email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Цифры ровные писать

Почерк и математика

Журнал: №6 (68) 2015 г.
Рисунок А. Огарковой

Должен ли ученик, оформляя письменную работу по математике, думать не только о правильности решения задачки, но и о том, чтобы внешний вид работы соответствовал «идеальному» образцу? Оказывается, даже обязан. Насколько обоснованы требования учителей к оформлению работ по математике в начальной школе?

В общем образовании изучению математики отводится особое место, так как именно математика формирует логическое, пространственное и алгоритмическое мышление, необходимое во всех сферах жизнедеятельности. Обучение на уроках математики искусству решать задачи создает необходимые условия для формирования «гибкости ума», развивает интерес к закономерностям, учит находить оптимальный вариант решения задач. Кроме этого, она вырабатывает привычку к методичной работе, без которой немыслим ни один творческий процесс. 

На начальном этапе обучения – в младшей школе – математика носит общеобразовательный характер. Программа обучения должна способствовать развитию теоретического мышления младших школьников, развивать у них интуицию, учить выдвигать и обосновывать свои гипотезы. 

Серьезные препятствия на пути осуществления данной цели возникают в случае необоснованных требований, предъявляемых конкретной школой к оформлению математических записей в ученических тетрадках.

Требования для учащихся младшей школы

Требования к оформлению письменных работ учащихся раньше были сформулированы в документе, который назывался «Единый орфографический  режим». На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, каждая школа определяет их сама. Анализ материалов на эту тему, содержащийся на сайтах разных школ, показал, что в основном школы «переписывают» рекомендации, представленные на Образовательном портале учителей. На этом портале подчеркивается, что система требований к оформлению письменных работ учащихся быть должна, так как воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются частью воспитания внутренней культуры учащихся. Все работы должны быть оформлены аккуратным каллиграфическим почерком.

Однако почерк является индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк. Кроме этого, изменения в почерке, нарушения орфографической и графической сторон письма могут определяться отклонениями в состоянии здоровья и психоневрологического статуса, проявляться при снижении работоспособности и при утомлении, которые связаны с несоответствием чисто педагогических требований и функциональных возможностей ребенка.

Нужно учитывать, что, согласно данным специалистов (директор Института возрастной физиологии РАО М. М. Безруких, нейропсихофизиологи В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман), мальчикам неинтересно изо дня в день делать одно и то же, такая работа не отвечает особенностям организации их мозга и психики. Кроме этого, женский почерк обычно более «правильный», красивый, стандартный, симметричный, элементы букв ближе к тем, что даются школьными прописями. Почерк же мужчины чаще более «неправильный», неравномерный, размашистый, индивидуально-оригинальный, иногда с недописанными элементами букв, менее похожий на принятые стандарты.

Именно поэтому не совсем правильно и корректно требовать от всех совершенно разных детей единообразного (параллельность, округлость, наклон, высота) написания элементов букв, цифр, самих букв, цифр, слогов и слов.

На сегодняшний день, по данным Института возрастной физиологии РАО, число детей с трудностями обучения письму достигает 20–30 %, то есть по 7–9 учеников в каждом классе. В начальной школе эти трудности не заканчиваются. Среди учащихся 5-х классов таких детей 20–25 %, то есть все трудности письма сохраняются и на последующих этапах обучения.

Несмотря на эти вполне обоснованные утверждения, школы вводят у себя вполне определенные требования к оформлению письменных работ по математике в начальной школе. Кроме этого, в правилах орфографического режима многих школ прописано еще одно вполне конкретное требование: все записи в тетрадях, помимо подчеркиваний простым карандашом, должны быть сделаны только шариковой ручкой. На этом требовании следует остановиться более подробно.

Каллиграфический почерк и шариковая ручка

Итак, требования орфографического режима большинства школ таковы: все записи в тетрадях следует делать аккуратным, каллиграфическим почерком, используя шариковую ручку. Насколько правомерно это последнее требование?

Как подчеркивает автор статьи «Почерк как искусство» А. Огаркова, «конструкция шариковой ручки не предусматривает расслабление мышц пишущей руки, а, как известно из физиологии, периодическое расслабление позволяет сохранять длительную работоспособность. Для детей, начинающих писать и только формирующих свое отношение к процессу письма, этот момент чрезвычайно важен, так как оказывает значительное влияние на отношение ученика к рукописному труду в целом. Именно по-этому многие дети, испытывающие серьезные нагрузки на мышцы рук и спины при письме шариковой ручкой, стремятся расслабиться в буйном поведении на школьных переменах, а также начинают искать альтернативу письму шариковой ручкой».

Альтернатива письму шариковой ручкой – письмо чернилами, которое помогает понять структуру букв и ритм письма. Это положительно отражается на обычном почерке, но в большинстве школ чернильные (и гелевые) ручки почему-то запрещены.

Если есть правила, значит, их нужно выполнять...

Система правил, обозначенных в едином орфографическом режиме, приводит к тому, что учителя начинают снижать оценки по математике за «неправильно» оформленную работу либо за то, что буквы и цифры прописаны недостаточно красиво. То есть ученик, оформляя письменную работу по математике, должен думать не только о правильности решения задачки, но и о том, чтобы внешний вид работы соответствовал «идеальному» образцу.

Новый Стандарт начальной школы подчеркивает, что учитель оценивает исключительно знания и приобретенные учебные навыки ребенка, тщательно отслеживая динамику его учебных достижений, поощряя его за это соответствующими высокими оценками.

Но часто залогом учебного успеха ребенка становится исключительно хорошее поведение и прилежание, приобретенные знания и учебные навыки отходят на второй план.

К примеру, проверяя тетрадь ученика, учитель в основном оценивает не демонстрируемые знания, а ведение тетради: аккуратность, каллиграфический почерк, наличие нужных отступлений... При этом существуют рекомендации Министерства общего и профессионального образования РФ по оценке «за общее впечатление от письменной работы». Сущность такой оценки состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота и др.). Эта отметка ставится как дополнительная. Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учителю рекомендовано выставлять две отметки: за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе), например 5/3.

Очень часто данную рекомендацию учителя игнорируют, снижая оценки за правильно выполненную, но недостаточно красиво оформленную работу. Кроме этого, часто оценка за знания снижается из-за плохого поведения ребенка. Однако и тут есть поправка. Оценка – это констатация качества усвоения учащимися учебного материала, а не его поведения.

Самое интересное состоит в том, что в старшей школе, как правило, от учеников по математике требуют только правильного решения, не «заморачиваясь» на «отсчеты клеток» и каллиграфическое и полное написание ответа к задачке. Зачем же так много уделять этому внимания в начальной школе?

Конечно, система требований к оформлению письменных работ учащихся, безусловно, должна быть. Но стоит ли доводить ситуацию до абсурда, когда ребенок искусственно ставится в ситуацию неуспеха из-за того, что записи по математике сделаны недостаточно красивым почерком. 

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|