email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Журнал неуспеваемости

Попробуем разобраться в причинах 
школьных неудач

Журнал: №6 (62) 2014 г.
Рисунок: Н. Климентовская

Разобраться в причинах школьной неуспеваемости, адекватно оценить ситуацию и вовремя решить проблемы с учебой ребенка поможет беседа с детским психиатром, доктором медицинских наук, профессором Галиной Вячеславовной КОЗЛОВСКОЙ.

Школьная неуспеваемость – это не только личная проблема ученика, повод для расстройства родителей и беспокойства школьной администрации. Это еще и серьезная социальная проблема, поскольку школьник не получает того запаса знаний, который ему необходим, чтобы в дальнейшем стать полезным членом общества. И если ребенку не удастся выделиться в какой-нибудь другой области (в спорте, ремесле, художественном творчестве, актерском мастерстве и т. п.), то он будет остро переживать свою несостоятельность.

– Неуспеваемость далеко не всегда объясняется умственной несостоятельностью ребенка. Гораздо чаще встречается другая ситуация: дети с нормальным интеллектом не справляются со школьной программой.

– С чем это связано?

– Причины разные. Бывает, педагогическая запущенность, когда дети растут в малокультурной среде и приходят в школу совершенно неподготовленными. Неуспеваемость может быть связана и с рядом психических недомоганий. Например, встречается так называемая дискалькулия, то есть неспособность усваивать математические знания. Или дисграфия, когда дети не могут правильно писать. Или дислексия – нарушение способности к овладению навыком чтения при нормальном интеллекте. А некоторые дети страдают алекситимией: им трудно рассказывать, особенно о том, что связано с чувствами и переживаниями. В результате возникает впечатление недоразвития. Это чаще свойственно мальчикам, потому что у них левое полушарие, заведующее речью, начинает работать позже, чем у девочек. Поэтому у мальчиков речь часто схоластичная, однообразная, с малым количеством слов. На успеваемость влияют и перенесенные болезни, вызывающие повышенную утомляемость и снижение внимания и памяти. Плохо отражается на успеваемости и совместное обучение мальчиков и девочек. Мальчики взрослеют позже девочек и часто попадают в разряд отстающих. Но одной из самых распространенных причин неуспеваемости детей с нормальным интеллектом является педагогическая агрессивность учителей и родителей. На ребенка возлагают большие надежды, и если он их не оправдывает, то попадает в разряд лентяев и неудачников. Бедный, сидит над уроками до глубокого вечера, и у него, чем дальше – тем больше, возникает отвращение к учебе. Я бы назвала это социальной проблемой, поскольку родители и учителя требуют от детей излишнего усердия в выполнении школьных программ, которые часто составлены непродуманно, без учета возрастных особенностей учеников.

– То есть детей ставят в заведомо тяжелые условия, с которыми многие не в состоянии справиться, а затем еще и возлагают на них вину?

Также Вы можете :