email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Детство – не роскошь

Психолог о раннем развитии дошкольников

Журнал: №2 (58) 2014 г.
Рисунок: Н. Климентовская

Разговор о дошкольном детстве уместно начать с нередко встречающейся парадоксальной логики: ребенок готовится к школе, школьник готовится к вузу, студент готовится к работе, работник готовится к пенсии, пенсионер готовится… Страшно, если мы будем рассматривать дошкольное детство только как подготовку к школе. Об особенностях этого периода расскажет кандидат психологических наук Н. А. Пастернак.

— Сегодня дети уже к 2,5–3 годам приобщаются к информационной социализации, становясь информационными акселератами. Чем с ними заниматься, чтобы они не ушли в одиночество, не стали сугубо виртуальными людьми?

— Для современного ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтении входят в мир познания ребенка через ворота детской игры и другие соответствующие возрасту ребенка виды деятельности.

Через игру, сотрудничество со взрослым и диалог с ним дети знакомятся с окружающим их миром. Ключевой риск при этом состоит в том, чтобы не сделать мир ребенка по образу и подобию школьного, не надвинуть формы школьной жизни на дошкольное детство. При этом чрезвычайно важно не давать никаких оценок «академическим достижениям» дошкольника, не «привязывать» освоенные им учебные навыки к определенному возрастному показателю.

К примеру, часто интеллектуально подготовленные к школе дети совсем не обладают воображением — они не умеют мечтать и фантазировать, то есть у них не развиты те способности, которые называют творческими. Происходит это главным образом потому, что в дошкольном детстве они мало играли, в том числе с другими детьми.

Вообще, воображение всегда присуще творческим людям, и формируется оно, как уже было сказано, нередко во время ненормативного общения детей друг с другом. Кроме этого, сама деятельность эмоционального воображения позволяет ребенку сопереживать, сочувствовать и сорадоваться окружающим его людям. Войдя в роль другого человека, ребенок, изображая разные эмоциональные реакции, начинает их в действительности испытывать. Последнее обстоятельство ведет к тому, что ребенок сопереживает или сорадуется тому, кто находится во власти негативных или позитивных эмоций.

Также Вы можете :