email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Заговори со мною, мама...

Создаем базу для становления речи ребенка

Журнал: №2 (70) 2016 г.
Рисунок Е. Васильевой

Речевое развитие ребенка волнует всех родителей без исключения. Как психологически подготовить малыша и создать необходимую базу для становления речи, насколько важно для младенца общение со взрослыми еще в доречевом периоде — об этом поговорим в сегодняшней статье.

Главное средство человеческого общения

В детском развитии существуют так называемые сензитивные периоды. Это периоды наибольшей чувствительности ребенка к особого рода воздействиям. Так, например, период от 1 года до 3 лет является периодом, наиболее чувствительным к усвоению ребенком речи. Именно на этом этапе происходит активное речевое развитие малыша. Активный словарь, т.е. количество произносимых слов, начинает резко увеличиваться, а специфические слова детской речи, которые называются еще «автономной речью», понятной только близким людям, начинают заменяться словами взрослой речи. О том, правильно ли происходит речевое развитие ребенка, чаще всего родители задумываются именно на этом этапе, когда малыш уже умеет говорить. Чаще всего этот вопрос возникает в связи тем, что ребенок неправильно произносит те или иные звуки. Однако развитие речи ребенка начинается задолго до того момента, когда он произносит предложения и даже отдельные слова. Речевому этапу предшествует большой период подготовки развития речи. Специалисты называют его довербальным, или доречевым. Значение этого этапа для становления речи, да и в целом для психического развития ребенка, трудно переоценить.

Довербальный период детской речи

Довербальный период представляет собой этап подготовки психики ребенка к развитию речи. Период создания той необходимой базы, которая является фундаментом дальнейшего речевого развития.

Изучение речевого развития детей специалистами разных областей знаний активно ведется на протяжении достаточно длительного времени. Вклад в изучение процесса речевого развития детей внесен представителями психологической науки, педагогами, лингвистами, дефектологами, логопедами, другими специалистами. В результате такого комплексного изучения наука обогатилась множеством важных и ценных научных фактов, касающихся онтогенетического развития речи.

Так, родителям будет интересно узнать результаты исследований физиологов, которые выявили, что отделы головного мозга, ответственные за речь ребенка, завершают свое формирование после 1,5–2-летнего возраста. А восприятие интонации опережает понимание речи. Поэтому для младенца так важно общение, колыбельные песни матери. Ребенок реагирует на интонации голоса, вслушивается в них, постепенно начинает реагировать на них (гуление, улыбка). В этом пока заключается его общение с мамой.

Главным психическим новообразованием младенца является появление так называемого «комплекса оживления», который и есть реакция малыша на общение. Это эмоционально-двигательная реакция младенца при общении. При появлении матери ребенок машет ручками, улыбается, проявляет радость, гулит – призывает к общению. Необходимо отметить, что отсутствие «комплекса оживления» у ребенка до 3 месяцев может свидетельствовать о проблемах в его развитии. 

Среди современных исследований речевого развития детей выделяются направления по изучению индивидуальных особенностей формирования речевой способности ребенка, по выявлению возможных форм отклонений, в том числе диагностике и коррекции недостатков довербального развития. Знание закономерностей развития детской речи дает возможность своевременно заметить отклонения в ее формировании и вовремя принять необходимые меры.

Игра звуками

Что касается норм речевого развития ребенка, на которые можно ориентироваться родителям, то, безусловно, примерные этапы существуют. Коротко остановимся на них. 

Так, в норме голосовые реакции ребенка появляются у него с момента рождения. Это крик и плач. Начальные голосовые проявления новорожденных имеют большое психологическое значение. Так, на первом месяце жизни с помощью плача и крика ребенок выражает лишь свои негативные состояния. Позднее, в результате постепенного развития общих психофизиологических механизмов, эти голосовые явления начинают выражать и позитивные состояния. Затем, при условии нормального психического развития ребенка, они превратятся в его речь.

Как отмечают ученые, собственный крик, воспринимаемый органами слуха ребенка, стимулирует функциональную активность речевых зон коры головного мозга. Это обусловлено тем, что акустическая характеристика крика новорожденного сходна с составляющими звуков речи и совершается на тех же частотах. На протяжении первых месяцев жизни крик приобретает второе сигнальное значение. Он вызывает те ответные действия взрослых, которые требует данная ситуация. Иными словами, ребенок понимает, что при помощи своих голосовых проявлений он может получить необходимый результат. 

Первые два месяца жизни знаменуют собой появление реакции слухового сосредоточения. Она проявляется в прислушивании ребенка, его реакции на речевое общение. Появление улыбки в ответ на обращение к нему взрослого – это есть проявление первой социальной потребности ребенка – потребности в общении. 

В этом возрасте появляются такие специфические предречевые вокализации ребенка, как гуление. Они используются им для общения с окружающими, что и обусловливает включение их в состав «комплекса оживления». Гуление является первой стадией лепета ребенка и представляет собой произнесение им гласных звуков «А», «У», «Ы». Оно может сочетаться с согласной, и тогда мы услышим «Гу-у-у», «Агу-у-у». 

Среди предречевых вокализаций кроме гуления (протяжного произнесения звуков) выделяются также вскрики (громкие эмоционально насыщенные звуки), гукание (короткие согласные звуки, как «кх», «хм»). 

В возрасте 2–4 месяцев можно наблюдать изменения в голосовых проявлениях младенца. Ребенок начинает произносить звуки с участием губ и языка. Первичные вокализации имеют спонтанный характер и проявляются у ребенка в состоянии спокойного бодрствования. Они еще практически не напоминают человеческую речь. Исследователи склонны объяснять эти проявления наличием чисто биологических оснований, поскольку во всем мире дети гулят практически одинаково, независимо от языкового окружения. 

В 4 месяца ребенок проявляет разную реакцию на знакомых ему людей. Проявляется дифференцировка «комплекса оживления». Так, например, он начинает по-разному реагировать на появление мамы, папы, бабушки. В этот же период начинает появляться детский смех. 

С 5 и до 7 месяцев в голосовых проявлениях ребенка сохраняется крик и плач, а гуление переходит в форму лепета. Лепет – это многократное повторение различных слогов, например, «ма-ма-ма». Лепет приобретает так называемую зрелую форму, основную особенность которой составляет наличие в вокализациях слоговых элементов и неоднократного повторения малышом одного и того же или сходных слогов.

Интересно, что в англоязычной терминологии гуление и лепет обозначаются словами babble, babbling. Однако одним из аргументов, подтверждающих обоснованность дифференцирования этих понятий в отечественных исследованиях, является высказывание филолога А. М. Кондратова: «Известно, что подражать звукам, в том числе и человеческой речи, умеют попугаи, скворцы, другие птицы. Ребенок также имитирует речь. Но что самое главное, он не только подражает, он играет звуками речи. И такая игра присуща только людям. По-иному она называется лепетом».

Учеными доказано, что голосовые контакты ребенка со взрослыми положительно влияют на становление речи. Это происходит благодаря тому, что взрослые направляют внимание детей на ту звуковую материю, которая становится затем носителем информации, передаваемой одним партнером другому.

Важно отметить, что предречевая активность есть даже у детей, глухих от рождения. Однако в случаях отсутствия слуха у младенцев никогда не появляются лепетные вокализации, свойственные слышащим детям второго полугодия жизни. Это также свидетельствует о том, что появление лепета связано с «насыщением слышимой речью». В то же время, как показали другие исследования, не всякая слышимая речь ведет к собственному речевому развитию ребенка. Слышимая речь оказывает влияние на речевое развитие младенцев только в том случае, когда она связывается ребенком с близким взрослым, т.е. матерью. 

Младенческое пение и нянечные слова

Итак, следующий период – это период с 8 до 9 месяцев. Он является промежуточным этапом между лепетом ребенка и появлением его первых слов. Лепет начинает сводиться к похожим на слова «лепетным словам». В отличие от лепета, лепетные слова состоят уже не из многократного повторения, а двух слогов: «ма-ма», «па-па». При этом ребенок пока не соотносит произносимые слова с конкретными людьми или предметами. 

Ребенок 9–12 месяцев продолжает проявлять вокализации в зависимости от ситуации. В ответ на неприятные воздействия он плачет, кричит. В эмоционально нейтральной или позитивной ситуации выражается гуление и лепет. Появляется также и такой вид вокализации, как «младенческое пение». Оно имеет характер произвольной, хотя и неоформленной вокализации и состоит в том, что малыш производит вокализации различной эмоциональной окраски. «Младенческое пение» завершает формирование дословесного периода. К этому времени у ребенка оказывается сформированной способность выразить свои желания. Ребенок уже может побудить окружающих к исполнению своих желаний, используя для этого произвольно управляемые голосовые сигналы. Однако сами голосовые сигналы остаются еще неоформленными, «дословесными». Первые детские слова, чрезвычайно специфичные как по звучанию, так и по значению, обычно возникают в конце этого этапа. 

В 10–12 месяцев появляется ситуационное понимание обращенной речи. Наблюдается предметно-действенное общение со взрослыми, ребенок использует от 4 до 5 лепетных слов. Эти слова понятны при соотнесении их с ситуацией, в которой малыш их произносит. Таким образом, к концу первого – началу второго года жизни у ребенка на фоне продолжающегося лепета и «младенческого пения» появляются звукокомплексы, первые детские слова. Это так называемые «нянечные слова», которые по своему звуковому оформлению могут быть близкими к лепету. Принципиальное отличие первых слов от лепета заключается в их осмысленности. Появление первых осмысленных слов свидетельствует о переходе ребенка на новый – вербальный период речевого развития. Начинает формироваться «автономная речь ребенка», о которой здесь уже упоминалось. После 1,5–2 лет автономная речь постепенно заменяется на обычную взрослую речь. 

Описанные нормы, конечно, являются примерными. Они служат теми маячками, по которым можно ориентироваться родителям. Но одновременно с этим необходимо брать во внимание и индивидуальные особенности развития ребенка. 

Важные условия возникновения речи у ребенка 

Становление речи на довербальном этапе происходит под влиянием многих факторов. Важнейшим среди них является коммуникативный, который означает приоритет общения со взрослым. Ребенок начинает говорить, только если создана ситуация общения, которую может и должен создавать близкий взрослый. Только в ситуации общения со взрослым перед малышом встает задача понять обращенную к нему речь и произнести речевой ответ. Несмотря на то что первые контакты между ребенком и матерью не требуют от младенца владения речью, в норме он постоянно сталкивается со словесными воздействиями взрослого. Эта неразрывная связь звуков голоса с фигурой взрослого и является причиной особого отношения малыша к речи. 

При этом важнейшим условием возникновения и развития речи ребенка являются его глубокие эмоциональные связи с близким взрослым. Именно единение с матерью, эмоциональная связь с ней создают у него состояние комфорта, без которого невозможна собственная активность малыша. Эмоциональные связи делают ребенка более внимательным к речи взрослого. Такая «внимательность» вызывает слуховое сосредоточение на звуках голоса матери, зрительное сосредоточение на том, как она говорит. Ребенок внимательно рассматривает движения губ и пытается воспроизвести их. Поэтому эмоциональные контакты с матерью, которые сами по себе могут не требовать речевых средств, способствуют речевому развитию детей.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|