email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

На разрядку становись!

Учимся управлять стрессом

Журнал: №4 (72) 2016 г.
Рисунок М. Ивановой

Стресс — один из наболевших вопросов для городских жителей. И не только для взрослых, но и для подрастающего поколения. Впрочем, возможно, для детей проблема актуальнее, поскольку детская психика более хрупкая и уязвимая, и порой даже незначительные события способны вызвать потрясение у ребенка. Однако, если научиться управлять процессом, многих неприятностей можно избежать. Такие методы управления, или, как их еще называют, методики «стресс-менеджмента», становятся популярнее день ото дня.

Стресс задуман природой для выживания индивида, но если человек находится в состоянии стресса перманентно, возникает обратная реакция, когда организм работает против самого себя. В стрессовой ситуации начинает вырабатываться гормон кортизол, в сочетании с инсулином способствующий отложению жиров, а повышенное содержание эпинефрина (более известного как адреналин) при стрессе ведет к повышенному артериальному давлению. Состояние боевой готовности, типичное для стрессовой ситуации, не должно длиться постоянно, так как организм попросту изнашивается. Эту опасность нельзя недооценивать. У детей стресс обычно приводит к нарушениям сна, когда ребенок долго не может заснуть или часто просыпается, беспокоится, кричит. Днем такой малыш может жаловаться на повышенную утомляемость, головную боль, становится апатичным и вялым или, наоборот, раздражительным и агрессивным. Частые ОРВИ тоже могут быть признаком хронического стресса, его соматическими проявлениями. 

Особенно опасен стресс в раннем возрасте. При сканировании мозга детей, перенесших стресс в раннем детстве, ученые заметили, что гиппокамп и миндалина у них меньше по сравнению с мозгом детей, которые не сталкивались со стрессом. Ученые пришли к выводу, что сильные негативные переживания или постоянное пребывание в неблагоприятной психологической обстановке в нежном возрасте в длительной перспективе может нанести непоправимый урон мозгу.

Исследование американских ученых было опубликовано в журнале «Биологическая психиатрия» (Biological Psychiatry). Результаты исследования показали, что подобные изменения в мозге в итоге приводят к поведенческим проблемам в подростковом и зрелом возрасте. 

Кроме того, сильный перманентный стресс способствует развитию хронических болевых синдромов, снижению иммунитета. При снижении защитных сил организма любое, даже неопасное заболевание переходит в хроническую форму и может грозить осложнениями. Так, например, дети, испытывающие стрессовые воздействия, нередко страдают синдромом раздраженного кишечника.

В исследовании, опубликованном в журнале Brain, Behavior, and Immunity, было доказано, что подверженность стрессу в детстве и юности вызывает нарушения в составе микрофлоры и ведет к более интенсивным стрессовым реакциям в зрелом возрасте. Также при чрезмерной активации симпатической нервной системы ослабевает моторика желудочно-кишечного тракта, замедляются процессы пищеварения, вследствие чего нарушается обмен веществ и возникают различные осложнения. 

Иногда стресс способствует развитию бронхолегочных заболеваний. Особенно опасно воздействие стресса при наличии астмы: нервное напряжение приводит к усилению симптомов, обостряет течение заболевания. 

Широко известно влияние стресса и на развитие синдрома вегетососудистой дисфункции. В частности, если вы заметили, что руки малыша все время холодные, – это может быть проявлением тревожного расстройства в рамках стресса. 

В тяжелых случаях у детей может развиваться депрессия. По данным ВОЗ, депрессия вышла на второе место в мире среди болезней, приводящих к потере трудоспособности и ухудшению памяти. Исследователи из Университета Бригама Янга обнаружили, что память ухудшается пропорционально с усилением депрессии. То есть, чем сильнее человек впадает в депрессию, тем хуже он запоминает события в своей жизни и с большим трудом различает эмоции, которые испытывал. «Пациенты, страдающие от депрессии, перестают видеть детали по той простой причине, что депрессия замедляет формирование новых мозговых клеток в гиппокампе, отвечающем за память», – объясняет профессор психологии и неврологии Брок Кирван.

Тревоги мамы 

На нервную систему детей, в  первую очередь, оказывает влияние обстановка в семье. Если мама пребывает в депрессии, то и дети находятся в подавленном состоянии, а значит, становятся крайне уязвимы к стрессу и хроническим заболеваниям. Так происходит потому, что дети перенимают копинг-стратегию матери, и если взрослый не в состоянии справиться со стрессом, впадает в отчаяние, то у ребенка закрепляется это патологическое поведение, и впоследствии он будет бессознательно его копировать в критической ситуации.

Вот почему родителям очень важно научиться управлять своими эмоциями, повышать «иммунитет» к стрессу, овладевать методиками «стресс-менеджмента». Более того, этим стоит озаботиться еще в период беременности, поскольку у будущей мамы в момент сильных волнений активно вырабатываются гормоны стресса (кортизол, катехоламины). При длительном повышении их уровней происходит угнетение нервной системы плода, что впоследствии может выразиться в неадекватной реакции на стресс, эмоциональными и поведенческими нарушениями у ребенка.

Экзамены и учеба

Окончание учебного года – напряженная пора для школьников. Особенно для прилежных учеников, старающихся учиться на «отлично» и радовать родителей новыми достижениями. Уже в младших классах учителя устраивают «срез знаний», чтобы оценить успехи маленьких подопечных. Для каждого ребенка даже банальная контрольная – это стресс, не говоря уже об итоговых проверочных работах, которые требует мобилизации всех интеллектуальных ресурсов.

Перед зачетами дети усиленно повторяют пройденный материал и нередко допоздна засиживаются за уроками, забывая о полноценном сне и прогулках на свежем воздухе. Тогда как соблюдение графика и режима дня ничуть не менее важно для хорошего обучения, чем постоянные занятия. А при напряженной интеллектуальной деятельности и вовсе выходят на первый план, поскольку недостаток сна или отсутствие физической активности значительно ухудшают когнитивные функции. Поэтому во избежание неприятностей в «горячую» экзаменационную пору специалисты настоятельно советуют обеспечить ребенку полноценный рацион, богатый орехами, бобовыми, фруктами, положительно влияющими на работу мозга, следить за соблюдением режима сна – бодрствования и при необходимости – заваривать успокоительные сборы. 

Жизненные перемены

Для дошкольников и младших школьников любые жизненные перемены могут оказаться болезненными. Причем, как негативные, так и позитивные! Развод родителей или, напротив, прибавление в семействе, переезд на новую квартиру, появление собственной отдельной комнаты, перевод в другую школу или садик – все это может отразиться на нервной системе ребенка. Ведь непривычная ситуация – погружение в незнакомый коллектив или неизвестную обстановку – может вызвать у малыша сильный стресс.

Причем маленькие дети обычно не в состоянии вербализировать свои тревоги. Они просто наотрез отказываются утром идти в садик, начинают плакать, капризничать или прибегают по ночам к родителям, боясь спать в новой детской. Бывает, проявляют ревность к новорожденному, ведут себя демонстративно, становятся агрессивными, мнительными. Особенно ярко реагируют на перемены дети, у которых новые события наложились на кризисный период, например, малыши в возрасте трех лет.

Взрослым необходимо проявлять максимум терпения, понимания, любви к ребенку, сохранять спокойствие и заранее готовить малыша к значительным событиям. При этом важно ориентироваться на состояние малыша, внимательно относиться к капризам или страхам, а в некоторых случаях – прибегнуть к помощи психолога.

Профилактика и лечение

Безусловно, лучшее лечение – это своевременная профилактика. Для того чтобы повысить у малыша устойчивость к стрессу, необходимо выстраивать график дня. Некоторые родители пренебрегают режимом, а зря! Правильный режим, чередование активных занятий и полноценного отдыха, ежедневные длительные прогулки на свежем воздухе, спорт, аэробные упражнения значительно укрепляют иммунитет и нервную систему ребенка. Кроме того, в критические моменты нужно постараться свести к минимуму «общение» с гаджетами и просмотр телевизора, поскольку электронные устройства перевозбуждают нервную систему.

Разумеется, для хорошего сна не стоит давать ребенку телефон или планшет в вечернее время, лучше забирать гаджеты за два часа до отхода ко сну, поскольку они оказывают стимулирующий эффект, а голубой свет экрана «обманывает» мозг, заставляя его думать, что продолжается день, и не дает расслабиться. Лучше незадолго до сна включить негромкую спокойную музыку или заменить электронные устройства книжкой.

Помогает снять напряжение и диафрагмальное дыхание – с его помощью мы восстанавливаем баланс нервной системы за счет активации блуждающего нерва. Блуждающий нерв – это основной нерв парасимпатической нервной системы, действие которой противоположно симпатической. Благодаря ее работе человек расслабляется, активизируется работа желудочно-кишечного тракта и секреторная функция желез пищеварения, успокаивается сердцебиение и снижается давление. Научиться правильно дышать несложно, вся информация доступна в Интернете. 

Если же, несмотря на принятые меры, ребенок сильно устает, не может сконцентрироваться на учебе, часто раздражается, ничем не интересуется и часто болеет, стоит обратиться к специалисту. Сегодня в арсенале врачей присутствует множество безлекарственных методов терапии стресса и легких нервных расстройств у детей. Например, БОС-терапия не имеет противопоказаний и побочных последствий. Также подойдут различные виды массажа, иглорефлексотерапия, санаторно-курортное лечение, психотерапия. 

Нетривиальные методы

Все популярнее становятся и нестандартные, но доказавшие свою эффективность методы, такие как аниматерапия. Многие люди интуитивно выбирают этот метод, даже не подозревая о его результативности. 

Один из основоположников аниматерапии – всемирно известный нейробиолог Давид Серван-Шрейбер – в своей книге «Антистресс» описывает, как много лет назад он пытался убедить своих коллег в эффективности пет-терапии в противовес антидепрессантам. Его рекомендации «приобрести кошку или собаку» в качестве спасения от депрессии сперва отвергали, поднимали на смех, но потом стали воспринимать всерьез. Поскольку многочисленные опыты показали: когда человек в течение нескольких минут гладит кошку, он впадает в почти медитативное, расслабленное состояние и успокаивается, что способствует нормализации давления и улучшению эмоционального состояния.

Эффект аниматерапии объясняется биохимическими процессами, возникающими в организме: при контакте с домашним любимцем у человека происходит выброс окситоцина, что способствует улучшению психологического самочувствия. 

Тот же самый механизм действует, даже когда мы просто обнимаем близкого человека. Кстати, с помощью объятий можно справиться со стрессом и чувством одиночества. При продолжительных объятиях увеличивается концентрация серотонина, что и повышает настроение. 

Посмеяться от души

Еще одно эффективное и доступное средство для терапии тревоги и стресса – это смехотерапия. Механизм работы этого метода заключается в том, что при смехе повышается уровень серотонина, который снижается при стрессе. Таким образом, смехотерапия необходима для здорового баланса в организме. Когда человек смеется, улучшается вентиляция легких, а в сосудах накапливается углекислый газ, который понижает артериальное давление. 

Смехотерапию как способ вспомогательной терапии активно используют во многих странах. Так, например, в Японии проводят сеансы смехотерапии в туберкулезных больницах. Интересно, что осознанно применять смех как лечение стал американский журналист Норман Казинс, который более 30 лет назад вылечился от серьезного заболевания костей с помощью смеха. Казинс страдал от тяжелого ревматического недуга, и изо дня в день его шансы на выздоровление уменьшались. Тогда-то он и пришел к смехотерапии с помощью книг, фильмов, забавных историй. О своем опыте исцеления Казинс впоследствии написал книгу «Анатомия болезни».

Позитивный настрой

Впрочем, пожалуй, одно из самых мощных «антистрессовых» средств, которое подходит как детям, так и взрослым, – настрой на позитив. Умение видеть «стакан наполовину полным» даже в тяжелых ситуациях позволяет избежать развития депрессии и повышает устойчивость к стрессу. Но, как показывает практика, далеко не все дети (да и взрослые) обладают навыками позитивного мышления. Однако существует несложный способ, как можно это исправить: ежедневно перед сном записывать свои радости и победы. Пусть эти радости будут незначительными, а победы – скромными, но важно научиться их видеть и ценить. Такой метод позволяет переключить внимание с тревожных и негативных мыслей на позитивные.

Кроме того, взрослым стоит помнить, что для детей важнее всего – внимание, тесная связь с мамой и папой, задушевные разговоры, ласковые объятия. Любые методики действенны только при активном участии и вовлеченности любящих родителей и нежной заботе!  

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|