email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Мир, который я собрал

Выбираем конструктор для ребенка

Журнал: №5 (73) 2016 г.
Рисунок Е. Васильевой
Каждому родителю хочется порадовать ребенка не просто яркой и привлекательной, но и полезной игрушкой. В последние годы стали особенно популярны конструкторы: деревянные, металлические, пластмассовые и даже из настоящих крошечных кирпичиков. Причина популярности очевидна — конструкторы невероятно полезны для развития пространственного мышления, мелкой моторики, концентрации внимания. Но как выбрать среди представленного разнообразия наиболее подходящий конструктор? В каком возрасте и что необходимо, чтобы заинтересовать и увлечь малыша?

Уже с 7–9 месяцев малышу доступны простые модели. В это время закладываются предметно-манипулятивные навыки. Кроха учится хватать предметы, совершать с ними различные действия. Хорошими помощниками здесь будут кубики – из ткани, дерева, пластика. Для самых маленьких выбирайте «мякиши» или легкие пластмассовые. В дальнейшем наборы можно усложнять – покупать варианты для собирания сюжетных картинок, с буквами, строительные (конусы, цилиндры, арки, бруски).

После года хороши рамки-вкладыши, где нужно вставлять изображения и фигуры в соответствующее обрамление. В этом возрасте активно развивается восприятие – цвета, формы, размера, понимание отношений «часть – целое». Кроме этого, подобные игрушки помогают насыщать речь ребенка – вкладывая предмет в рамку, мы называем его, пополняя словарный запас маленького человека.

С 1,5–2 лет можно покупать конструкторы Лего или аналогичные. Они разработаны для разных возрастных категорий, обладают разным уровнем сложности, часто привязаны к популярным сюжетам мультфильмов, тематическим сериям. Это развивает не только мелкую моторику и пространственные представления, но и речь, воображение при развитии игрового сюжета. Особенный интерес в данной категории вызывают конструкторы-трансформеры, где одна модель может превращаться в другую.  

После трех лет детей могут заинтересовать магнитные конструкторы. Модели из них собираются быстро и не требуют кропотливой работы, поэтому ими легко увлечь даже непосед. Правда, игра должна проходить в присутствии взрослых из-за наличия мелких магнитных деталей. Полезными будут и конструкторы-лабиринты. В них элементы соединяются между собой, создавая запутанную сеть, по дорожкам которой скатываются шарики. Прослеживая их путь глазами, малыш развивает концентрацию и устойчивость зрительного внимания.

Безопасность

В последнее время в гастроэнтерологии обеспокоенность медиков вызывает быстро растущая популярность магнитных конструкторов. Она связана с участившимися случаями проглатывания детьми его мелких деталей, содержащих магнит. Медицинской общественностью Канады, США и Великобритании уже активно обсуждается проблема серьезной опасности разборных магнитных конструкторов.

Причина в том, что мелкие инородные предметы, которые дети иногда случайно проглатывают, обычно не травмируя внутренние органы, проходят по пищеварительному тракту и выводятся при дефекации. В случае проглатывания магнитных деталей, однако, складывается несколько иная ситуация. Магниты притягиваются друг к другу, они образуют свое-образные конгломераты, которые естественным путем не могут быть выведены из желудочно-кишечного тракта. Это может стать в дальнейшем причиной образования кишечных патологических свищей.

Как уберечь ребенка? 

Не покупать малышу магнитные конструкторы до трех лет (хотя и более взрослые дети умудряются причинить себе вред). 

Все магниты должны быть надежно скрыты внутри панелей из очень прочного пластика, что исключает возможность их извлечения и проглатывания.

Магнитные элементы содержатся только в крупных деталях, которые невозможно проглотить целиком.

Старшим ребятам

Ближе к старшему дошкольному возрасту нужны более сложные конструкторы, к примеру болтовые. Собирать их не очень просто, и часто требуется активное участие родителей (особенно пап). Также можно предложить контурные варианты,  состоящие из множества трубочек, которые легко сгибаются, принимая различные положения. В состав входят крепежи и палочки, разные по цвету и размеру. С их помощью создаются причудливые модели. 

Для младших школьников подойдут электронные конструкторы на основе электросхем. Они отлично расширяют кругозор, в частности, знакомят с основами физики. Популярностью в этом возрасте пользуются также модели для сборки (из дерева, пластика, бумаги, картона). Девочкам понравится собирать дворцы, дома для кукол, мальчикам – корабли, самолеты, автомобили. Пользу от таких занятий можно расширить: не просто купить очередную модель, но вместе найти сведения о каком-то замке или вертолете. Так вы на-учите ребенка искать информацию и работать с ней. 

Или, как вариант, «автешные» конструкторы – AVToys. Автешки состоят из 12 разноцветных деталек. Каждая имеет свое имя: тре-угольник, квадрат, большая и малая эФ, троечка с двоечкой, птичка с коньком, пара осей и пара колес. Они могут быть девяти разных цветов: белого, черного, красного, желтого, салатового, зеленого, голубого, синего и розового.

Предлагая конструктор

Помните, что чадо не начнет играть в него в ту же секунду и самостоятельно. Такая игрушка – отличная возможность пообщаться с детьми, организовать совместную деятельность с братьями и сестрами.

Не пытайтесь собирать его вместо ребенка. Немного помогите, показав лишь принцип.

Используйте разные варианты игры – создавайте готовые модели по инструкции или придумывайте собственные. В первом случае вы формируете умение работать по образцу, ориентироваться в схемах, во втором – стимулируете воображение малыша.

Поддерживайте доведение сборки до конца, не бросая процесс, если стало трудно. Готовую модель хотя бы на время поставьте на видное место как важное достижение ребенка в его самостоятельном творчестве.

Будьте внимательны!

Покупайте конструктор, соответствующий возрасту крохи – в нем заведомо не будет деталей, форма и размер которых могут быть небезопасными.

Обратите внимание на материал и обработку. На игрушке не должно быть неровностей, зазубрин, неаккуратных швов, липких поверхностей, клеевых потеков и отслаивающейся краски.

Не забудьте понюхать игрушку: ярко выраженный химический запах, который чувствуется даже через плотную упаковку, – сигнал низкого качества.

Проследите, чтобы все магниты были скрыты внутри панелей, так вы исключите риск проглатывания.  

  • Некоторые конструкторы имеют специальные панели для крепления деталей. Мануальные терапевты советуют использовать эту основу для акупунктурного массажа. Выложите пластинки на полу и предложите крохе походить по ним босыми ногами 1–5 минут. Можно даже полежать на этом тактильном «покрывале». Такой легкий и забавный массаж очень полезен для здоровья малыша. 

  • Не так давно в Москве открылся Музей конструктора, где дети и взрослые могут познакомиться с историей основных производителей детского конструктора. В музее – конструкторы со всего света. Побывав там, ребенок узнает, кто является родоначальником детского конструктора, как развивалась данная индустрия, кто заработал на игрушках свой первый миллион и, конечно, о том, какие они – конструкторы будущего.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|