email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Игра головой

В чем польза шахмат для ребенка?

Журнал: №1 (63) 2015 г.
Рисунок Н. Климентовской

Для профессионального успеха в современном мире необходимы гибкость мышления, готовность идти на риск, умение ориентироваться в меняющейся обстановке. Ничто не развивает эти качества так, как шахматы. Школьник может научиться этой игре дома, в учреждении дополнительного образования, на факультативе. Занятия особенно продуктивны, когда начинаются с первых шагов в начальной школе.

Об особенностях младшего школьного возраста

Психологи, которые работают с младшими школьниками, нередко отмечают, что не все дети, которые оканчивают младшую школу, умеют самостоятельно мыслить. Причем речь идет не только об отстающих учениках, но и хорошо успевающих. А между тем исследования специалистов показали, что все дети этого возраста обладают большими резервами умственного развития, которые можно пробудить, но которые часто так и остаются дремлющими.

На первый взгляд может показаться, что уровень развития мышления ребенка можно определить по его учебной успеваемости: если школьник хорошо учится — он развит хорошо, если плохо — необходимо искать причины этого в «недоразвитости» его мышления. Однако, как правило, дело обстоит совсем не так: в основе учебных успехов младшего школьника часто лежат прилежание и хорошо развитая память, а не мышление. Среди детей с плохой успеваемостью нередко бывают развитые ребята, которым по какой‑то причине просто «не хочется» хорошо учиться в школе, быть усердными, прилежными и аккуратными.

Вообще, младший школьный возраст — это этап наиболее активного развития у человека именно мышления, а не восприятия, памяти, речи и т. д. Именно в это время у детей формируется внутренняя интеллектуальная деятельность, они начинают работать «в уме».

Надо отметить, что для интеллектуально развитого взрослого многое в его способе действия представляется очевидным, само собой разумеющимся, например, способность действовать в уме, представлять какую‑то отсутствующую ситуацию, прогнозировать ее развитие и т. п. Иначе обстоит дело с ребенком.

Для ребенка развитие способности действовать «в уме» составляет стержень его умственного развития в возрасте примерно от семи до десяти-двенадцати лет. В психологии этот процесс получил название «формирование внутреннего плана действия».

Выделяют пять этапов формирования у детей этого внутреннего плана действия.

Также Вы можете :