email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Дети дождя

Кто такие аутисты?

Журнал: №1 (75) 2017 г.
Рисунок Е. Васильевой

Аутизм. Врачи все чаще ставят этот диагноз – непонятный и потому страшный. Детей-аутистов с каждым годом становится больше. Давайте попробуем разобраться, кто же такие аутисты, как появился аутизм и поддается ли он лечению.

Слово «аутизм» происходит от греческого «ауто» и означает «сам по себе». Впервые заговорил об аутизме в начале XX века швейцарский психиатр и психо-аналитик Эйген Блейлер. Позже, в 1940-х годах, аутизм стали изучать Лео Каннер в США и Ганс Аспергер в Австрии. Каннер, много работавший с детьми, в своей работе «Аутистические нарушения» приводит слова мамы маленького Фредерика: «...Ребенок всегда сам по себе. Я могла оставить его одного, и он был счастлив развлекать сам себя, ходя по кругу, напевая. Я никогда не видела его кричащим, чтобы привлечь внимание… Его не интересовали обычные детские игрушки типа машин. Он боится моей взбивалки для яиц и каменеет при звуках пылесоса. Лифты повергают его в панику. Он боится волчков. До последнего года он в основном игнорировал людей. Когда у нас бывали гости, он не обращал на них никакого внимания... Обычно люди ему мешают. Если они подходят слишком близко, он отталкивает их. И не хочет, чтобы я трогала или обнимала его, но может подойти и дотронуться до меня. Он в известной мере склонен привязываться к какой-то одной вещи… Он определенно не любит пробовать новое… До двух лет он произнес всего два слова: “папа” и “Дора” – имя мамы. После этого, между двумя и тремя годами, он мог говорить слова, которые, казалось, приходили неожиданно для него самого. Он произносил их и больше никогда не повторял. Одним из первых его слов было “комбинезон”».

При аутизме, как видно из рассказа мамы Фредерика, страдает способность малыша общаться. Интересно, что уровень умственного развития у аутистов может быть как очень высоким, так и совсем низким. К сожалению, дети с аутизмом имеют отклонения в речевом и эмоциональном развитии, проблемы с вниманием. Многие из них – инвалиды.

В самом начале нынешнего века считалось, что аутизмом страдает приблизительно один ребенок на тысячу. Уже в 2005 году шла речь уже об одном ребенке на 250–300 новорожденных. Ученые прогнозируют дальнейший рост числа людей с аутизмом. С 2008 года ООН объявила 2 апреля Всемирным днем распространения информации об аутизме.

Несмотря на всю неопределенность причин, неравнодушные специалисты уже многие десятилетия разрабатывают методы, как направленные на раннюю диагностику аутизма, так и позволяющие максимально помогать особым детям встроиться в жизнь.

Что делать?

Сейчас есть основания полагать, что аутизм – это не заболевание, а нарушение развития. А значит, лекарствами аутизм вылечить невозможно, так как его источники лежат не только в организме, но и в социальном окружении, и в культуре в целом.

Каждый случай аутизма индивидуален, и многое зависит от родителей. Диагностику аутизма проводят у детей, достигших возраста полутора лет. Основные ее критерии – нарушения в развитии речи, зрительного контакта при общении, отсутствие интереса к сверстникам, своеобразные и неизменные предпочтения в еде, мешающие нормальному физическому развитию, и другое. Малыш, страдающий аутизмом, стремится к изолированности, уединению, и если его расспрашивать о чем-то, он, как правило, сильно тревожится и протестует против общения.

Чем раньше будет проведена диагностика и при необходимости начнутся коррекционные занятия (например, в службах ранней помощи, организованных в государственных психолого-педагогических центрах), тем благоприятнее будут результаты и благополучнее сложится судьба малыша. И наоборот, чем ближе к школьному возрасту родители забьют тревогу, тем выше вероятность, что ребенок попадет в специализированную школу.

Но даже такой вариант развития событий – не приговор. Педагоги, дефектологи, психологи и врачи стремятся вывести таких детей в социум. Поэтому одной из основных задач родителей и специалистов является стимуляция самостоятельности у детей с расстройством аутистического спектра. Это возможно, ведь среди аутистов есть программисты, конструкторы, музыканты, в общем, успешные, состоявшиеся в жизни люди.

Некоторые аутисты, став взрослыми, пишут книги, где передают свои впечатления. Например, Темпл Грандин («Моя жизнь с аутизмом»), Донна Уильямс («Если ты прикасаешься ко мне, меня не существует»), Биргер Зеллине («Душа в ловушке»), Д. Таммет («Я родился в синий день») написали интересные истории о своем опыте. Их произведения показывают нам, что симптомы аутизма имеют скрытый смысл. Выросшие «особые» дети помогают педагогам, врачам и всем неравнодушным людям понять, насколько важно уловить смысл, причины этого явления!

Найти свой путь

Направлений и принципов лечения аутизма существует великое множество, и по каждому направлению имеется масса научных статей и обоснований. В этом изобилии есть плюсы и минусы. Хороша ситуация тем, что разные методы можно пробовать и сочетать, формируя комплексный подход к сопровождению детей с аутизмом. Слабость же ее в том, что далеко не все методики прошли испытание временем и доказали истинную результативность. Вот некоторые подходы к сопровождению и коррекционной работе с детьми, которым поставлен диагноз «аутизм».

Модный сейчас прикладной анализ поведения (ABA) основан на подкреплении и наказании ребенка. Он чрезвычайно популярен в США, и не только. В расчет берется лишь поведение ребенка (как видно из названия метода). Прикладной анализ поведения делает ребенка удобным для общества, сглаживает последствия аутизма, но исключает попытки понимания глубинных причин существующей проблемы.

Сенсорная интеграция основана на помощи ребенку в «переваривании» стимулов извне. Малыш учится психически перерабатывать, осмыслять и передавать свои звуковые, зрительные, тактильные и прочие ощущения в сопровождении специалиста, а потом и самостоятельно. Многие из упражнений по этому методу могут побудить ребенка развивать способность планировать и затем выполнять свои действия.

Онтогенетическая кинезотерапия, или кинезотерапия развития – одно из направлений лечебной физкультуры, применяемой в восстановительной медицине. Кинезотерапия имеет дело с дефицитарными областями физического развития малыша, которые нарушают его гармоничное функционирование, и через специальные техники помогает ребенку менее болезненно справиться с задачами развития.

Психоаналитическое лечение является лечением посредством отношений. Оно не подразумевает физического воздействия, в отличие от вышеописанных методик, и поэтому может успешно с ними сочетаться. Психоаналитический подход, как и остальные, подразумевает обязательное активное участие родителей. На сеансах ребенок учится воспринимать свою маму более зрело, получать удовольствие от общения и с ней, и с реальным, а не своим изолированным миром.

Все вместе – и душа на месте

Аутизм – это нарушение развития, и оно в той или иной степени остается с человеком на всю жизнь. Но благодаря ранней диагностике и помощи можно добиться значительных результатов. Первый шаг, который необходимо сделать, – признать наличие проблемы и затем действовать без промедления. Здесь важно здравомыслие. Помните, что подкрепление излишней беспомощности и «болезни» ребенка или, напротив, провозглашение его непонятым по причине гениальности будут одинаково мешать продвижению по тернистому пути в мире людей. От родителей требуется, прежде всего, гибкость и принятие аутичного ребенка со всеми его непредсказуемыми проявлениями. Жить, а не придумывать жизнь – крайне важная установка для сопровождения роста малыша с такой особенностью развития, как аутизм.  


Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|