email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Проявить в себе характер

А как же его воспитать в детях?

Журнал: №5 (55) 2013 г.

«Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». А каким он должен быть, этот характер, чтобы не приносить несчастья ни своему обладателю, ни людям, его окружающим?

Воспитывая ребенка, мы желаем, чтобы его характер позволил ему быть самостоятельным в принятии решений, уметь отстаивать свою точку зрения, не бояться преодолевать трудности на пути к поставленной цели. И тогда мы говорим ребенку: «Ты должен иметь характер», «Человек без характера — что хлеб без соли», «Не будь мямлей, прояви характер».

В то же время моменты «проявления твердого характера» иной раз вызывают негодование, а то и раздражение, гнев. Именно такой характер зачастую становится яблоком раздора в отношениях между детьми и родителями. Ведь «человек с характером редко обладает милым характером» (Жюль Ренар). И тогда мы слышим: «Ну и характер!», «Ужасный характер!», «Как ты будешь жить с таким характером?!».

Так что же лучше? Иметь спокойный, уравновешенный, «нордический» характер или обладать характером активным и решительным, уметь отстаивать свою точку зрения и идти против течения? А может быть, дело тут в гендерных особенностях? Ведь, как говорила Маргарет Тэтчер: «Если женщина проявляет характер, про нее говорят: "Вредная баба". Если характер проявляет мужчина, про него говорят: "Он хороший парень"».

Ядро личности

Слово «характер» в переводе с греческого (χαρακτήρ) означает «чеканка», «отпечаток». В психологии, когда говорят о характере, имеют в виду совокупность устойчивых психических свойств и привычных, стереотипных способов поведения.

Физиологической основой характера являются особенности нервной системы, ее основные свойства. Уже при рождении ребенок наделен этими свойствами, на их основе затем и формируются черты его характера. Именно поэтому, уже начиная с самого раннего возраста, поведение одного ребенка может сильно отличаться от поведения другого в одних и тех же обстоятельствах. Один может требовательно и настойчиво добиваться внимания мамы. Другой, похныкав, самостоятельно утихнет, смирившись с ситуацией.

Из школьного курса анатомии мы помним, что еще И. П. Павлов выделил основные свойства нервной системы и соотнес их с гиппократовскими типами темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Такие свойства нервной системы, как ее сила — слабость, уравновешенность — неуравновешенность, подвижность — инертность, находят свое отражение в типе темперамента. Поэтому становится понятным, что для ребенка, рожденного, например, со слабым типом нервной системы и соответствующим ему меланхолическим темпераментом, будет свойственно иное реагирование на ситуации, чем для ребенка с преобладанием таких свойств нервной системы, как сила и не­уравновешенность (холерик). Темперамент является той основой, на которую в процессе развития накладывается каркас специфических свойств, они‑то и становятся затем чертами характера.

Основа для характера

Первое, что вспоминается, когда разговор заходит о темпераменте, это картинки художника-карикатуриста Херлуфа Бидструпа. В одной из его работ ярко отражены примеры проявления типов темперамента. Там изображены реакции людей на одну и ту же ситуацию. Она заключается в том, что сидящий на лавочке человек, обладатель определенного типа темперамента, реагирует на следующее: прохожий, присаживаясь рядом с ним, случайно садится на его шляпу. (Холерик бурно реагирует, кричит, топает ногами, он взбешен, тогда как флегматик в этой же ситуации мирно и спокойно продолжает курить трубку, смятая шляпа не выводит его из состояния равновесия.)

Темперамент включает в себя следующие основные компоненты.

Первое — это общая активность деятельности, можно сказать, энергетика человека. То, насколько активно человек проявляет себя в какой‑либо деятельности.

Вторая характеристика — это двигательная (моторная) активность. Она относится к активности двигательного и речедвигательного аппарата. Например, это может быть темп речи, сила, резкость и интенсивность мышечных движений (например, при ходьбе).

Третьей характеристикой темперамента является эмоциональность. Она выражается в эмоциональной впечатлительности человека, его общей восприимчивости и чуткости к эмоциональным воздействиям, импульсивности.

Сочетание этих основных компонентов и дает в итоге определенный тип темперамента, который позволяет демонстрировать отношение человека к ситуации в соответствии с реакциями его нервной системы на происходящее. Активно жестикулирует руками при разговоре или спокойно излагает свои мысли, говорит быстро или медленно, реагирует ярко и эмоционально или сдержанно и спокойно.

Темперамент влияет на характер деятельности человека. Например, настойчивость у холерика и флегматика будет выражаться по‑разному. Холерик станет проявлять кипучую деятельность, а флегматик – сосредоточенно обдумывать ситуацию. Деятельность холерика энергична, пылка, флегматика — методична, неспешна, пунктуальна.

Однако говорить о существовании «чистых» типов темперамента не совсем верно. Встретить «чистого» флегматика или холерика в реальной жизни практически невозможно. Обычно темперамент человека представляет собой синтез отдельных черт нескольких типов. Поэтому чаще встречаются так называемые смешанные типы темперамента.

Воспитание характера

Принято считать, что темперамент не поддается изменению. В отличие от него характер формируется в процессе развития человека. Характер — это целиком продукт воспитания. Поэтому в формировании характера ребенка большую роль играет его социальное окружение, те примеры поведения, которые он видит в определенных жизненных ситуациях. Все это ребенок усваивает на опыте увиденных им образцов, прежде всего, конечно, в собственной семье. Именно близкие люди дают малышу первые в его жизни эталоны поведения, формирующие характер.

Один из психологов сравнил характер с панцирем, который оберегает личность и выполняет защитную функцию. Характер является своеобразным щитом личности от «нападок извне».

Характер формируется и развивается в практической деятельности человека, в процессе его взаимодействия с окружающим миром и отражает условия и образ жизни человека. В связи с этим становится очевидным ответ на вопрос: можно ли корректировать характер и как это сделать?

Формирование характера начинается с самого первого периода развития — раннего детства. Начальные признаки характера ребенка можно увидеть в ситуациях, связанных с проявлением его самостоятельности. Ребенок с доминированием холерического темперамента, скорее всего, будет бурно и очень эмоционально реагировать на ситуации, связанные с ограничением его самостоятельности.

В дошкольном возрасте начинают более ярко вырисовываться общие контуры характера, складывается привычный стиль поведения и отношений с окружающими. Характер ребенка ярко проявляется в игровой деятельности. Реакция на неудачу или проигрыш может явиться свидетельством складывающихся черт характера ребенка, таких как обидчивость, агрессивность либо стремление исправить ошибку. Устойчивое повторение одних и тех же проявлений в поведении приводит к их закреплению как характерологических черт, которые будут перенесены и на другие виды деятельности ребенка и взаимодействия его с окружающими. Поэтому, чем раньше черта будет скорректирована, тем меньшей будет вероятность ее закрепления в характере человека.

Следует отметить, что коррекция не подразумевает наказания ребенка за несоответствующее нежелательное поведение. Прежде всего, она подразумевает пример того, как следовало бы поступить в данном случае. Именно под влиянием личного примера родителей, воспитателей у ребенка постепенно складываются представления о том, как следует вести себя в той или иной ситуации, что можно и чего нельзя.

Формирование характера, так же как и формирование личности, происходит достаточно длительное время. Весь период детства, отрочества и юности проходит в свете формирования характера человека. Его основы закладываются на ранних этапах онтогенеза, а закрепление и «шлифовка» отдельных черт может происходить всю жизнь. Безусловно, изменения в социальном окружении, изменение условий жизни человека в целом могут приводить к заострению одних черт характера и нивелированию других. Можно сказать, что характер взрослого человека во многом обусловлен объективными обстоятельствами его жизни.

Больной характер

Говоря о характере, нельзя не остановиться на его аномалиях.

Наверняка в обыденной жизни каждый человек хоть раз, да имел дело с такими людьми. Речь идет о психопатии. В житейском понимании слово «психопат» имеет пренебрежительный оттенок. Но на самом деле психопат — это человек с «больным» характером. Психопатия не является психическим заболеванием, она есть патология характера, которая определяет весь психический облик человека, накладывая отпечаток на его душевный склад. В течение жизни психопатия не подвергается резким изменениям и мешает приспособлению к жизненным условиям. Причем социальная дезадаптация является следствием именно патологических черт характера, а не обусловлена неблагоприятной средой.

Как может проявляться психопатия? Выделяется множество разных ее типов, но главное, что эти патологические черты носят тотальный характер и проявляются везде — дома, на отдыхе, в любых других условиях, при эмоциональном стрессе. Стабильность патологических черт характера является признаком психопатии. Они сохраняются на протяжении всей жизни, хотя впервые могут выявиться в разном возрасте, чаще всего в подростковом.

Для того чтобы лучше проиллюстрировать, о чем идет речь, приведем проявления истерического типа психопатии. Для людей с таким типом наиболее характерна ярко выраженная жажда признания, стремление обратить на себя внимание во что бы то ни стало. Поэтому они преувеличивают и приукрашивают свои переживания. Демонстративность может проявляться как в необычно ярком внешнем виде, так и в бурности их эмоций (восторги, рыдания), рассказах о необыкновенных приключениях, нечеловеческих страданиях. Все это делается для того, чтобы обратить на себя внимание. Иногда для этого они используют ложь и самооговоры (синдром Мюнхаузена). На самом деле чувства таких людей поверхностны, не­устойчивы. Внешние проявления эмоциональных реакций не соответствуют вызвавшей их причине. Несмотря на то что обычно истерическим личностям свойственен художественный тип мышления, они редко достигают успехов в творческой деятельности, поскольку им мешает необузданное стремление быть в центре внимания, психическая незрелость, эгоцентризм.

Есть и другие типы психопатий, которые связаны, наоборот, со слабоволием, внушаемостью. Часто таких людей называют бесхребетными. Они легко поддаются влиянию других. Вся их жизнь определяется не собственными целевыми установками, а внешними, случайными обстоятельствами. Именно такие люди нередко попадают в дурную компанию, их легко втянуть в любые асоциальные истории. Они отличаются необязательностью, недисциплинированностью. Дают обещания и стараются угодить, но малейшие изменения внешних обстоятельств выбивают их из колеи. Поэтому они нуждаются в постоянном контроле и авторитетном руководстве.

Важно понять, как не допустить формирования психопатии, даже если для этого есть определенные биологические предпосылки (особенности нервной системы, вызванные наследственными или врожденными факторами, алкоголизм родителей, родовые травмы, тяжелые болезни, перенесенные в раннем детстве). Ведь, еще раз подчеркнем, психопатия — это патология характера, а он, как мы выяснили, формируется в процессе развития и воспитания ребенка.

Итак, о приведенном выше примере «бесхарактерности». Причина — ошибки в воспитании. За ребенка все решают родители, опережая его возможные желания, отсутствуют ситуации, когда малышу необходимо проявить инициативу, самостоятельность. Это может привести к формированию и закреплению отрицательных черт характера. Наивно полагать, что, решая все проблемы ребенка и устраняя все трудности на пути, можно оградить его от проблем и воспитать мужественного человека с сильным характером.

То же касается и истерического типа психопатии, к которому, к слову, в большей степени склонны девочки. Для него характерны два ярких момента. Первый связан с чрезмерным желанием быть в центре внимания. Второй — с поверхностностью истинных чувств человека. Неправильное воспитание может привести к тому, что имеющиеся склонности характера перейдут в аномалию. В первую очередь это тип воспитания, называемый «гиперопека»: повышенное внимание взрослых к удовлетворению всех прихотей ребенка. Об этом типе воспитания достаточно много говорится, он хорошо известен. Если описать его очень обобщенно, то выглядит он так: ребенок в такой семье — «центр вселенной», вокруг которого крутится мир, он правит этим миром, ничего не отдавая взамен.

Не существует детей, родившихся с «дурным характером». Скорее, речь может идти о «дурном» окружении ребенка, о тех условиях, в которых ему приходится формировать такой «панцирь».

Не стоит забывать и о важности индивидуального подхода к каждому ребенку, что является залогом успешности трудного дела — воспитания характера.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|