email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Когда трудно говорить и писать

О проблемах речи и письма у современных школьников

Журнал: №3 (19) 2007 г.
Анна Алексеевна Алмазова
Анна Алексеевна Алмазова, заведующая кафедрой методики преподавания русского языка дефектологического факультета МПГУ.

– Анна Алексеевна, какие нарушения, связанные с речью, с восприятием языка наиболее часто встречаются у современных школьников?

– Наиболее распространены проблемы, связанные с нарушением чтения и письма, – дислексия и дисграфия. Хотя сегодня у детей и устная речь недостаточно развита. Последнее нельзя идентифицировать как нарушение – здесь мы скорее имеем дело просто с недостаточным развитием ребенка. Он приходит в школу, начинает учиться – и возникают проблемы. Сейчас от детей, приходящих в первый класс, требуется уже уметь читать и писать – писать в меньшей степени, но школа принимает уже читающих детей. А как их учили читать, по каким методикам – в расчет не принимается. Если это делали сами родители, то очень часто они делали это неправильно. Как часто мы радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а ведь это может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов. У дошкольника чтение очень индивидуально, а родитель может не учесть особенностей развития ребенка. Неадекватные методики обучения грамоте в дошкольном возрасте выливаются в ошибки и трудности в обучении письму и чтению в школе. 

Если говорить о нарушениях, то мы должны описывать клиническую картину: могут быть проблемы неврологического характера, проблемы, связанные со строением артикуляционного аппарата. В группу риска, конечно, входят дети, имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: «Еле языком ворочает...» Сейчас очень много детей рождается с дизартрическими расстройствами, когда нарушается деятельность артикуляционного аппарата за счет неврологических проблем.

Эти нарушения, связанные с деятельностью головного мозга, могут создавать проблемы на уровне не только письменной речи, но и устной – алалия, например. Патология, при которой в первую очередь нарушено понимание речи, носит название сенсорная алалия.

– Родителей многих современных школьников тревожит проблема дисграфии. Разъясните, пожалуйста, подробнее, что это такое?

– Дисграфия (от греч. dis – приставка, означающая расстройство, grapho – пишу) – это собственно нарушение письма. При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но и в написании этих слов они допускают грубые ошибки. В целом эта проблема обусловлена нарушением речи, и ее основой обычно выступает неполноценность фонематического слуха и затруднения в произношении. Дети, страдающие дисграфией, путают похожие по начертанию буквы: «З» и «Э», «Р» и «Ь» (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве «Ш» или «крючок» в букве «Щ». Пишут такие дети медленно и неровно, что, конечно, их расстраивает и мешает нормальной учебе.

– Можно ли вовремя разглядеть у ребенка эту проблему?

– Определить наличие нарушений письма и чтения в целом несложно. Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме должно насторожить родителей. Например, смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; д – у и т.д. Или ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка). При дисграфии особенно тяжело дается детям письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются между собой. Например: тубло (дупло), лесли (если) и т.п. Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, не пугайтесь, это не дисграфия, причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими и ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Нарушение чтения – дислексия, чаще становится очевидным ко второму классу. Иногда она со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

– Почему и когда возникают нарушения чтения и письма?

Также Вы можете :