email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Фефект фикции

Ребенку пора к логопеду?

Журнал: №4 (72) 2016 г.
Рисунок М. Ивановой

Все родители с нетерпением ждут, когда же заговорит их ненаглядное чадо. К вопросу становления речи у ребенка стоит подходить весьма серьезно буквально с самого его рождения. Иначе в школе у него могут возникнуть проблемы с чтением и письмом. Профилактические осмотры у специалиста помогут вовремя выявить и устранить отклонения в развитии речи вашего ребенка и избежать проблем в будущем.

Речь не является врожденной способностью. Она развивается в процессе развития ребенка – параллельно с физическим и умственным развитием малыша и служит показателем общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит строго закономерно и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. К сожалению, иногда речевое развитие малыша происходит с опозданием или с особенностями развития. Логопед, зная закономерности формирования речи в норме и те условия, от которых зависит его успешное протекание, поможет вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. 

Рассмотрим основные этапы становления речи.

Подготовительный (с момента рождения ребенка до 1 года)

С момента рождения ребенка у него появляются голосовые реакции: крик и плач, которые способствуют развитию трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. 

На втором месяце ребенок начинает гулить. Звуки гуления, в отличие от крика, всегда возникают на фоне эмоционально положительного состояния. Ребенок гулит, завидев маму, при этом улыбается, активно двигает ручками и ножками. 

На пятом месяце гуление постепенно переходит в лепет. Сначала ребенок произносит звуки, внешне напоминающие сочетание «согласный – гласный». Постепенно лепет усложняется. Возникают цепочки слогов, включающие три, четыре и более одинаковых, а затем и разнотипных слогов.

В конце этого этапа возникают первые слова. По своему звуковому оформлению они могут быть близкими к лепету. Принципиальное отличие первых слов от лепета – в их осмысленности. 

В год ребенка следует записать на профилактический прием к логопеду. Врач оценит психомоторное развитие ребенка, определит его пассивный словарный запас, правильность развития речевого аппарата. Специалист на-учит вас пальчиковым играм, а при необходимости и приемам логопедического массажа.

Малыша следует показать логопеду раньше, если:

- ребенок имеет неврологический диагноз;

- нарушены функции сосания, глотания, жевания;

- гуление и лепет отсутствуют или значительно задерживаются.

Преддошкольный этап (от 1 года до 3 лет)

Становление активной речи. Малыш много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом он путает звуки, переставляет их местами, искажает, пропускает. Ребенок при произнесении слов больше ориентируется на их интонационно-ритмическую и мелодическую составляющую. Одним и тем же словом ребенок может называть предмет, просьбу, выражать чувства. Речь ребенка сопровождается жестами, мимикой.

К двум годам малыш уже строит простую фразу. На протяжении второго и третьего годов жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря, у него начинает формироваться грамматический строй речи. 

Показателем нормального развития детской речи является возможность ребенка к трем годам строить предложения из 3–4 слов и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических категориях.

В три года ребенка необходимо привести на профилактический осмотр к логопеду.

Покажите ребенка специалисту раньше, если:

- ребенку поставлен неврологический диагноз;

- у ребенка нарушены слух или зрение;

- у малыша короткая подъязычная уздечка;

- ребенок к двум годам не произносит простую фразу;

- малыш произносит некоторые звуки (С, СЬ, З, ЗЬ, Ш, Ж), помещая язык между зубами.

Дошкольный этап (от 3 до 7 лет)

Дети четвертого года жизни активно используют простые и сложные предложения. На пятом году жизни дети относительно свободно употребляют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. В пятилетнем возрасте дети способны пересказать сказку из 40–50 предложений, что свидетельствует об овладении одним из самых сложных видов речи – монологической речью.

К пяти годам заканчивается формирование звукопроизношения, ребенок произносит все звуки правильно. У него сформирована способность различать звуки, сходные по звучанию. Пятилетний ребенок уже владеет простейшими видами звукового анализа: находит определенный звук в слове, выделяет первый и последний звуки в слове.

В пять лет ребенка следует показать логопеду. Врач проведет обследование, в результате которого будет выявлено, как сформированы все стороны речи: лексика, грамматика, звукопроизношение, слоговая структура слова, фонематический слух и фонематическое восприятие, сформирована ли связная речь. Специалист также выявит, есть ли у пятилетнего ребенка предрасположенность к возникновению нарушений письменной речи. 

Покажите ребенка специалисту раньше, если:

- ребенок не усваивает грамматику родного языка;

- вы замечаете, что словарный запас ребенка гораздо меньше, чем у его сверстников; 

- речь ребенка неразборчива, непонятна для окружающих;

- ребенок произносит свистящие или шипящие звуки, помещая язык между зубами, произносит звук «Р» на французский манер. 

Школьный этап (от 7 до 17 лет)

Формирование письменной речи (письма и чтения). 

Ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них встречается большее или меньшее количество ошибок, которые являются закономерными. Но у одних детей эти ошибки исчезают на определенной стадии овладения письменной речью, а у других – нет. Если в конце 1-го – начале 2-го класса ребенок все еще допускает массу ошибок на письме, то необходимо убедиться в том, что эти ошибки не являются проявлением дисграфии (нарушения письма), которая чаще всего является с дислексией (нарушением чтения).

Чем раньше выявятся дисграфия и дислексия, тем более успешно проходит их устранение, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить их развитие.

К логопеду следует обратиться, если:

- ребенок с трудом усваивает навыки письма и чтения;

- кто-либо из родных страдает дисграфией и дислексией.

Таким образом, профилактические осмотры ребенка специалистом позволяют выявить возможность развития речевых нарушений в самые ранние сроки и вовремя провести мероприятия по оздоровительной и коррекционной работе.  

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|