиям в детском садике родители еще водят малышей на дополнительные кружки.

Нельзя перескакивать через ступеньки

Ребенок в своем развитии проходит разные этапы, и способность постигать абстрактные категории появляется не сразу. Начатки логического мышления возникают при нормальном развитии к концу дошкольного периода, а окончательно этот тип мышления формируется в подростковом возрасте.

Если же раньше времени пытаться развить то, до чего ребенок еще объективно не дорос, могут произойти серьезные деформации. Когда речь идет о физическом здоровье, это более или менее понятно. Как бы нам ни хотелось вырастить сына настоящим мужчиной, мы не будем навьючивать на дошколенка мешок с картошкой, понимая, что малыш надорвется. Но когда речь идет о психике, здравомыслие порой нам отказывает.

«Преждевременная интеллектуальная тренировка ведет к перенапряжению структур мозга, – утверждает крупнейший детский психиатр Галина Вячеславовна Козловская. – Психика ребенка может расшататься, и развитие затормозится».

То есть, цель вырастить интеллектуала, ради которой ребенка зачастую лишают детства, достигнута не будет, и логическое мышление, которое преждевременно пытались развить, в результате не разовьется даже до нормального уровня. Именно это и наблюдают сейчас педагоги, изумляясь тому, что многие вроде бы эрудированные старшеклассники оказываются неспособны к обобщениям, логическому переносу, мыслят шаблонно, изъясняются готовыми клише. Гибкость мышления, свойственная юности, у них отсутствует. Они с таким упорством цепляются за стереотипы, как будто им не пятнадцать, а семьдесят пять, когда человеку действительно бывает не под силу (и то обычно при не очень тренированном уме!) отказаться от своих закоснелых представлений.

Но это отдаленные последствия, а какие отклонения заметны раньше?

Также Вы можете :