email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Учиться по-взрослому

Помогаем студенту адаптироваться к учебе в вузе

Журнал: №3 (65) 2015 г.
Рисунок Е. Бухаловой

Психологи часто говорят о том, как важно будущему первокласснику быть готовым к школе. То же правило применимо и к студенчеству:
к учебе в высшем учебном заведении тоже надо быть готовым, и задача родителей – помочь своим детям приспособиться к новым условиям.

Основная проблема для современных старшеклассников – сдать ЕГЭ на хорошие баллы и поступить в желанный вуз. Но вот испытание позади, и в жизни юношей и девушек начался новый этап – студенчество. Казалось бы, самое трудное миновало... Но почему же каждый год немало студентов с трудом адаптируются к новой форме учебного процесса, получают слишком плохие для своего уровня способностей оценки, а кто-то, окунувшись в водоворот самостоятельной жизни, как будто забывает об учебе и даже оказывается исключен после первой же сессии? Почему не все получается, причем даже у тех, кто вполне успешно учился в школе?

Все совсем иначе

Какие ошибки чаще всего совершают новоиспеченные студенты? Во-первых, после того, как молодой человек в старших классах в поте лица готовился к сдаче ЕГЭ и преодолел этот рубеж, у него возникает естественное желание расслабиться и выкинуть из головы все тревоги, связанные с учебой. Иногда расслабление не заканчивается 31 августа, и наш студент продолжает «оттягиваться» еще и осенью, нерегулярно посещая занятия и до последнего момента оттягивая написание письменных работ... пока не наступает сессия.

Во-вторых, статус студента сам по себе нередко кружит голову молодым людям, и они теперь воспринимают себя абсолютно взрослыми, все знающими, все умеющими и опытными людьми, для которых нет ничего невозможного – например, подготовиться к сложному экзамену за одну ночь. Такое восприятие себя отчасти объяснимо: в жизни молодого человека действительно произошел переход в новый, более высокий возрастной статус. Его маркирует, в частности, разница в обращении: не случайно к ученикам в школе обращаются на «ты», а к студентам в вузе – на «вы». С другой стороны, иллюзию взрослости поддерживают в своих детях и многие родители. Теперь уже не надо напоминать ему каждый вечер, что пора садиться за уроки, – он взрослый и должен следить за этим сам. Поэтому родители иногда слишком рано расслабляются и полностью перестают контролировать своего отпрыска. К сожалению, не всякий в этом возрасте способен следить за своими делами сам. Основная проблема – все делать вовремя: найти нужную литературу к экзамену, переписать у товарищей конспекты пропущенных лекций... А окрыленный ощущением своей «взрослости» студент вряд ли будет прислушиваться к замечаниям родителей и напоминаниям о приближающейся сессии. Реакция на слова родителей, скорее всего, будет примерно такой: «Да не волнуйся, мам, я все успеваю!»

В-третьих, кардинально меняется ритм повседневной жизни молодого человека. Изменения эти неоднозначны. С одной стороны, уже нет расписания уроков «от звонка до звонка», строго с раннего утра все 5 или 6 дней в неделю. Иногда можно позволить себе встать с постели позже обычного, если занятия начинаются со второй или третьей пары, какой-то день посередине недели может быть библиотечным, то есть, по сути, свободным. Заканчивается учеба тоже в разное время – вскоре после полудня, а порой вечером. Такое неоднородное расписание усложняет самоконтроль.

С другой стороны, если школа у большинства учеников расположена недалеко от дома, у студентов ситуация совершенно иная. Дорога к месту учебы теперь может занимать час в одну сторону, а то и больше. Некоторым приходится ездить из маленьких населенных пунктов в крупные города, каждый день проводить несколько часов в транспорте и тратить время на пересадки. В таком случае умение рассчитывать время и рано вставать становится важнее в разы: стоит задержаться где-то на пару минут – и уже упустил нужный автобус или электричку, а значит, опоздаешь на занятия на полчаса-час, а потом будешь вынужден тратить дополнительное время на переписывание чужого конспекта.

Отдельный случай – обучение в другом городе и жизнь вдали от родителей, в общежитии или на съемной квартире. При таких обстоятельствах у родителей еще меньше возможностей контролировать ситуацию с учебой сына или дочери и помогать, если вдруг помощь потребуется. По-этому такой вариант, как показывает практика, подходит только организованным студентам. Если ребенок еще не готов к самостоятельной жизни, то вольное плавание обычно приводит к отчислению из вуза.

В-четвертых, учебный процесс в вузе построен совсем по-другому, чем в школе. Получение знаний, особенно на гуманитарных направлениях, предполагает в значительной степени самостоятельную работу студента. По многим предметам нет регулярных домашних заданий, которые нужно делать каждый день, что очень расхолаживает и усыпляет бдительность, особенно у первокурсников. На технических специальностях домашние задания есть, но обычно требуется сдать определенное число работ до начала сессии. Не всякий студент может спланировать (и осуществить!) их сдачу вовремя. Увы, очень многие сдают лабораторные, курсовые, а иногда и дипломные работы на пару недель позже указанного срока. Преподаватели, как правило, прощают это, но в некоторых ситуациях такие задержки могут оказаться фатальными.

Репетиция взрослой жизни

Получение высшего образования – это многоплановая подготовка к работе по получаемой профессии. Чтобы пройти ее успешно, нужно не только сдать все зачеты и экзамены на хорошие оценки и получить диплом, но и научиться выстраивать отношения со старшими по статусу. Преподавателя можно смело назвать начальником над студентами (в области преподаваемой им дисциплины), и отношения между ними – это модель отношений между молодым специалистом и его руководителем на работе. Так к этому и нужно относиться.

Перенос на эту ситуацию отношений ученика со школьным учителем – большая ошибка. Взаимодействие школьника с педагогом выстраивается годами. В вузе такой возможности нет, хотя бы потому, что срок обучения короче в два раза, к тому же дисциплин гораздо больше, чем школьных предметов. Это значит, что студенту придется познакомиться с двумя десятками преподавателей, выполнять самые разные их требования и быстро адаптироваться к изменениям. Учитель, знающий старшеклассника Петю Иванова еще с пятого класса, скорее всего, поставит ему за 11-й класс удовлетворительную оценку, даже если мальчик совсем плохо отвечает на уроках и так же плохо пишет контрольные. Все-таки выпускной класс... К тому же среднее образование обязательно, а высшее – нет. В вузе ситуация другая: преподаватели знают студентов меньше и хуже. А если молодой человек почти не посещал занятия, особенно в первую сессию... Студента, которого преподаватель видит на экзамене в первый раз, ему будет психологически проще отправить на пересдачу или даже довести до отчисления.

Другая ошибка – отношение к преподавателю как к равному. Как правило, это имеет место в том случае, если преподаватель молодой. Занятия в вузе может вести и человек в возрасте 21 года, вчерашний студент. Воспринимать его, однако, тоже следует как старшего. В этом и состоит репетиция выстраивания отношений на работе: карьера вашего сына или дочери может сложиться так, что начальником у него/нее будет ровесник или человек совсем немного старше. Однако иерархические отношения нужно уметь выстраивать с людьми любого возраста.

Предотвратить проблемы

Известно, что профилактика – лучший способ решения проблем. Как уже говорилось, родителям новоиспеченного студента еще рано расслабляться и переставать контролировать учебный процесс. Следовательно, надо помогать... Чем же мы можем помочь нашим почти взрослым детям?

Незадолго до начала учебы поговорите с сыном или дочерью. Объясните разницу между учебным процессом в школе и вузе и в требованиях к учащемуся. В начале изучения каждой дисциплины преподаватели обычно озвучивают организационные моменты: продолжительность изучения (сколько семестров будет преподаваться предмет), форму отчетности (экзамен или зачет), нужно ли писать реферат или курсовую, и если да, то к какому числу нужно сообщить тему и сдать готовую работу. Важно, чтобы ваш отпрыск записывал все объявления, которые слышит, и обращал особое внимание на сроки сдачи работ. Если что-то не понятно, нужно не стесняясь задать вопрос преподавателю. И занятия важно регулярно посещать, хотя бы до того момента, когда студент устроится на работу.

Основная проблема молодых людей – слабый самоконтроль. Но бывает и так, что студент сознательно перестает ходить на занятия, потому что разочаровался в выбранном направлении и понял, что это, как говорится, «не его». Нельзя дать универсальный рецепт, как надо поступать в таком случае. В советское время учащиеся вузов были настроены доводить любое подобное дело до конца, но это компенсировалось серьезной работой по проф-ориентации школьников. Теперь же считается, что каждый должен, прежде всего, «искать себя» (иногда, видимо, всю жизнь). Конечно, в идеале выбрать профессию-призвание нужно еще до поступления, но такое бывает редко. Поэтому обсудите с сыном или дочерью также и сценарий ваших действий на случай, если учеба принесет разочарование.

Успехов будущим студентам! 

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|