email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Причины подростковых суицидов

Лечебная сила искусства

Журнал: №2 (76) 2017 г.
 Рисунок Е. Васильевой

Проблема подростковых суицидов приобрела в последние годы особую актуальность: средства массовой информации с завидным постоянством сообщают об очередном случае добровольного ухода из жизни еще почти детей. Число самоубийств среди молодежи выросло в три раза. Каждый двенадцатый подросток в возрасте 15–19 лет пытается совершить попытку самоубийства. О причинах этого явления дискутируют психологи, врачи, журналисты. Найти информацию об этом можно и на некоторых школьных сайтах.

Причины подростковых суицидов, на которые обращает внимание школа

Некоторые школы (их не так много) на своих сайтах отражают проблему профилактики подростковых суицидов, описывая причины, которые толкают на это подростков. К ним школы относят неблагополучие в семье, влияние Интернета, развод родителей, неудачи во взаимоотношениях со сверстниками. Все это, безусловно, так, но школы практически не затрагивают такой проблемы, как «зацикленность» ребенка на получение только отличных оценок, страх перед ЕГЭ или очередным мониторингом. При этом именно из-за двойки на административной контрольной, плохой сдачи ЕГЭ и происходит множество настоящих трагедий!

Говоря иначе, та модель успеха, которую разделяют сегодня многие родители (дети должны отлично учиться в школе, поступить в престижный вуз и т. д.), полностью поддерживается и школой. Это и понятно: вышестоящие организации оценивают эффективность работы учебного заведения преимущественно по предметному результату: показателям мониторингов, сдаче ЕГЭ, количеству победителей олимпиад. Об одаренных детях и учащихся с высокими реальными учебными возможностями заботится правительство, утверждая программу «Одаренные дети», ему вторят региональные власти и департамент образования. Комфортно и уверенно чувствуют себя ученики, получающие грамоты за призовые места в олимпиаде, научно-практической конференции школьников. Но по каким-то своим, особым законам природы, не всегда понятным человеку, живут рядом с вундеркиндами другие дети – учащиеся с низкими реальными учебными возможностями, плохо или совсем необучаемые школьники. О них не пишут в газетах, их не снимают на камеру, без гордости в голосе говорят о них родители, тяжело вздыхают учителя, принимая в класс такого ученика. В этой ситуации аутсайдеры учебного процесса часто не видят для себя другого выхода, как уход из жизни.

Наша школа рассчитана на среднего ученика. Любому другому в ней неуютно. Ребенку не среднему, неуспевающему, с отклонениями в развитии c такой школой не сдружиться. И не потому, что здесь работают черствые, бездушные люди. А потому, что они ограничены общими условиями и требованиями, вынуждены на какой-то момент предоставить результаты своей работы. Требования жесткие и безжалостные: не научился читать с заданной скоростью – значит, плохой, не умеешь решать задачи – отстающий, не можешь запомнить стихотворение – неуспевающий.

Удивителен и фанатизм, с которым родители, часто социально успешные люди, «достигают своих целей», загоняя собственных детей в ситуацию нескончаемого стресса. Разряжаются эти дети нередко на сверстниках: проблема буллинга также весьма актуальна для наших школ. Плохая оценка в школе может стать причиной трагедии, особенно если эти оценки важны для родителей.

Такая тема, как достижения, начинает активно подниматься в возрасте от 7 до 12 лет. И не только плохая оценка может стать причиной суицида в этот период, а также неудача в любимом кружке, в своей компании.

Cлишком большой ажиотаж и вокруг ЕГЭ. Это похоже на массовый психоз, истерию. Учителя боятся, семья боится, все страхи семьи и школы отражаются на эмоциональном состоянии ребенка. Но вместо того, чтобы подростка поддержать, и школа, и семья, как правило, загоняют его в угол.

Говоря иначе, школа не считает группой риска тех учеников, которые учатся только на «отлично», не проводит профилактические беседы с их родителями, как правило, не обеспечивает им самим психологическое сопровождение. И получает «на выходе» психически неустойчивых людей, склонных к аффективным, часто внешне ничем не мотивированным действиям.

На какие признаки суицидального поведения должны обращать внимание родители

Чтобы предотвратить подростковый суицид, родители должны знать, что среди тех, кто покушался на самоубийство или же совершил суицид, наличие депрессивного состояния той или иной степени глубины отмечается в подавляющем большинстве случаев. Кроме этого, часто суицидальные попытки совершают подростки, имеющие истерические расстройства, демонстративность характера.

Уязвимыми в этом вопросе бывают и замкнутые, романтичные дети, мягкие, нежные, преданные идеалисты. Они, как правило, успешны в учебе. Этакие, как сейчас говорят, «ботаники». Причем более тягостна для такого подростка не враждебность окружающего мира, а ситуация в семье, когда у родителей слишком завышены требования и ожидания от успехов ребенка. Тогда у школьника развивается усталость, переходящая в депрессию. И порой напрашивается тот печальный выход из тупика, о котором мы сейчас говорим. Такие дети обычно очень ранимы и не имеют толерантности к преодолению неудач. В учебе они вполне успешны, а в других жизненных обстоятельствах могут демонстрировать полную беспомощность. У всех детей проявляются эмоциональные колебания, но такой подросток может впасть из-за своих неудач в депрессию и наложить на себя руки.

Депрессивные состояния у подростков имеют свою специфику: они нередко могут выражаться в нарастании агрессивного поведения, упрямства, протестного поведения, ухода в себя.

Родителей должны насторожить как отсутствие аппетита и сна у ребенка, так и обжорство, повышенная сонливость, пренебрежительное отношение к себе (неряшливость и т. п.), высказывания типа: «Не хочу больше жить», «Вы пожалеете...», «Я вам покажу...» и т. п., изоляция от сверстников, членов семьи.

Что делать родителям, когда в поведении ребенка их что-то насто-раживает

Прежде всего, найти удобный момент и поговорить с подростком по душам, дать ему выговориться. Вообще, говорить и говорить с взрослеющим ребенком о его «непростой» жизни просто необходимо! При этом собеседником для подростка может выступать близкий взрослый, психолог, священник. Главное, чтобы ребенок был кем-то услышан и понят. 

Если его так травмируют не-удачи, например в спортивных занятиях, то лучше отказаться от них, но найти ему другое применение, где он будет чувствовать себя более успешным.

Также необходимо помнить, что в уголовном законодательстве недаром существует статья «Доведение до самоубийства». Если, предположим, ребенок попытался покончить с собой после оскорблений учителя или травли со стороны других ребят, нельзя оставлять это без последствий. Ребенок должен чувствовать поддержку, иначе он еще сильнее впадет в отчаяние, и следующая попытка суицида вполне может оказаться завершенной. Если проблемы в школе достигли такого пика, то не стоит бояться смены школы.

И конечно, подростку с суицидальными тенденциями необходима грамотная психологическая помощь.  

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|