email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Слышится, но не пишется...

Нелегко сделать ребенка грамотным

Журнал: №2 (58) 2014 г.
Рисунок Е. Бухаловой

Непросто одинаково хорошо научить всех детей: с различной организацией умственной деятельности, различной системой культурных ценностей и воспитания в семье. Особенно нелегко сделать их грамотными, превратить урок русского языка в любимый, привлечь внимание к родной словесности, заинтересовать сочинениями и изложениями, то есть самое трудное сделать самым легким, увлекательным и желанным.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им необходимо усвоить. «Учиться — трудно!» — говорят очень часто и дети, и их родители. Вроде бы учебный год начался вполне успешно. Ничто, как говорится, не предвещало… И вдруг в дневнике стали появляться неудовлетворительные оценки по учебным предметам. В первую очередь это касается русского языка, чтения и литературы. Недовольные учителя пишут отчаянные замечания, возмущенные родители лишают детей компьютера или даже берутся за ремень. Ученики заболевают или находят другие причины, чтобы пропустить надоевшие уроки. Взрослые склонны приписывать участившиеся двойки своих детей и воспитанников лени или невнимательности.

Как понять, что ребенку действительно трудно дается правописание

Понять это можно по характеру ошибок, которые ребенок допускает еще в тот период, когда внешне все выглядит вполне благополучно. Если ошибки схожи с примерами, приведенными ниже, значит, тетрадь ученика сигнализирует: «Нужна помощь!»

• Отсутствуют пропуски между словами и предложениями.

• Не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса.

• Зеркальное письмо: буквы С, Э, З, Б, В и др. перевернуты в другую сторону. Эта же картина может быть и с цифрами.

• Повторение одной и той же буквы в написании слова, например: ПИРОП вместо ПИРОГ.

• Замена букв: Б-Д (колодок), Ж-Х (мужомор), И-У (клумат), Т-П (пигр).

• Ошибки в правописании гласных в ударных слогах (УЧЕТЕЛЬ вместо УЧИТЕЛЬ).

• Пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (ГАМАЗИН вместо МАГАЗИН).

• Забывание начертаний редко встречающихся букв (Ъ, Э) или прописных букв.

• Нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание букв, резкое колебание почерка (от мелкого — к крупному).

В такой ситуации помочь ребенку может специалист, знающий не только тонкости русского языка, но и основы психологии, нейропсихологии, понимающий, что происходит «в голове» горе-ученика, когда в его руке зажата ручка.

Первое — и самое главное: обратить внимание на характер ошибок в тетради ученика. Выделяют несколько основных проблем, наиболее часто встречающихся у таких детей:

— несформированность образа буквы и образа слова, пропуск и путаница букв и слогов;

— нечитаемый почерк;

— незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило»;

— несоответствие между знаниями правил и письмом, то есть неумение применить правило в процессе письма;

— слабость фонематического восприятия;

— неумение составлять связные, логичные тексты;

— нелюбовь или даже ненависть к чтению;

— негативное отношение к уроку русского языка.

Следует отметить, что в большинстве случаев эти проблемы существуют не по отдельности, а образуют целый комплекс. Можно выделить чисто нейро­психологические предпосылки, затрудняющие освоение языка, но зачастую они отягощены еще и психологическими сложностями. Чтобы распутать этот клубок, приходится решать проблемы в комплексе.

Из каких аспектов состоит грамотность

Грамотность складывается из трех основных блоков, подобно тому, как из отдельных пазлов складывается целостная картинка:

1)​ нейропсихологический, включающий в себя функциональную готовность ребенка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для осуществления деятельности письма;

2)​ социально-педагогический. Важно учитывать характер общения ребенка со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном возрасте, отношение в семье к чтению;

3)​ психологический, который предполагает определенный уровень мотивации ребенка к занятиям: письму, чтению и обучению вообще.

Все три блока являются необходимыми составляющими грамотного письма, взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого.

Оказывается, что ребенок с нормальными слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из‑за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентировку. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и, как следствие, неудовлетворительного поведения на уроках. Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие преимущественно отвечает за целостный образ, скажем, того или иного предмета или слова, а левое — за правильное его называние или написание в соответствии с правилами орфографии. Бывает так, что доминирует правое полушарие, а левое недостаточно сформировано: не такой уж редкий случай — активный школьник с ярким воображением и абсолютно неграмотный!

К сожалению, современная школа практически игнорирует индивидуальный подход к обучению, в том числе и поэтому вполне развитые интеллектуально дети оказываются неспособными освоить родной язык, особенно в его письменной форме.

Иногда школьные трудности начинаются с незначительных вещей, на которые обычно не обращают внимания. Медленный темп работы, трудности запоминания букв, неумение сосредоточиться списываются за счет возраста, недостатка воспитания или лени. О лени очень любят говорить все, даже сами дети. «Я ленивый» — это такое замечательное оправдание собственной неуспешности! А между тем упускается очень важный момент — начальный этап трудностей. Пока их легко обнаружить, легко и скорректировать.

В процессе коррекционно-развивающих занятий можно выделить круг тех учащихся, у которых, скорее всего, ожидаются проблемы при изучении русского языка. Это следующие дети:

— с задержкой или нарушениями развития речи;

— с задержкой или нарушениями двигательного развития, зрительно-моторных координаций или пространственных восприятий;

— медлительные;

— леворукие;

— с отклонениями в развитии нервной системы.

Трудности в письме и чтении определяют общее отставание ученика, потерю интереса к учебе и веры в собственные силы. Очевидно, что читающий ребенок имеет больше шансов стать грамотным, чем нечитающий. Но последних становится все больше. Количество часов на уроки литературы в средней школе сокращается. Все это дополняется тем, что учитель еще список для летнего чтения предложит из ста наименований, причем таких книг, которые уже устарели либо по языку своему, либо по содержанию. Как следствие — навык не формируется и не развивается, не становится умением, но формирует комплекс неполноценности у ребенка, неуверенность в себе. Очень часто весь комплекс школьных трудностей возникает будто бы без особых причин, а просто потому, что ребенку не по силам темп и интенсивность работы класса.

Ученики, имеющие трудности в овладении практической грамотностью, образуют своеобразные группы. Это ученики начальной школы, дети 8–9 лет, испытывающие проблемы связанные с техникой письма и речи из‑за несформированности зрительно-двигательных координаций и регуляторных процессов; ученики 5–6‑х классов, преимущественно мальчики-левши или переученные левши и старшие школьники 14–16 лет, для которых проблема русского языка превратилась в главное препятствие на пути в вуз.

Неудачи в овладении письмом приводят школьника сначала к нежеланию и отказу выполнять домашние задания в письменном виде, а потом и посещать уроки, на которых этот дефект обнаруживается наиболее отчетливо. У большинства детей длительное переживание школьных неудач влияет на настроение, способствует развитию депрессивных состояний, отчаянию, стремлению к самоизоляции. Если не проведена соответствующая коррекция, то безграмотность может сохраниться и в зрелом возрасте. В этом случае человек не сможет достичь успехов в профессиях, требующих составления текстов в письменной форме и их грамотного оформления.

Как заниматься с такими детьми? Какой подход к ним искать?

Ответ на эти вопросы может показаться парадоксальным — ИГРАТЬ! В поэтапном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной работы и в частности для грамотного письма.

Дети любого возраста любят и хотят играть. Предлагаемые игры на занятиях по коррекции русского языка не только помогут преодолеть трудности в овладении родным языком, но и позволят полюбить его. В ходе занятий повышаются произвольное внимание и контроль, восприятие, внимание и память, улучшается мелкая моторика рук, формируются навыки глобального чтения, что не только позитивно влияет на преодоление разных механизмов недоразвития устной и письменной речи, но и на поведение и коммуникативные навыки. Поэтому работу с ребенком, которому не дается правописание, необходимо начинать с выявления причин, мешающих ему освоить письмо. Далее нужно убедить учащегося в том, что трудности, стоящие на пути, вполне преодолимы. Важно ребенка заинтересовать и пробудить в нем желание писать без ошибок. Часто можно встретиться с тем, что у ребенка уже сформировано негативное отношение к предмету, и от того, какой будет обстановка, в которой мы занимаемся, зависит его успех. Очень важно наладить с учащимся контакт. Подкреплять даже самые минимальные достижения ребенка необходимо словами: «Неужели ты это сам придумал?!», «Посмотри, ты же сам справился! Это трудное задание, но ты его выполнил отлично!».

Игры, используемые на коррекционных занятиях по русскому языку

«Паровозик»

Игра развивает фразовую речь, расширяет словарный запас, особенно количество прилагательных в активном словаре ребенка, учит правильно строить развернутые лексико-грамматические конструкции. Она также активно тренирует вербальную память ребенка.

Правила игры. Первый игрок называет любое существительное-подлежащее, второй игрок должен сказать глагол-сказуемое, далее каждый имеет право добавлять по одному слову, относящемуся к любой грамматической категории, повторяя уже имеющиеся, чтобы предложение становилось все длиннее и при этом не оказывалось бессмысленным. Если кто‑нибудь из игроков опустил при повторении какое‑нибудь из сказанных слов, остальные ему подсказывают, закрепляя всю фразу в памяти. Выигрывает тот, кто закончит предложение, когда никто из остальных игроков не сможет прибавить ни одного слова.

Вот такое предложение может получиться: «Большой и красивый дом с деревянным крыльцом и высокой трубой стоял под красной черепичной крышей на лесном пригорке возле зеленого сада и пестрого луга».

Способы, облегчающие запоминание словарных слов:

1. Орфографическое проговаривание слова, написание его в воздухе пальчиком, воображаемым карандашом, который находится на кончике носа.

2.​ Запоминание слова по сетке. Написать слово печатными крупными буквами, подчеркнуть каждую букву, через некоторое время стереть буквы. Задача ребенка — назвать буквы, можно вразброс.

3.​ «Устный кроссворд». Предложить ребенку узнать слова. Называем определения, а ребенок называет слово и записывает его. Например: архитектурное сооружение, предназначенное для подъема или спуска пешком. Что это? (Лестница.) При выполнении такого упражнения актуализируется значение слова и закрепляется связь значения с акустическим образом слова.

4.​ «Подсказочка». Привлечь аудиальную подсказку, то есть связать слово с так называемым мнемоническим представлением. К изучаемой единице надо подобрать такое слово, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное, имеет схожее звучание со словарным. Например:

Костя в костюме.

Костя в коричневом костюме идет по коридору.

Катя у калитки.

На Катином платье карман.

Пессимист Петя, дилетант Дима.

Белая береза.

5.​ Обращение к этимологии слова. Происхождение слова объясняет его написание. Дети далеко не всегда могут объяснить значение даже «прозрачных» русских слов (снежинка, подушка), поэтому пренебрегать этим процессом не следует, даже если вам все кажется ясным. Например: «платье», «платок». Что общего между этими словами и почему они стоят у нас рядом? Дело в том, что в основе этих слов лежит древнерусское слово «платъ», что означает «кусок материи».

Не будет ничего плохого в том, если ребенок сам придумает, как возникло слово. Он может связать его по смыслу с каким‑то русским словом, главное, чтобы запомнил проблемную букву.

Ностальгия — от слова «нос» (тоскую по тому, что расположено «под носом»).

Облегчает и вносит разно­образие в запоминание словарных слов их тематическая группировка. Например, предлагаю такие темы: квартира, поход, магазин, школа, офис, огород, улица, экскурсия. Затем ребята составляют предложения или целые рассказы по уже изученным словам.

Вы заметили, что учащиеся не знают правил русского языка? Вы тратите часы, чтобы вызубрить, что Ъ пишется после приставок на согласный перед буквами Е, Ё, Ю, Я, а в диктанте ребенок написал Ъ и в слове «сузить», и в слове «уехал» и даже в конце слова «адмирал». Я уверена, что, разбудив ребенка среди ночи, услышим от него четкое правило, а применить его в диктанте он не смог. Тогда опять на помощь приходят игры.

«Театр»

Ведущий называет слова. Игрок должен хлопать один раз в ладоши, если в слове нет Ь, и два раза — если в слове есть Ь. Слова для игры: Волга, песня, школьник, мыльница, пальто, девочка, письмо, Ольга, больница, борьба, танцы, полено, колба, речка, лежать, летний, капель, малина, тетрадь, весна.

«Немой»

Нужны две карточки: одна с Ь, другая с Ъ. Ведущий называет слова, а игрок показывает карточку с Ь, если он есть в слове, и карточку с Ъ, если он есть в слове. Слова для игры: соловьи, друзья, съезд, съест, бьет, льет, объяснить, подъем, вьюга, семья, съехать, платье, съежился, объявление, шьет, подъехать, объездчик, серьезный, адъютант, съемка, обезьяна.

Хочется подтвердить известный факт, что нет плохих учеников — есть обстоятельства, которые мешают им быть хорошими. Задача каждого родителя и педагога — выявить такие обстоятельства, спланировать коррекционную программу, выработать стратегию индивидуального обучения. Все должно быть направлено на то, чтобы каждый школьник ощутил радость познания, овладел необходимыми навыками и умениями, чтобы, приходя из школы, он радостно восклицал: «Учиться? Легко!»  

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|