email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Слышится, но не пишется...

Нелегко сделать ребенка грамотным

Журнал: №2 (58) 2014 г.
Рисунок Е. Бухаловой

Непросто одинаково хорошо научить всех детей: с различной организацией умственной деятельности, различной системой культурных ценностей и воспитания в семье. Особенно нелегко сделать их грамотными, превратить урок русского языка в любимый, привлечь внимание к родной словесности, заинтересовать сочинениями и изложениями, то есть самое трудное сделать самым легким, увлекательным и желанным.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им необходимо усвоить. «Учиться — трудно!» — говорят очень часто и дети, и их родители. Вроде бы учебный год начался вполне успешно. Ничто, как говорится, не предвещало… И вдруг в дневнике стали появляться неудовлетворительные оценки по учебным предметам. В первую очередь это касается русского языка, чтения и литературы. Недовольные учителя пишут отчаянные замечания, возмущенные родители лишают детей компьютера или даже берутся за ремень. Ученики заболевают или находят другие причины, чтобы пропустить надоевшие уроки. Взрослые склонны приписывать участившиеся двойки своих детей и воспитанников лени или невнимательности.

Как понять, что ребенку действительно трудно дается правописание

Понять это можно по характеру ошибок, которые ребенок допускает еще в тот период, когда внешне все выглядит вполне благополучно. Если ошибки схожи с примерами, приведенными ниже, значит, тетрадь ученика сигнализирует: «Нужна помощь!»

• Отсутствуют пропуски между словами и предложениями.

• Не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса.

• Зеркальное письмо: буквы С, Э, З, Б, В и др. перевернуты в другую сторону. Эта же картина может быть и с цифрами.

• Повторение одной и той же буквы в написании слова, например: ПИРОП вместо ПИРОГ.

• Замена букв: Б-Д (колодок), Ж-Х (мужомор), И-У (клумат), Т-П (пигр).

• Ошибки в правописании гласных в ударных слогах (УЧЕТЕЛЬ вместо УЧИТЕЛЬ).

• Пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (ГАМАЗИН вместо МАГАЗИН).

• Забывание начертаний редко встречающихся букв (Ъ, Э) или прописных букв.

• Нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание букв, резкое колебание почерка (от мелкого — к крупному).

В такой ситуации помочь ребенку может специалист, знающий не только тонкости русского языка, но и основы психологии, нейропсихологии, понимающий, что происходит «в голове» горе-ученика, когда в его руке зажата ручка.

Первое — и самое главное: обратить внимание на характер ошибок в тетради ученика. Выделяют несколько основных проблем, наиболее часто встречающихся у таких детей

Также Вы можете :