telugusixcom alohaporn.net today pk movies tamil سكس اكوام ogeins.com سكس الحيونت indian gay site videos kompoz2.com xnxxpro2 ozporno porngalstube.com dvdvilla زوبري arabic-porn.net سكس حريم السلطان
سينما فرتكا videosarabic.com سكس ام وصاحب ابنها kerala sex videos.com indianpornsource.com haryana sex videos gopika hot greenporn.mobi bf vdo indan hot sax desixxxtube.info indian wife sex stories sex vedeo fuqer.mobi bengolibf
hot up girls coxhamster.mobi sex hindi vidieo ;s lwvn abdulaporn.info سكس برازرز مترجم سكس بنات في الحمام todayaraby.com تعليم سكس kerala sex women porncorntube.com x videos village fc2-ppv 1019300 javshare.info 椿 くるみ
 
 
email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Чему не учит детский дом

Особенности детей, воспитывающихся вне семьи

Журнал: №3 (59) 2014 г.
Рисунок Е. Бухаловой

В наши дни, к сожалению, еще не изжита проблема социального сиротства: дети растут без попечения родителей, и это по‑особому влияет на формирование их личности. Что надо иметь в виду тем, кто хочет принять в семью такого ребенка, и тем, кто работает в детских домах и приютах? Как сделать так, чтобы сиротство не закрыло для ребенка двери в успешную взрослую жизнь?

Формирование базового доверия к миру

В первые годы жизни ребенок решает важнейшую задачу — учится доверять или не доверять тому миру, в котором ему предстоит жить. Это чувство доверия или недоверия связано с отношениями эмоциональной привязанности, которые у него складываются с самым близким взрослым, прежде всего с матерью. При этом под базовым доверием к миру подразумевается открытость ребенка к другим людям и ощущение расположенности по отношению к нему со стороны других людей.

В развитии эмоциональной привязанности большую роль играет физический контакт — прикосновение тела к телу, к примеру, привычка мам часто брать малыша на руки, гладить его по голове, целовать. Японец Масару Ибука (основатель фирмы Sony, автор книги «После трех уже поздно», директор Ассоциации раннего развития и организации «Обучение талантов») даже поощряет привычку мам спать с малышами в одной постели. На его взгляд, тактильный контакт очень важен как для умственного развития малыша, так и для того, чтобы он вырос просто добрым и отзывчивым человеком.

Интересны исследования американских психологов, проводившиеся в 30‑е годы прошлого века в одном из пансионов для умственно отсталых детей. Обычно эти детишки общались со взрослым только во время ухода за ними; они все время лежали по одному в своих кроватках и были отделены друг от друга занавесками. Дети, выросшие в таких условиях, как правило, никогда не достигают нормального уровня интеллектуального развития, многие остаются в учреждениях для умственно неполноценных людей. Ученые взяли 13 детей и поместили их в заведение для умственно неполноценных женщин. Женщины очень скоро эмоционально приняли младенцев, ухаживали за ними, разговаривали, ласкали. Дети начали ускоренно развиваться, интеллект их достиг нормы, и практически все они стали впоследствии полноценными членами общества.

Итак, в первые годы жизни ребенку необходимо доброжелательное внимание со стороны взрослого: именно благодаря этому у младенца возникает стремление поделиться со взрослым своими переживаниями; на этой основе возникает чувство доверия как по отношению к близкому взрослому, так и по отношению к другим людям.

В условиях детского учреждения, в условиях отсутствия близкого взрослого, на пути формирования отношений эмоциональной привязанности существуют серьезные барьеры. Именно поэтому базовое доверие к миру у малышей не сформировано, и они уже с ранних лет начинают бороться за себя, противопоставляя себя окружающим, а став взрослыми, начинают смотреть на мир и других людей с тревогой и настороженностью. А бывает и так: став взрослыми, такие люди могут стремиться уходить в себя и отчуждаться от других людей тогда, когда надо искать у них поддержки.

Когда ребенок, оказавшийся без попечения родителей, попадает в семью, настороженность и недоверие по отношению к окружающим остаются. Однако, если ребенок чувствует, что он любим, через какое‑то время ситуация исправляется — ребенок становится открытым и доброжелательным по отношению к окружающим его людям. Часто, чтобы это произошло, нужно время.

Формирование познавательной активности

Познавательная активность ребенка — важнейший показатель его общего развития. Она проявляется в расспросах об окружающем мире, в стремлении самостоятельно решать самые разные жизненные задачи.

Для того чтобы ребенок нормально развивался, он должен постоянно активно взаимодействовать с окружающим миром, любые ограничения его активности создают препятствия на пути интеллектуального и личностного развития.

Как правило, воспитатели детского дома (или дома малютки) по вполне объективным причинам стараются уменьшить чрезмерную активность ребенка. Однако это не только создает определенные трудности на пути развития (познавательная активность ребенка не стимулируется, а, напротив, подавляется), но и вызывает у него внутренний протест. Этот протест при неблагоприятных условиях может негативно сказаться на последующем развитии человека, прежде всего в личностном плане. Кроме этого, снижая уровень активности малыша, воспитатели не знают, что двигательная нагрузка способствует нормальному физическому развитию, которое самым непосредственным образом влияет и на его психическое развитие. Ради справедливости следует отметить, что и в условиях семейного воспитания природная активность ребенка под самыми «благовидными» предлогами нередко сдерживается родителями и другими близкими взрослыми.

Кроме этого, жизнь в условиях детского учреждения отличается крайним однообразием, скудостью впечатлений. Поэтому дети, которые привыкают к однообразию, зачастую весьма болезненно реагируют на всякие новые изменения, меняющиеся жизненные условия. Говоря иначе, если каждый день ребенка ожидает одно и то же, ему трудно приспосабливаться к переменам. А ведь ему предстоит жить не в стабильном, а в меняющемся мире!

Если этот ребенок попадет в семью, чрезвычайно важно расширять для него диапазон новых ситуаций, новых занятий, новых способов действий. Это будет как стимулировать познавательную активность ребенка, так и формировать способность к адаптации в ситуациях нового типа.

Формирование коммуникативной компетентности

В условиях детского дома дети намного больше общаются со сверстниками, чем в условиях семейного воспитания. Общаясь с ровесниками, ребенок сталкивается с необходимостью объяснения им того «как он что‑то сделал», «почему так, а не иначе». В общении со взрослыми это происходит реже, как правило, ребенок либо подражает взрослому, либо прямо выполняет его указания. Именно поэтому возможностей самостоятельного решения творческих задач у ребенка, который общается преимущественно со взрослыми, меньше, чем у ребенка, который постоянно общается со сверстниками. Кроме этого, детское сообщество имеет определяющее значение в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Вообще, в условиях детского дома ребенок вынужден подстраиваться под особенности тех людей, с которыми приходится общаться, каждый раз решая задачу выработки новой поведенческой стратегии. Это чрезвычайно полезно для всей его будущей жизни — в быстро меняющемся мире социально успешны люди, владеющие искусством коммуникации! Кроме этого, общаясь с педагогами и воспитателями, ребенок учится признавать авторитеты и следовать определенным социальным правилам. Это умение понадобится ему уже тогда, когда он начнет посещать школу.

О возможностях реабилитации

Компенсаторные возможности детской психики велики, поэтому ребенок, оставшийся без попечения родителей, попадая в семью, адаптируется к новым условиям, успешно наверстывая в своем развитии то, что было «заторможено» в условиях детского дома (или дома малютки). Однако, чтобы это произошло, необходимо безусловное принятие его со стороны взрослых, которые стали называться его папой и мамой.

Надо сказать, что принятие личности ребенка (да и вообще любого человека) состоит в принятии его таким, каков он есть, без желания оценивать или судить его. Можно ли безусловно принимать все качества даже маленького ребенка или же следует одобрять одни его черты и не одобрять другие?

«Мой опыт показал, — писал известный американский психолог и психотерапевт Роджерс, — что если мое отношение зависит от каких‑то условий, у человека не могут измениться или развиваться те качества, которые я не могу полностью принять». Так, если родители поддерживают ребенка только тогда, когда он соответствует их представлению о должном, он, стремясь завоевать их любовь, начинает подавлять некоторые стороны своей натуры. В этом случае у него формируется защитное поведение, помогающее выжить, но мешающее полноценному развитию личности.

Вообще, на мой взгляд, суть этой проблемы — способности принятия любого человека таким, каков он есть, — очень точно сформулировал отечественный психолог Борис Сергеевич Братусь: «Нет человека, — пишет он, — который лишен грехов и слабостей. Но каждый из нас нуждается в понимании и прощении. Понятно, что это требует дара любви и умения видеть в другом человеке те его возможности, которые еще не раскрылись».

Необходимо отметить, что безусловное принятие личности ребенка, который попадает из дома ребенка в семью, позволяет ему формировать то базовое доверие к миру, о котором речь шла в самом начале статьи. 

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|