email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Взяться за ум

Расстройство интеллекта у детей

Журнал: №5 (67) 2015 г.

Во все века люди высоко ценили интеллект, хотя и называли его другими словами. О проблемах, связанных с нарушением интеллекта, в частности, об умственной отсталости среди детей и о задержках интеллектуального развития мы сегодня беседуем с детским психиатром, доктором медицинских наук, профессором Галиной Вячеславовной КОЗЛОВСКОЙ.

Расстройство интеллекта у детей

Умственная отсталость тесно связана с таким понятием, как интеллект. Интеллект – это некая интегративная функция мозга. Он стоит на нескольких «китах»: память, речь, внимание, мышление, восприятие. Перечисленные базисные функции в объединенной форме и составляют понятие «интеллект».

Современная наука выделяет разные виды интеллекта. Эмоциональный интеллект – это умение сочувствовать окружающим, умение эмоционально настроиться на чужую волну, откликнуться на переживания других. Логический интеллект – умение делать обобщения и создавать на основе определенных фактов некие обобщенные представления. Практический интеллект – то же самое, что рассудочный. Творческий интеллект – собственно говоря, представляет собой самое главное качество интеллекта: способность совершать открытия, создавать что-то новое. А есть еще интуитивный интеллект: некие интеллектуальные прорывы, инсайты, позволяющие сделать необыкновенный шаг вперед. Ярким примером такого инсайта, озарения, служит история открытия Менделеевым таблицы химических элементов, научные открытия Павлова, «яблоко Ньютона». Интуитивный интеллект как бы находится над вышеперечисленными функциями мозга: восприятием, мышлением, памятью и т. д., и совершает прорыв без предварительного анализа и обобщений. Гениальность в основном базируется на инсайтовском интеллекте.

– Как различные стороны интеллекта воплощаются в детском возрасте?

– Интеллект – свойство врожденное. Хотя, если его соответствующим образом не воспитывать, не развивать, то он останется в зачаточном состоянии и, возможно, ничем особенным себя и не проявит. К примеру, месяцев с двух-трех ребенок протягивает руки к предмету не просто так, а в соответствии с расстоянием от предмета. То есть, в уме происходит формальная переработка информации, и в мозг подаются указания. Таким образом проявляют себя врожденные предпосылки интеллекта, которые, однако, обязательно следует развивать. Если с ребенком никто не будет разговаривать и заниматься, то он может вырасти неловким, движения его будут нескоординированы, порывисты. Такое бывает при недостатке внимания к ребенку, а также при врожденной особой форме развития мозга. Логический интеллект при этом не затронут, и если его пестовать, то даже при определенных задержках развития ребенок впоследствии может выровняться.

– Как дальше развивается мышление?

– В дальнейшем появляется понимание формы и размера предмета, потом – цвета. Все это тоже требует тренировки. Если с ребенком не заниматься, то он, будучи интеллектуально нормальным, не умеет различать форму, размер, цвет и производит впечатление ребенка с умственной недостаточностью. А на самом деле это всего лишь проявление педагогической запущенности.

Практический интеллект исследуется с помощью специального коэффициента IQ. В норме это 100–120 единиц, при гениальности – 150–200, при пограничной умственной отсталости – 80, а при дебильности еще ниже. При имбицильности – 40, а ниже 30 – это уже идиотия, самая глубокая степень умственной отсталости. Но интересно, что эмоциональный интеллект не всегда связан с формальным качеством предпосылок интеллекта. То есть, мышление слабое, внимание очень рассеянное. А эмоционально ребенок достаточно развит. Этим, в частности, отличаются дети с синдромом Дауна. При определенной умственной недостаточности они эмоционально бывают более тонкими и нежными, чем те, у кого интеллект даже выше нормы. Практический интеллект у многих детей с интеллектуальной недостаточностью тоже достаточно сохранен и дает возможность адаптации на среднем уровне. Дети с легкой дебильностью могут закончить 4–6 классов, выучиться в ПТУ и приобрести профессию, не связанную со сложными мыслительными операциями. 

– Какие признаки в младенческом возрасте ребенка должны настораживать родителей в плане его умственных способностей?

– Ребенок мало интересуется игрушками, вялый или, наоборот, много плачет, плохо спит, часто болеет, постоянно хочет быть на руках, пассивен в плане познания окружающего мира. Такого ребенка стоит показать неврологу и прислушаться к его назначениям.

– Значит, у беспокойного ребенка могут быть проблемы с интеллектом?

– С умственным развитием. Предпосылки интеллекта сохранны, но они не получают соответствующей стимуляции и будут находиться в инкапсулированном состоянии. Поэтому их нужно развивать, чтобы вывести на соответствующий уровень. 

– Сейчас много детей с нарушением внимания. Можно ли сказать, что у них нарушен интеллект?

– Внимание – одна из составляющих интеллекта. Но если мы говорим о гиперактивности с нарушением внимания, то другие предпосылки интеллекта (память, мышление) у таких детей не нарушены. Даже, наоборот, при всей своей неусидчивости они очень быстро схватывают материал и решают задачи лучше многих других детей. Им часто свойственно инсайтовское мышление. Они делают обобщения, перескакивая через целый ряд промежуточных стадий, и сразу выдают ответ.

– Когда чаще всего диагностируется умственная отсталость?

– Примерно в возрасте трех-четырех лет. Как правило, это происходит, когда дети идут в дошкольное учреждение, и там обнаруживается их интеллектуальная недостаточность. К трем годам у ребенка в норме формируются речь, опрятность, ориентировка в пространственных представлениях, осознание себя, своей половой принадлежности. Ребенок должен знать форму предмета, размер, цвет, должен иметь представление о числе, хотя бы в пределах трех. А при подсказке – ориентироваться и во временах года. Года в четыре, максимум пять, нормальный ребенок с выражением расскажет сказку Чуковского, у него уже есть понимание юмора. 

– Когда проявляется задержка развития?

– На первом году жизни. Ребенок позже, чем положено в норме, начинает держать голову, сидеть, стоять, ходить, долго берет предмет ладонью, а не пальчиками. Потом у него возникает задержка речи и мыслительных операций. Невропатологи, а теперь уже и педиатры выявляют задержку развития очень рано. Но после постановки диагноза часто ничего не делается. В редких случаях назначаются препараты, стимулирующие умственное развитие. Этих препаратов сейчас очень много, и можно было бы применять их более широко, но, к сожалению, существует странная установка наших административных медицинских органов. Она выражается в постоянном пересмотре списка препаратов, рекомендуемых для детей. Получается, что маленьких детей почти ничем лечить нельзя. Многие препараты теперь почему-то разрешено использовать только после 10–12 лет. Непонятно, какими опасениями и доводами руководствуются чиновники, потому что эти препараты давным-давно были апробированы на более ранних возрастах, и ничего, кроме пользы, от них не было.

– Что же делать?

– Если нет возможности лечить лекарствами – хотя это даже не лекарства, а легкие стимулирующие средства для развития мозговой ткани, – то хотя бы надо оказывать воздействия общего порядка: делать ребенку массаж, играть с ним, усиленно проявлять к нему внимание. Но, к сожалению, часто возникает излишнее усиление симбиотической связи ребенка с матерью, гиперопека. Ребенок быстро перекладывает все свои функции на мать: она должна его кормить, одевать. Например, рукой мамы берется чашка и подносится ко рту ребенка. Такая форма поведения утверждается очень быстро, и потом с ней трудно бороться. Когда мама отказывается выполнять требования ребенка, у него развивается протестное поведение: крики, истерики, биение головой о пол, стену, разбрасывание предметов. При таких детско-родительских отношениях от занятий нет проку. 

– Что тогда посоветовать?

– Тогда это должен делать другой человек: няня, бабушка, другая родственница. Обращение с ребенком, у которого задержка развития, должно быть требовательным. Если ребенок не хочет выполнять задание, через некоторое время следует снова вернуться к этому вопросу и в мягкой, но настойчивой форме требовать его выполнения. Ни в коем случае не уступать, особенно когда ребенок проявляет истерические реакции. Нельзя идти у него на поводу, так как таким образом портится характер и… не развивается интеллект! 

– Полезен ли для детей с задержками развития детский сад?

– Конечно, полезен. Даже больным детям, у которых задержка развития обусловлена болезнью, а не педагогической запущенностью, лучше находиться в детском учреждении. Они сразу многому научаются, причем это происходит в ненавязчивой форме. 

– Детей с задержкой развития лучше устраивать в коррекционные группы детского сада или в обычные?

– Главное, чтобы там было поменьше детей и чтобы взрослые были в курсе проблем и старались помочь. Очень важно, чтобы ребенок находился среди хорошо развитых детей. В этой связи хочется сказать несколько слов о западном опыте интеграции детей с умственной отсталостью в классы со здоровыми детьми, причем с преобладанием числа больных над здоровыми. Результат оказался неожиданным: не умственно отсталые дети подтянулись до уровня здоровых, а здоровые начали вести себя как умственно отсталые. То есть, во всем должна быть соблюдена мера.

– Каковы критерии определения задержек у семилеток, готовящихся пойти в школу?

– Это объем знаний, которые ребенок должен накопить к школьному возрасту. Он должен уметь считать в пределах десяти туда и обратно, знать буквы, хотя бы несколько, узнавать на картинке предметы и рассказывать содержание картинки. Должен собирать пазлы из многих составных частей. Естественно, он в обязательном порядке должен уже владеть понятиями размера, формы и цвета, ориентироваться в предлогах. Ребенок должен уметь пересказывать небольшой рассказ, знать наизусть простые стихи, вычленять четвертый лишний, причем по главному, а не по второстепенному признаку. Разумеется, ему уже необходимо знать времена года, дни недели, свой адрес, имена своих родителей. Я перечислила лишь некоторые составляющие того достаточно большого набора знаний, которыми овладевает к школе умственно полноценный ребенок. Кроме того, у него уже в какой-то степени должна быть натренирована воля. Он должен уметь терпеть, немножко ждать и заставлять себя делать не только что-то интересное и приятное, а и то, что необходимо, хотя и не очень нравится. 

– Значит, дети с нарушенным интеллектом не умеют ждать?

– Нет. Не умеют ждать дети с гиперактивностью и нарушенным вниманием. Дети с недостаточностью интеллекта как раз бывают очень послушны. Они мало знают, но охотно учатся, терпеливо сидят на уроке, охотно тренируются и обнаруживают механическую память, много запоминают и иногда до четвертого класса производят впечатление умненьких детишек. Элементарные знания они умеют демонстрировать лучше, чем дети с гиперактивностью, которые производят впечатление более умственно отсталых, хотя на самом деле интеллект у них бывает хорошим. Когда двигательная буря проходит, обнаруживается, что соображают они очень даже неплохо. Особенно в математике. Конечно, многие функции у них все равно отстают. Кругозор, например, часто ограничен, а это тоже важный показатель интеллектуального развития. 

– Что можно посоветовать родителям детей с задержкой интеллектуального развития?

– Дополнительные занятия, но без насилия. Иначе очень быстро вырабатывается отвращение. Следует выбирать игровые формы, не бояться поощрения и, конечно, не завышать планку. Кроме того, необходимо иметь в виду, что задержка порой бывает временного порядка и постепенно проходит сама собой. Это бывает, когда ребенок в целом развивается медленнее сверстников. В таком случае нужно просто продлить детский период, задержаться в детском саду или повторить обучение в каком-то классе, не загружать ребенка излишним количеством знаний и дополнительных кружков.

– Какое будущее может ожидать ребенка не с глубокой умственной отсталостью, но все-таки с задержкой умственного развития? Какие профессии он способен освоить? 

– Профессий очень много: швея-мотористка, помощник по кухне, помощник в ветеринарной лечебнице, который не лечит животных, а ухаживает за ними, делопроизводитель, машинистка. Умственно отсталые люди могут и компьютер освоить. Конечно, не так лихо, как аутисты, но набирать текст они вполне в состоянии. Могут работать фотографами, курьерами, упаковщиками, малярами, плотниками, каменщиками, садовниками. В основном это работа под руководством, так как они неспособны к креативному мышлению, принятию серьезных самостоятельных решений, глубокому общению с людьми.

– Каковы причины умственной отсталости?

– Как и при других заболеваниях психики, здесь очень важен генетический фактор. При низком интеллектуальном развитии родителей ребенок, скорее всего, не будет отличаться высоким интеллектом. Впрочем, сейчас этот вопрос оспаривается. Не до конца понятно: то ли ребенок рождается умственно отсталым, то ли он в процессе жизни с умственно отсталыми родителями задерживается в своем развитии. Да и у здоровых родителей в силу определенных обстоятельств может родиться ребенок с синдромом Дауна. На возникновение умственной отсталости у детей влияют и разные экзогенные факторы, то есть происходящие от внешних причин: радиация, пожилой возраст отца или матери. Алкоголизм или наркомания тоже могут способствовать тому, что родители с нормальным интеллектом производят на свет умственно неполноценного ребенка. Вносят свою лепту в этот печальный перечень и венерические заболевания родителей. А бывают факторы эндогенные, внутренние. Скажем, травма головного мозга младенца во время тяжелых родов. Краснуха, перенесенная матерью в первый триместр беременности, тоже, к сожалению, часто отражается на умственных способностях ребенка. Иногда к столь же печальным последствиям для плода может привести и тяжелый грипп во время беременности, применение больших доз антибиотиков. Даже если ребенок родился нормальным, но в первые годы после рождения тяжело заболел, это способно затормозить развитие его интеллекта. Например, если в возрасте двух-трех лет, когда происходит интенсивное формирование психических функций, ребенок заболевает менингитом, это во многих случаях приводит к умственной отсталости. Детский церебральный паралич, возникший в результате родовой травмы, также нередко сопровождается умственной отсталостью. 

Так называемая педагогическая запущенность, когда развитием ребенка не занимаются, сначала приводит к задержке психического развития, а затем и к блокаде базисных составляющих интеллекта. Приводят к снижению умственных способностей и ранняя наркомания, и детский алкоголизм. У таких детей быстро возникает умственная отсталость, а точнее, раннее слабоумие.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|