email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Детские сообщества

Как быть, если отношения не складываются?

Журнал: №5 (25) 2008 г.

Как быть, если взаимоотношения вашего ребенка с другими детьми не складываются? Ведь подобные сложности могут возникать не только со сверстниками во дворе или детском саду, но и в семье, с младшими или старшими братьями и сестрами. Что делать в такой ситуации и как уладить конфликт?

На вопросы «Винограда» отвечает Виктор Иванович СЛОБОДЧИКОВ, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, директор Института развития дошкольного образования РАО.

– Обучая ребенка ходить, играть, говорить, мы незаслуженно обходим своим вниманием такую важную деятельность, как общение. Что значит «научить общаться»? Как общение с другими людьми влияет на становление личности ребенка?

– Зададим вначале некую широкую рамку, где эти вопросы можно содержательно обсудить. 

В русском языке слова «общение»–«общность»–«общество» не только однокоренные, они из одного семантического гнезда – это очень хорошо видно. Сегодня это слово заменяют другим, и самая неудачная замена слова «общение» – словом «коммуникация». Коммуникация – это фиксированная связь между «источником» и «приемником», это путь сообщения, притом ее основным содержанием является трансляция информации, товаров, услуг, энергии и т.п. 

Слово «общение» имеет на самом деле более глубокий – онтологический смысл: это процесс, который рождает общность, притом не формализованную организацию, а человеческую общность: от души к душе. Смысловое пространство понятий «общение», «общность», а за ними и «общество», вовсе не совпадает с понятием «социум». 

Социум задает и объединяет формальные структуры по правилам, по закону, по нормам, а общество есть живая общность, сплетение и взаимосвязь жизней, и живет оно, как правило, по ценностям и смыслам. Мы, например, можем входить в него, а можем не входить: «это не мое общество»… В первом случае человеческие объединения регулируются правилами, предписаниями, а в другом случае… смыслами, ценностями. Вот это очень важно.

И теперь о детском сообществе. Человек при рождении попадает в уже обжитой мир. Ребенок зарождается, рождается и живет в системе реальных, живых, хотя и разнородных связей с другими людьми (первоначально с матерью, затем еще с близкими, впоследствии и с дальними). Можно вообще сказать: нигде и никогда мы не увидим человека до и вне его связей с другими. Он всегда существует и развивается в со-обществе и через со-общество.

Также Вы можете :