email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Сканеры и дайверы

Попробуем определить наклонности ребенка

Журнал: №6 (68) 2015 г.
Рисунок Е. Бухаловой

Сегодня многие отечественные любители литературы по саморазвитию увлечены западными идеями, обращаясь к популяризаторам неких классификаций и схем, не подкрепленных научными исследованиями. Может быть, стоит более критично относиться к тезисам, выдвигаемым в книгах модных авторов, и не считать их руководством к действию.

Совсем недавно в России были изданы переводы двух книг известного американского коуча (консультант в тренинге, помогающий достичь некой жизненной цели) Барбары Шер – «Мечтать не вредно» и «О чем мечтать». Идеи и советы о том, как строить свою жизнь, имеет ли смысл реализовывать свои давние мечты и каким образом это сделать, очень быстро завоевали сердца российских читателей.

Однако мы не будем подробно обсуждать основные идеи книг Барбары Шер. На наш взгляд, важнее рассмотреть только одну мысль, которая в общих чертах описана в книге «О чем мечтать» и подробнее раскрыта в книге «Отказываюсь выбирать!», которая сейчас готовится к изданию на русском языке.

Скользи или ныряй

Шер разделила всех людей на две группы – сканеров и дайверов. К дайверам (от англ. to dive – нырять) автор относит тех, кто глубоко изучает какую-то одну тему. По ее мнению, дайверами являются музыканты, математики, ученые, люди искусства, а также профессиональные спортсмены. Дайверам нужно познать интересующую их область как можно глубже, увидеть глубины, скрытые от взора посторонних. Дайвер настолько увлекается своей темой, что посвящает ей жизнь.

К другому типу, сканерам (от англ. to scan – бегло просматривать, сканировать), Шер относит людей, которые интересуются очень многими темами, причем весьма разнородными. Сканера может интересовать как разведение собак, так и японская литература, а также путешествия, рисование, музыка Баха, итальянский язык – и все это сразу. У сканера слишком много интересов, чтобы посвящать им всю жизнь, однако этого и не требуется. Сканеру вполне достаточно ознакомиться лишь с основными моментами, касающимися каждой из интересных ему тем. Ни в одну тему сканер не погружается глубоко – он ограничивается тем, что как бы просматривает интересующую его область сверху и, выделив для себя основное, движется дальше. Как пишет Шер, сканеры наслаждаются «окружающим нас поразительным, бесконечным разнообразием». Они хотят попробовать почти все, что попало в поле их зрения. 

Поскольку современное общество привыкло к узким специализациям, дайвер встречает со стороны окружающих и понимание, и поддержку, и уважение. Сканер лишен всего этого. Окружающие в лучшем случае считают, что перед ними этакий чудак, который «все еще ищет себя». В худшем случае его считают либо не способным как следует работать, либо лентяем. Поэтому основная проблема сканеров – найти работу, где будет востребован их специфический талант изучения всего «галопом по европам». 

Тесты на профориентацию обычно не выявляют сканеров как особым образом одаренных подростков и молодых людей – как правило, они показывают, что испытуемый обладает одинаково выраженными способностями и к математике, и к словесному творчеству, и к физике, и к географии, и к истории. Из сканеров, подсказывает нам Шер, часто выходят отличные библиотекари, создатели документальных фильмов, поэты, путешественники, продавцы, менеджеры и даже одаренные учителя. Очень часто сканеры по своему складу – популяризаторы, то есть несут высокую науку в массы, адаптируя ее для восприятия людьми без специальной подготовки.

Один из самых главных тезисов Шер таков: если вы сканер и живо интересуетесь очень разными темами, ни на чем не останавливаясь, вам ничего не нужно с собой делать – надо просто принимать себя таким, какой вы есть, жить и наслаждаться своей жизнью. Не нужно прикладывать никаких усилий, чтобы выбрать, наконец, себе занятие по душе (или несколько занятий) и погрузиться в него с головой. Вы хотите научиться переводить тексты с немецкого, знать основы молекулярной генетики и матанализа, а по выходным еще и заниматься выращиванием цветов на даче? Но при этом вы не можете выбрать, поступать вам на иняз или на биофак, потому что боитесь, что при этом вы упустите все остальное? Не волнуйтесь, с вами все в порядке.

Посмотрим с другой стороны

Идеи Барбары Шер быстро завоевали популярность среди отечественных любителей литературы по саморазвитию. Попробуем, однако, подойти к ним критически.

Если обратиться к здравому смыслу, вызывает сомнения уже сама правильность такой жесткой классификации, предполагающая всего два варианта. По образованию Шер является, как она сама сообщает в своих книгах, бакалавром антропологии, работает коучем и не ведет ни психологических, ни социологических исследований. Все ее книги по жанру не научные, а популярно-психологические. Это означает, что критерии отнесения человека к сканерам или дайверам весьма относительны и сформулированы нечетко. 

Ведь есть, например, люди, которые погружаются довольно глубоко в несколько тем – кем их считать, сканерами или дайверами? Деление людей на сканеров и дайверов не подкреплено никакими научными исследованиями, и его можно назвать просто субъективным взглядом самой Шер, который основан на несистематизированных наблюдениях за клиентами. Опять же, клиенты коуча – это люди определенного склада, поэтому их выборка вряд ли может считаться среднестатистической. 

Можно, например, разделить всех родителей на тех, кто придерживается вседозволенности для своих детей, и на тех, кто устанавливает в семье тоталитарный режим... Конечно, мы встретим немало тех, кто точно вписывается в придуманные нами типы. Но в то же время большинство родителей все-таки будут соответствовать каким-то промежуточным вариантам – вариантам, которые мы в своей классификации не учли. 

Итак, поскольку классификация Шер плохо обоснована, то возникают серьезные сомнения в правомерности остальных рекомендаций, которые автор дает, в частности, сканерам.

Кто такой сканер?

Остановимся на сканерах, потому что, как отмечает Барбара Шер, ни у общества, ни у близких людей нет проблем с пониманием и внутренним принятием типичного дайвера. Мы уже сказали, что сканер в чистом виде ни на чем не останавливается надолго, ничему не готов посвятить свою жизнь всерьез. Несмотря на то что классификация Шер неточна, все же встречаются люди, соответствующие этому описанию.

С другой стороны, популярность такого рода идей может приводить к тому, что читатель будет видеть в себе истинного сканера и культивировать в себе черты, которых у него на самом деле нет либо они изначально были очень слабо выражены. Иными словами, люди, которым образ сканера показался симпатичным, могут стараться стать им. Хорошо это или плохо? Действительно ли можно всю жизнь скакать от интереса к интересу, ни в чем не достигая никаких результатов, если действительно хочется объять необъятное?

С точки зрения психологии реализация любого проекта проходит три стадии: зарождение, ассимиляцию и завершение. Это касается любого занятия, результатом которого будет обретение каких-либо навыков – например, изучение иностранного языка, освоение музыкального инструмента, занятия спортом и даже обучение в общеобразовательной школе. Любой такой процесс начинается с желания (или осознания необходимости) его начать: а почему бы не выучить испанский язык? А может, стоит заняться спортом? И самое главное: в этом году я иду в школу, я уже большой!

На начальной стадии любому из нас безумно интересно все, что так или иначе связано с новым делом. Для усвоения начальных знаний и получения первых навыков достаточно приложить минимальные усилия – этим-то и привлекательно начало любого дела.

Но вот начало осталось в прошлом, и процесс переходит в стадию ассимиляции. Энтузиазм угасает. Вам кажется, что бесконечная отработка одних и тех же упражнений, элементов и повторение новых слов не выводят вас на новый уровень, не добавляют вам ничего принципиально нового... Если так, то зачем это всё и какой в этом смысл? 

Пожалуй, самые безрадостные в этом смысле школьные годы – средние классы, когда ребенок привык чувствовать себя большим, эффекта новизны уже нет, а до окончания школы еще остаются годы и годы. Одна из причин потери интереса к занятиям, от которых раньше горела душа, – неумение пройти стадию ассимиляции, непонимание, что начальный энтузиазм невозможно поддерживать бесконечно, а для выхода на новый уровень нужно приложить гораздо больше усилий, чем ты прикладывал до этого.

За ассимиляцией рано или поздно должна прийти стадия завершения в самом широком смысле слова. Это не только конец какого-либо дела, пожинание плодов его, но и выход на качественно новый уровень, когда ребенок или подросток сам оценивает результаты своих трудов и ясно видит, что уже многого достиг. Например, получение спортивного разряда. В том же спорте совершенству нет предела, но полученный разряд показывает, что юный спортсмен уже преодолел какой-то рубеж. Для этой стадии характерен такой же сильный эмоциональный подъем, прилив внутренних сил, как и для начальной.

Но для того, чтобы выйти на высокий уровень, на котором уже будут очевидны результаты, нужно приложить очень серьезные усилия, а это почти всегда трудно, это стоит напряжения, и не всегда есть искреннее желание это делать. Здесь типичному сканеру становится настолько скучно, что он бросает свое дело и переходит к новому.

Нужно признать: сканеры – это люди, которые попали в зависимость от новизны, а если точнее, от того эмоционального подъема и прилива энергии, которым сопровождается начальный этап любого процесса. Они не умеют доводить дело до конца, а с выходом книги Шер еще и получают мощную поддержку своего не-умения, ведь печатное слово воспринимается очень серьезно. Удел сканеров – быть вечно начинающими.

Чем рискует человек, который постоянно все «сканирует», ни на чем не останавливаясь? Только ли тем, что ничего так и не освоит на серьезном уровне, не получит образования, потому что будет переводиться с факультета на факультет? Не только. Несовершенные, частичные, слабые усилия дают такой же несовершенный результат. В долгосрочной перспективе это ставит под вопрос даже саму возможность типичному сканеру зарабатывать себе на жизнь. Увы, поверхностные интересы могут быть лишь украшением жизни, вносить приятное разнообразие в повседневность, но не более того. Всю жизнь на поверхностном изучении и половинчатых усилиях не построишь.

В любой сфере серьезного результата достигает лишь тот, кто вкладывает в свое занятие много труда, сил и времени. На дилетантском, сканерском уровне это невозможно. Для того чтобы начать получать стабильное удовольствие от какого-либо дела (от работы, хобби, ведения домашнего хозяйства), нужно в него все-таки глубоко погрузиться. На это надо будет затратить гораздо больше усилий, чем на «сканирование», но и результат будет соответствующий.

Что выбирать?

В таком случае что делать родителям, чей ребенок постоянно интересуется разными видами творчества и разными науками? Например, как в стихотворении Агнии Барто «Болтунья»:

Драмкружок, кружок по фото,

Хоркружок – мне петь охота,

За кружок по рисованью

Тоже все голосовали.

Здесь важно найти золотую середину. С одной стороны, детство – это, наверное, самое «сканерское» время в жизни каждого человека. Попробовать как можно больше интересных занятий, перебрать максимум доступных хобби для ребенка – не только увлекательное занятие, но и жизненно важное. Именно так он познает мир, начинает ориентироваться в разных областях искусства и науки, именно так закладываются основы дальнейшей профориентации. Не надо ругать ребенка, если он хочет записаться в еще один кружок или попросил купить ему книги по теме, к которой ранее не проявлял интереса.

Однако бывает, что ваш сын или дочь хочет объять необъятное и заниматься в нескольких кружках одновременно либо несколькими видами творчества, а еще и спортом... В таких случаях родители должны помочь ребенку с организацией времени, а также с выбором. Например, если очевидно, что на какой-то из желанных кружков ребенок не будет успевать, то нужно помочь ему расставить приоритеты и сделать выбор, исключив какое-то занятие из своего расписания.

В то же время перед любым родителем в тех или иных случаях стоит задача научить ребенка преодолевать стадию ассимиляции и доводить дело до конца, пусть даже не до самого финала, а до какой-то промежуточной точки, на которой можно остановиться. Немало детей теряют интерес к музыке или рисованию где-то на середине обучения в музыкальной или художественной школе и хотят бросить занятия. Если эта ситуация актуальна для вас, поговорите с ребенком. Расспросите его, почему вдруг появилось такое желание. Если причина просто в потере интереса, очень желательно все же настоять на окончании творческой школы и получении диплома. Объясните ребенку, что обучение искусству важно для его личностного развития и повышения культурного уровня. 

Нельзя забывать, что на самом деле никто из нас не может знать заранее, как сложится жизнь, а значит, что нам может пригодиться из того, чем мы занимаемся (или категорически не хотим заниматься) в данный момент. Бывают случаи, когда наличие диплома школы искусств дает во взрослой жизни преимущества при устройстве на работу, пусть даже она и не связана напрямую с музыкой или живописью. Если же желание ребенка бросить творческую школу имеет причины более серьезные, например, сложности в отношениях с педагогами, такие проблемы нужно решать индивидуально. Аналогично и с серьезными занятиями спортом: есть смысл уговорить ребенка бросить спорт после получения определенного разряда или пояса. 

Еще один аргумент за доведение дела до определенного уровня: у человека, обладающего теми или иными навыками или знаниями, в будущем выбор из самых разных возможностей будет шире, чем у того, кто этими навыками и знаниями не обладает. Практика показывает, что те, кто довел дело до конца, впоследствии реже жалеют об этом, чем те, кто бросил что-то на полпути.

В чем смысл такой стратегии? Ребенок учится доводить любое дело до конца. А зная, что с однажды выбранного пути нельзя свернуть в любой момент, как только появился такой порыв, а нужно дойти до завершения какого-то этапа, ребенок станет ответственнее подходить в будущем к своему выбору во всех сферах, в том числе и в выборе профессии. 

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|