email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Царица добродетелей

или Как бороться с детским непослушанием

Журнал: №2 (22) 2008 г.
«Послушание – это царица детских добродетелей, и при наличии послушания за ним последует в ребенке развитие всех душевных достоинств», – писал в начале XX в. известный православный писатель и богослов Н.Е. Пестов. А св. прав. Иоанн Кронштадтский выражался еще более определенно и жестко: «Каприз – зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу».

Непослушание первых людей, Адама и Евы, повлекло за собой вселенскую катастрофу, последствия которой испытывает на себе каждый из нас. С грехом вошла в жизнь смерть, вошли болезни, скорби, разные неприятности. Память об этом, пусть и в стертом виде, жива до сих пор. Даже у тех народов, которые не признают Библию своей Священной Книгой, или в среде атеистов детское непослушание никогда не считалось чем-то хорошим и правильным. Это вполне естественно: для самого ребенка такое поведение опасно, а для взрослых – оскорбительно. Ведь если ребенок, которого родители, в силу его детского возраста, полностью обслуживают, еще и начинает ими командовать, то взрослые автоматически низводятся до положения рабов. Их авторитет, естественно, рушится. Дети очень тонко чувствуют нарушение семейной иерархии и пытаются использовать это в своих эгоистических целях, причем реагируют по-детски ярко и непосредственно, не церемонясь. «Подай, принеси, унеси, пошла вон и не смей мне перечить, а то я тебе задам!» – вот кредо такого юного «рабовладельца». Конечно, подобное обращение, даже если оно по тем или иным причинам допускалось в некоторых семьях, неизменно вызывало осуждение окружающих.

«Ох, смотрите, наплачетесь вы с ним (с ней)! Разве можно так детей распускать?» – со всех сторон слышали чересчур снисходительные родители.


Дети без взрослых

Однако в последние десятилетия люди все чаще слышат противоположное. Воспитание называется «давлением», наказание – «насилием», взрослых уверяют, что дети ненавидят дидактику и что педагогика должна быть «недирективной». Дескать, вы изложите разные точки зрения, а ребенок пусть сам делает свой выбор. Он же свободная личность! Какое право вы имеете диктовать ему, с кем дружить, какие фильмы смотреть, играть или не играть в компьютерные игры, вступать или не вступать в интимные отношения, употреблять или не употреблять наркотики? Попробуйте убедить его, а если не получится – смиритесь. Значит, вы не подобрали правильных слов или не сумели завоевать авторитет. 

Хотя как можно завоевать авторитет у ребенка, который сызмальства привык, что тебя можно не слушаться, если ты «неубедителен»? Ясно же, что для своевольного человека только свое слово – закон, а к остальным он прислушивается лишь до тех пор, пока это не вступает в противоречие с его волей и желаниями.

Также Вы можете :