email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Дошкольный марафон

Обстоятельный разговор о раннем развитии

Журнал: №3 (59) 2014 г.
Рисунок Е. Толстой

Все родители мечтают, чтобы их ребенок нашел свое место в жизни. И готовы сделать для этого всё, что от них зависит. Но что же это «всё»? К сожалению (или к счастью), нет универсального списка «Чем нужно обязательно заниматься, чтобы ребенок вырос подготовленным к жизни». Поэтому каждый и решает этот вопрос по‑своему. Намерения всегда самые лучшие. А вот результаты не всегда получаются ожидаемые.

После трех уже поздно?

Японский инженер и предприниматель Масару Ибука написал книгу о развитии ребенка. Читали ее не все, но идея, положенная в название книги — «После трех уже поздно», — была принята множеством родителей быстро и безоговорочно. Надо успеть, чем раньше начнешь, тем лучше, только бы не опоздать! Появились методики суперраннего развития: «Читать — раньше, чем ходить», «Знать английский — раньше, чем ходить» и даже «Руководить — раньше, чем ходить». Появились многочисленные группы, обучающие двух-трехлетних малышей чтению и основам математики. Мамы (реже — папы) часами готовят карточки, презентации и обучающий материал по Доману и Сесиль Лупан. А те, кто не участвует в этой гонке, чувствуют себя «плохими родителями» — и или переживают об «упущенных шансах», или резко и безапелляционно критикуют сторонников раннего развития. «Вы не любите своего ребенка» — аргумент, к которому нередко прибегают обе стороны.

Прежде чем начать заниматься по любой методике, стоит ответить себе на один вопрос: «Зачем?» Какова цель этих конкретных занятий? Научить ребенка считать в пределах сотни к году, в пределах тысячи — к двум годам? А зачем? Где пригодится ему этот счет? Куда приложит он свои умения — ведь мы знаем, что знание, не подкрепленное постоянным применением, стирается из памяти очень быстро. Выучить буквы? Но мало научить малыша складывать их в слова, он еще должен понимать, что эти слова значат. А его крошечный жизненный опыт пока не позволяет читать без помощи взрослого.

Ответ «Это пригодится ему в будущем» вызывает следующий вопрос: почему бы не заняться этим тогда, когда ребенок сможет сразу же применить свои знания? А пока потратить время на игры, развлечения, долгие прогулки?

Вариант «У других уже дети читают, а мой что, хуже?» непосильной тяжестью ложится на плечи и ребенка, и родителей. Догонять кого‑то очень трудно, а ведь родительские рассказы об успехах их чада нередко можно смело делить на десять. Вступая в такое соревнование, вы обрекаете себя и малыша на постоянное сравнение с другими — и сравнение будет всегда не в вашу пользу.

А вот если целью занятий ставится получение удовольствия от интересного дела — они непременно пойдут на пользу и родителям, и малышу. И тут уже все равно, какую методику выбрать, следовать ли ей неукоснительно или адаптировать для себя, заниматься ежедневно или от случая к случаю. Что происходит? Мама берет ребенка на руки, показывает ему картинки (цифры, буквы, кружочки, квадратики — для малыша это неважно), гладит его, целует, хвалит, разговаривает с ним. Ее хорошее настроение передается ребенку. Это время, когда внимание мамы целиком принадлежит малышу. Конечно, такие занятия приносят явную пользу развитию ребенка. Но для этого не нужны ни специальные методички, ни папки материалов. Если бы с таким же полным вниманием вы играли с ребенком в куклы или машинки, рисовали, разговаривали и расставляли банки на полке — польза была бы не меньше. Для развития, формирования интеллекта, эмоциональной и волевой сферы ребенку необходимо полноценное общение с родителями. Чем бы вы ни собирались заняться — изучением букв или строительством игрушечного города из кубиков — уделяйте малышу полное внимание, не отвлекаясь на компьютер, телевизор и разговоры по телефону. Выделите на это время, как выделяют сторонники методик Глена Домана или Никитиных. Не раздражайтесь, если у ребенка что‑то не получается или он отвлекся в процессе на что‑то более интересное. Переключайтесь, играйте вместе. И не настаивайте, если малышу надоело. Или надоело вам. Тогда сделайте перерыв, не чувствуя себя «прогульщиком». Помните: занимаясь через силу, через «не хочу», можно только навредить — пользы не будет.

Кубики Зайцева

Особняком в ряду методик стоит метод обучения чтению, разработанный Николаем Александровичем Зайцевым. Опрошенные мной родители уже выросших детей (от 12 до 18 лет) именно этот метод называют самым удобным и продуктивным. Почему? Во-первых, он не формирует у родителей невроз «опоздавших» — заниматься по кубикам Зайцева можно и в три года, и в пять, и в семь. Во-вторых, чем старше ребенок, тем быстрее происходит «скачок» от «знает буквы» до «читает». И этот видимый, ощутимый результат занятий доставляет удовольствие и родителям, и детям. В-третьих, кубики Зайцева — гремящие, шуршащие, звенящие — сами по себе хорошая игрушка. Да и переходить к этой методике можно в любой момент — с нуля или когда ребенок уже знает буквы.

Вот здесь хотелось бы остановиться подробнее и заострить внимание на такой проблеме. Дети очень быстро запоминают буквы. Легко показывают, когда взрослые спрашивают: «Где буква «ПЭ»? Найди букву «ЭМ»». И… перейти к чтению не могут. Ребенку очень трудно понять, куда деть эту лишнюю «Э». Разница между буквой и звуком для них ничего не значит. Поэтому, чтобы облегчить ребенку переход от буквы к слогу (складу — в методике Зай­цева), стоит учить сразу «Это буква “М”», «Это буква “Г”». Со­единяя их в слова, ребенок сразу услышит что‑то знакомое. А разницу между звуком и буквой ему объяснят позже, на уроках в первом классе.

Куда пойти?

Нередко бывает, что мама по разным причинам не может заниматься с ребенком, но, разумеется, ей не хочется, чтобы ее малыш недополучил «развития». И тут на помощь приходят групповые занятия по разным методикам. От обилия групп разбегаются глаза. Как же выбрать лучшее для ребенка?

Идеально, если занятия проходят в формате «мама+малыш». Тогда ваш ребенок получает ту самую пользу от общения с мамой, о которой мы говорили выше. Плюс — общение с другими детьми в максимально комфортной для него обстановке, когда «защита» вот тут, рядышком. Важно здесь не сравнивать успехи своего чада с достижениями других малышей. А этого довольно трудно избежать, особенно если «звездой» группы становится не ваш ребенок.

Группа должна быть маленькой — не больше пяти детей. Тогда ребенку легче концентрировать внимание, а преподавателю — заниматься с каждым из ребят.

Никаких фронтальных занятий до пяти лет! Для малыша высидеть 10–15 минут за партой — уже серьезная нагрузка, тут не до развития!

Личность педагога — три четверти удовольствия от занятия. Выбирайте яркого, интересного человека, который любит детей и получает удовольствие от своей работы.

Бывает, что ребенок не хочет ходить на занятия — не любит шум, стесняется, не может понять, что от него требуют мама и педагог. Или наоборот — так привык быть в центре внимания, что не переносит, когда это внимание уделяют кому‑то другому. Не форсируйте ситуацию, не давите на тихого ребенка, не стыдите активного. Просто отложите групповые занятия на полгода-год — когда малыш станет более зрелым.

Льется музыка

Музыка — вот идеальный «развиватель» с самого рождения, даже, как считают ученые, еще до рождения ребенка. Уже на 30–32‑й неделе беременности малыш слышит внешние звуки и реагирует на них. Самое время начинать петь ребенку колыбельные и слушать музыку. Здесь условия всего два: маме должно нравиться то, что она слышит, и музыка должна быть спокойной и мелодичной, без «бухающих» басов. 

После рождения ребенок узнает знакомые мелодии, успокаивается под их звучание. Считается, что классическая музыка и колыбельные — краеугольный камень музыкального развития ребенка. Двигаться под музыку, рисовать под музыку, петь и танцевать вместе с мамой — все это доставляет удовольствие малышу и, несомненно, идет в «копилку» его развития — интеллектуального и эмоционального. А вот игрушки и книжки, проигрывающие классические мелодии, лучше из среды ребенка исключить. Как и фальшивящие электронные игрушечные пианино и гитары. Оставьте рядом с малышом только чистые звуки — ксилофон и металлофон, колокольчики, перкуссию. И, конечно, голос.

В 3–4 года уже можно вести ребенка на музыкальные занятия в клубы и кружки. Условия те же, что и для любых развивающих групп (они перечислены выше). Пение и игра на простых музыкальных инструментах разовьют слух, а необходимость «встроиться» в ансамбль научит основам социального взаимодействия.

С музыкальной школой же лучше не торопиться. Требования классической школы таковы, что ребенок сразу попадает под пресс методичных ежедневных занятий, к которым зачастую не готов ни физиологически, ни психологически. Поэтому психологи советуют отложить серьезные занятия музыкой хотя бы до 7–8 лет. А вот короткие индивидуальные занятия с педагогом можно попробовать уже в 5–6 лет. Игра на пианино поможет формироваться межполушарному взаимодействию, скрипка и флейта разовьют координацию движений. Но помните, что требовать от 5–6‑летнего ребенка сосредоточенности больше 10–15 минут бесполезно, а для неокрепшей спинки — даже вредно! И педагог должен уделять внимание не столько результату, сколько процессу занятий.

О спорт, ты — что?

«Спорт — это прежде всего здоровье!» — говорят одни родители. «Спорт — это бешеные нагрузки и сплошные травмы. Нет ни одного здорового спорт­смена!» — считают другие. Кто из них прав? Прежде чем отвести ребенка в спортивную секцию, зададим себе традиционный вопрос: «Для чего мы это делаем? Чего хотим добиться в итоге?» Чтобы ребенок был здоровым и ловким? Чтобы научился ощущать радость движения? Чтобы стал олимпийским чемпионом? Чтобы мог дать отпор обидчикам? Чтобы исправил свой характер, который папа считает слишком «слабым»? Чтобы имел легальную возможность выплеснуть излишнюю активность? Чтобы научился самоконтролю? Чтобы отдохнуть от него хотя бы час-полтора?

Исходя из этих — и других — установок мы выбираем спортивные занятия для ребенка. И от того, насколько честны мы с собой, насколько хорошо знаем свое чадо и понимаем его потребности, будет зависеть, станут ли спортивные занятия для него каторгой или развивающим фактором. В каждом виде спорта есть свои возрастные ограничения. Не стремитесь их форсировать — они сформированы не по чьей‑то прихоти, а учитывают психофизиологические особенности каждого возраста. Но движение в жизни ребенка должно быть обязательно: даже для приучения малыша к горшку у него должна быть развита координация и чувство равновесия. И, конечно, хорошее развитие крупной моторики обеспечивает более легкий старт школьного обучения.

Поэтому на физическое развитие малыша отводим не меньше времени, чем на музыкальное и интеллектуальное. Сначала это массаж и простейшая гимнастика, потом «ползунковые игры». Когда ребенок начинает ходить, учим его переступать ножками, шагать по ступенькам, подтягиваться на детском турнике. С 3–4‑летним ребенком играем в мяч, учим ловить его сначала двумя руками, потом одной рукой, прыгать на одной ножке (по очереди на каждой), перешагивать через барьеры, проходить по бордюру с поддержкой и без, не теряя равновесия. Раньше эти навыки ребенок оттачивал в дворовых играх с более старшими детьми. Сейчас дворовые компании, к сожалению, канули в прошлое, а родители, увлекшись интеллектуальным развитием, забывают о физическом. И вот когда вы видите, что малыш физически готов к более серьезным спортивным занятиям, а психологически — готов слушать взрослого (который не мама и не папа), можно подумать о секции или кружке, подходящем именно вашему ребенку. Хочется напомнить, что кроме широко распространенных футбола, хоккея, плаванья, фигурного катания и разнообразных единоборств есть прыжки на батуте, фехтование, незаслуженно забытая легкая атлетика.

Очень важно помнить, что в стремлении заложить отдаленные результаты раннего развития мы часто забываем о том, что ребенок живет «здесь и сейчас». И что развитие — это процесс, а не результат. 

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|