email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Удобные дети

О своевременном воспитании самостоятельности

Журнал: №6 (80) 2017 г.
Рисунок Е. Бухаловой

В последние годы родители, стремящиеся быть в духе времени, берут на вооружение западные принципы воспитания. В том числе стремятся как можно раньше приучить ребенка к самостоятельности, надеясь, что так он лучше подготовится к взрослой жизни. Но поведение детей при этом нередко искажается, в нем явно проглядываются признаки так называемой депривации – дефицита родительской любви. Это серьезно сказывается на формировании личности ребенка.

Разобраться в данном вопросе нам поможет специалист по раннему детскому развитию, практикующий психолог, старший научный сотрудник Института педагогических инноваций Ирина Александровна КАРПЕНКО.

Ребенок рано отделяется от матери

По современным представлениям о качестве жизни ребенок должен иметь свою комнату, и родители тратят немало сил и средств сперва на то, чтобы ее красочно оформить, а потом... чтобы приучить маленького сына или дочку в ней находиться.

Многие дети отказываются сидеть в комнате одни даже днем. Других дневное одиночество не тяготит, а вот ночное представляет собой серьезную проблему. Но если примерно к пяти годам он не приучается спать один, психологи (тоже в массе своей проникнувшиеся западными представлениями об отклонениях от нормы) начинают бить тревогу. И родители, доверяя специалистам, спешат исправить ошибку.

«По совету психолога, – рассказывала мама шестилетней Кати, – год назад я отселила дочку в ее комнату. В первый вечер Катюша закатила истерику, рыдала без перерыва часа полтора, потом, обессилев, заснула. Я сама тоже плакала, но все-таки выдержала характер. На следующий вечер дочка капризничала уже меньше, потом еще меньше, и наконец, стала засыпать совершенно спокойно. Только просит оставить зажженный ночник и перед сном раз пять сбегает в туалет. А ночью все равно описается! Даже удивительно: в три года никакого энуреза не было, а теперь Катя редко когда просыпается в сухой постели».

В нашей культуре маленький ребенок никогда не спал один! У крестьян проблема отдельной жилплощади для детей вообще не стояла. Но и дворяне не предоставляли каждому малышу по комнате, а помещали их в общую детскую. Если же семья была однодетной, с ребенком все равно ночевал кто-то из взрослых: кормилица, няня, дядька из крепостных.

«Между прочим, и у европейцев еще недавно дела обстояли несколько по-другому, – говорит специалист по раннему детскому развитию, старший научный сотрудник Института педагогических инноваций Ирина Александровна Карпенко. –Вспомним в качестве примера фильм “Синяя птица”. Да, дети жили в отдельной комнате, но, во-первых, детей в семье, как правило, было несколько. Во-вторых, в доме имелись кошки, собаки, птицы – короче, всякая живность. Кроме того, дети активно общались с соседями и многочисленными родственниками. Во многих же современных семьях дела обстоят иначе. Ребенок лишен нормального человеческого общения с окружающими, потому что семья живет изолированно, с соседями часто даже не знакома. С детьми малыш может поиграть только на детской площадке или же когда к родителям приходят гости со своими ребятишками, а такая возможность предоставляется нечасто. Значит, ребенок достаточно много времени проводит наедине с игрушками и развивающими пособиями. Казалось бы, все отлично. Малыш погружен в развивающую среду. Но дело в том, что без взрослых эта среда не является развивающей!»

Основа развития ребенка – контакт с близким взрослым 

До года это вообще непременное условие. После Второй мировой войны психологи провели обширные исследования поведения детей-сирот, и было доказано, что такие проявления, как демонстративность, прилипчивость, внешняя отупелость, снижение интеллектуального развития, возникают у ребенка, как правило, при отсутствии или нехватке контакта с единственным наиболее значимым взрослым. Причем это не обязательно должна быть мама. Главное, чтобы не было чехарды: сегодня один воспитатель, завтра – второй, послезавтра – третий, четвертый, потом опять первый... Если один или даже двое взрослых по очереди ухаживают за ребенком хотя бы в течение недели, то эмоциональное развитие малыша бывает в норме.

Что же происходит зачастую в современной семье? Мама, ориентированная на карьеру, спешит передоверить малыша бабушкам, няням, боннам, гувернанткам. За пару лет у него порой может смениться несколько нянь, так что он толком не успеет ни к кому привыкнуть. Младенца либо вообще не кормят, либо рано перестают кормить грудью. В результате первичный телесный контакт с матерью нарушается. На первом году жизни этот контакт крайне важен, его потеря невосполнима. Есть, например, исследование французских психологов, показывающее, какое огромное значение для маленького ребенка имеет запах мамы.

Работая с женщинами-заключенными, которые содержатся в разлуке с детьми, психологи привозят малышам мамины носовые платки, чтобы хотя бы таким образом дети не утрачивали связи с матерью. Подобные первичные ощущения, запахи – залог нормального развития ребенка. Если их нет, подрывается то, что в психологии называется «базисное доверие к миру». Подрыв базисного доверия к миру приводит к формированию невротической конституции, в основе которой лежит повышенная ранимость.

Ребенок – предмет ухода

Многие мамы недостаточно общаются со своими маленькими детьми. Ребенок становится просто предметом ухода. Ему надевают памперс, который долго не нужно менять, пеленают и куда-нибудь транспортируют: в парикмахерскую, бассейн, фитнес-центр, супермаркет. Ну а там поручают заботам специального персонала.

Перед глазами у малыша погремушка, за ним присматривают, если надо, покачают, но относятся к нему скорее как к вещи, сданной на хранение, а не как к человеку. Но ведь сейчас сильно возросло количество родовых травм, минимальных мозговых дисфункций, вызванных стимуляцией родов, увеличилось число детей с задержками развития, детей-инвалидов. И все эти дети, по оценкам специалистов, в десять раз больше нуждаются в телесном контакте с матерью!

Кроме того, с младенцами раньше много говорили. Зачем, казалось бы, приговаривать, пеленая двухнедельную крошку: «Сейчас-сейчас мы тебя оденем, подгузничек поменяем...»? Младенец ведь ничего еще не понимает, ответить не может. Наши бабушки, даже самые необразованные, знали, что это необходимо. Иначе речь будет развиваться плохо. Ведь прежде, чем начать что-то отдавать, нужно сперва накопить.

Теперь же мать нередко ухаживает за младенцем молча. Если ребенок спокойный и подолгу может лежать один, довольная мама будет заниматься домашними делами или собой. Ей и в голову не придет «тревожить ребенка своей болтовней». В результате такие дети к году говорят мало. Общее недоразвитие речи сейчас – довольно частый диагноз. 

«Меня воспитал компьютер»

Всем знакомо выражение «меня воспитала улица». Теперь то же самое порой можно сказать о компьютере. В США даже разработаны специальные компьютерные приставки для младенцев. К ручкам ребенка присоединяются специальные датчики, и когда ребенок непроизвольно движется, на экране возникают цветовые пятна. Постепенно малыш заинтересовывается картинками и начинает развлекать себя сам. Молодые мамы в восторге: мало того, что ребенок подолгу их не беспокоит, так еще и реклама уверяет доверчивых родителей в полезности раннего приобщения детей к компьютеру.

Снова прислушаемся к мнению специалиста. «У детей, с младенчества пристрастившихся к игровым приставкам, – рассказывает психолог И. А. Карпенко, – бывают неразвиты лобные доли мозга. Если к пяти-семи годам их недоразвить, время будет упущено. Результат – формирование людей с недостаточным развитием высших психических функций. Попросту говоря, у них и с интеллектом дела обстоят неважно, и эмоционально-волевая сфера нарушена. Такие люди более склонны к асоциальному, девиантному поведению, неспособны к глубоким, устойчивым, осмысленным взаимоотношениям с другими людьми. Они не в состоянии просчитать последствия своих поступков, чаще подвергаются стрессам и попадают в критические ситуации. Особенно тяжела для них современная жизнь с ее многочисленными соблазнами. При недостатке силы воли это нередко оказывается фатальным. Такие недоразвитые люди вообще не очень жизнеспособны».

У многих ребят возникает и так называемый синдром гиперактивности с дефицитом внимания, что опять-таки не способствует ни обучению, ни социализации. Так что, идя на поводу у моды, родители невольно порождают целый клубок серьезнейших проблем.

Как же приучение к самостоятельности? 

«Вот именно! – скажут читатели. – Как дети станут самостоятельными, если они даже спать не могут отдельно?»

Попробуем разобраться и в этом вопросе. Конечно, с годами ребенок должен развиваться. В том числе и психологически. Базовых механизмов психологического развития два. Это подражание, когда ребенок старается уподобиться взрослому, и отделение, постепенно готовящее его к самостоятельной жизни. Воспитание должно быть сбалансированным, чтобы не было ни депривации (дефицита любви), ни гиперопеки, когда взрослые трясутся над своим отпрыском, не давая ему ступить ни шагу без подсказки.

Но ведь отделение ребенка вовсе не обязательно должно происходить за счет его ранней «ссылки» на ночь в другую комнату! Тем более что в нашей традиционной культуре это не принято, и значит, подсознательно воспринимается малышом как нечто неправильное, противоестественное. Кроме того, очень важно учитывать особенности психики ребенка и конкретные обстоятельства его жизни. Ранимых, впечатлительных детей лучше оберегать от дополнительных стрессов.

Скажем, малыш в четыре года спокойно засыпал в своей комнате, а потом пошел в сад и перестал отпускать от себя по вечерам маму. Родные считают это капризами, раздражаются, борются с ребенком. На самом деле посещение детского сада – это уже серьезное отделение ребенка от семьи, ведь он проводит в саду почти целый день. И, возвращаясь домой, нуждается в усиленной эмоциональной поддержке, в большей близости с родителями.

«Мне вообще кажется, что вопрос, спит ли ребенок отдельно, не является принципиальным для его социализации и эмоционального развития, – говорит И. А. Карпенко. – Особенно в дошкольном возрасте. Проблема на самом деле в другом. Родители нередко развивают самостоятельность ребенка, чуть ли не насильно заставляя его засыпать в одиночестве, но при этом очень долго боятся отпустить его одного даже в соседний подъезд за хлебом».

Нормальное же отделение ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста состоит в том, что он должен на­учиться комфортно чувствовать себя в детском коллективе без мамы, общаться с друзьями семьи и отдельно живущими родственниками, спокойно оставаться у них ночевать, не стесняться обращаться с вопросами или просьбой к преподавателю, продавцу, консьержке. В 7–8 лет он уже вполне может ходить в магазин за мелкими покупками, самостоятельно выполнять разную домашнюю работу.

Итак, существует много способов развивать самостоятельность, не мучая ребенка непосильными требованиями. Когда же он психически окрепнет, сам выразит готовность спать отдельно. К сожалению, многим современным родителям не хватает терпения, чтобы дождаться этого момента. 



Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|