email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Пусть меня не учат

В чем причины апатии к обучению?

Журнал: №3 (53) 2013 г.
Иллюстрация Е. Васильевой

Каждому родителю хочется, чтобы ребенок радовал школьными успехами, с удовольствием учился. Но очень многие сталкиваются с картиной прямо противоположной: и школа вызывает у отпрыска отвращение, и любые интеллектуальные занятия неинтересны. В чем причина этого явления? Как решить эту проблему?

Как это проявляется?

Пожалуй, чаще всего родители школьников жалуются на недостаток «желания учиться» у детей, отсутствие целеустремленности и понимания всей ответственности этого нелегкого, но необходимого занятия. Ребенок «из‑под палки» выполняет домашние задания, не хочет читать, ленится делать уроки самостоятельно, а то и вовсе отказывается идти в школу и т. п.

Как при решении любой проблемы, хочется выяснить, каковы причины подобного явления и что можно предпринять в этой непростой и для ребенка, и для родителей ситуации.

Прежде чем начать обсуждение проблемы, чтобы не быть голословной, приведу некоторые мнения родителей, прочитанные мной на одном из форумов, посвященных школьным проблемам. Я выбрала три наиболее показательных, на мой взгляд, случая.

Случай 1‑й. «Мой ребенок пошел в первый класс. Почти сразу начались проблемы с тем, что он не хочет учиться, отвлекается, играет на уроках. Он раньше не вел себя так, а сейчас забыл даже некоторые буквы и цифры, которые знал до школы. Особенно те, что написаны в учебнике. Желание читать и считать есть, но как дело доходит до уроков, так чуть ли не истерики, особенно от чтения. Если кто‑то сталкивался с подобной ситуацией — посоветуйте, как помочь ребенку?»

Случай 2‑й. «Схожая ситуация и у нас. Моя дочь, первоклассница, совершенно неуправляема в школе, учеба у нее, конечно, в порядке, хотя мы учимся в классе с уклоном, но вот поведение отвратительное, она не боится ни учителя, ни отца, никого. НО!!! Когда ее начинаешь стыдить, ограждать от гуляний и ТВ, она немного меняется! Вот такой мой совет. И еще занимайтесь больше дома, наедине, купите познавательную игру и играйте всей семьей, а также поощряйте, не обязательно деньгами, безделушкой, у ребенка обязательно появится стимул, и он исправится!!!»

Случай 3‑й. «Я думала, только у меня такой ребенок, мы весь первый класс просидели под партой, и как только ни пытались изменить эту ситуацию, ничего не получается. И психолог беседовал, и с учителем разговаривали, угрозами, ремнем, ничего не помогло, пока я не встретила случайно свою первую учительницу. Она с ним побеседовала, и ребенка как подменили, но только дома, а в школе продолжается все то же самое, и я считаю, что в таких ситуациях виноваты только учителя, они не могут заинтересовать ребенка в учебе. И твердо решили, что во второй класс мы пойдем к другому учителю, которого ребенок выбрал сам».

Обеспокоенность родителей понятна. Каждый из них хочет, чтобы ребенок не только получил хорошие школьные базовые знания, но и затем смог бы поступить в вуз и получить достойное образование. Можно сказать, что желания в этом смысле у всех родителей схожи. Но вот сложности и преграды, с которыми сталкиваются на этом пути и дети, и родители, не всегда имеют одно и то же происхождение.

Иногда необходима помощь специалистов

Например, в случае, описанном в первом примере, речь может идти о том, что у ребенка существуют проблемы, с которыми необходимо показаться специалистам. Благо сегодня практически во всех школах есть логопеды и психологи. Причина нежелания учиться и «истерик» ребенка может быть связана с незрелостью тех мозговых структур, которые отвечают за обучение ребенка чтению и письму. Такие проблемы могут встречаться у детей, имеющих логопедические нарушения (самое частое и заметное из них — когда ребенок неправильно произносит звуки). Если родители вовремя не обратились к специалистам, эти проблемы будут нарастать как снежный ком. К проблеме звукопроизношения присоединятся проблемы с чтением, далее — с письмом, а тут уж недалеко и до истерик, поскольку взрослые не понимают истинную причину происходящего и списывают проблему на лень ребенка и его «бестолковость»: «Как можно не понимать элементарного?», «Сиди и учи до тех пор, пока не поймешь…». А ребенок действительно не может справиться с этой бедой самостоятельно. Это как от ребенка, не знающего таблицы умножения, требовать решения задач по высшей математике. Чтение и письмо предполагают участие сложных психологических механизмов. И если эти механизмы у ребенка не в порядке, то ожидать положительного результата, понятно, не приходится. Не хочется описывать психологические последствия таких ситуаций. А они, к сожалению, встречаются очень часто.

Индивидуальные особенности и переутомляемость

Второй пример, касающийся девочки-первоклассницы, тоже вполне «стандартный» и часто встречающийся. Скорее всего, ситуация здесь, что называется, «комплексная». Да, в общем‑то простых и односложных проблем, наверное, не бывает. Так вот, в этом случае можно выделить три важных аспекта. Первый касается поведения девочки, которая, видимо, не отличается покладистым нравом ни дома, ни в школе. Судя по описанию, учится девочка хорошо, а «не­управляемость» касается ее поведения. Второй момент связан с тем, что она учится в классе «с уклоном». А третье, на что я не могла не обратить внимание, это «совет» мамы уделять ребенку больше времени и поощрять ребенка для того, чтобы появился стимул к учебе. Этот пример — тоже свидетельство того, как индивидуальные особенности ребенка не позволяют ему справляться с самим собой во время уроков, в период интеллектуальной нагрузки. Далеко не каждому школьнику, особенно в первом классе, под силу высидеть 4—5, а то и 6—7 уроков, тем более занимаясь, как выразилась мама девочки, «в классе с уклоном». Довольно часто случаи нарушения поведения на уроках связаны с тем, что индивидуальные особенности ребенка (прежде всего особенности нервной системы, его темперамент) не позволяют ему удерживать внимание и концентрироваться на задании более 20–30 минут. Традиционно на уроках в первых классах для этой цели применяются физкульт-минутки. В наше время, к сожалению, они проводятся не всегда, хотя их значение трудно пере­оценить. Проблема еще и в том, что такие «уклоны» доступны далеко не всем детям, но желание родителей и их стремление к престижу подвигает, вопреки возможностям ребенка, отдавать его туда, где учиться ему будет очень и очень сложно, а иногда и невозможно. И тут дело совсем не в том, что ребенок «никого не боится», а в том, что такое поведение может быть единственно возможной разрядкой ребенка от интеллектуальной усталости, его физиологической потребностью. А вот ограждать от прогулок на свежем воздухе ни в коем случае не советовала бы. Поскольку кислородное голодание не может положительно сказываться как на расположенности ребенка к учебе, так и в целом на его здоровье. Про «ремень», думаю, тоже распространяться излишне, так же как и про материальные «стимуляторы» учебы.

Привыкание ребенка к школе как экстремальная нагрузка

Кроме того, нарушение поведения может быть индикатором нарушения процесса адаптации ребенка к школе. Адаптация к школе — процесс непростой и для многих детей является довольно сложным этапом их обучения. Этот период может сопровождаться неустойчивостью работоспособности ребенка. Психофизиологи сравнивают этот период по интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка, с воздействием на взрослый подготовленный тренированный организм экстремальных физических нагрузок. Поэтому несоответствие возможностей ребенка и предъявляемых к нему требований может приводить как к резко выраженному утомлению, так и к перевозбуждению, которое может проявляться в поведенческих нарушениях.

В первую очередь это касается детей, состояние здоровья которых не вполне благополучно: часто болеющие, дети, перенесшие различные травмы (особенно черепно-мозговые), страдающие хроническими заболеваниями. Особого внимания заслуживают дети с нервно-психическими расстройствами. Общая ослабленность ребенка является причиной более длительного протекания адаптационного процесса, сниженной работоспособности, повышенной утомляемости и в целом — снижения успешности школьного обучения.

Что можно считать основными признаками того, что адаптация ребенка проходит в соответствии с нормой? Это, прежде всего, формирование у школьника адекватного взаимодействия с учителем и одноклассниками (установление доброжелательного контакта), принятие школьных правил и овладение первичными навыками учебной деятельности. Такие дети, как правило, быстро осваиваются в коллективе, находят себе друзей и не испытывают проблем в установлении контакта с учителем. Они без особых видимых усилий выполняют требования педагога. Возможные трудности обычно не влияют на их желание учиться.

Около 20–30 % современных детей можно отнести к группе, чей адаптационный период может происходить немного дольше. Их трудности могут иметь как поведенческий характер (вместо учебы играют на уроках, разговаривают с одноклассниками), так и эмоциональный (на замечания учителя реагируют обидой или слезами). При благоприятном развитии событий адаптация таких детей может длиться до середины учебного года.

Небольшую, но требующую наибольшего внимания со стороны учителя и родителей представляет группа детей (обычно не более 10–15 %), чей адаптационный период может протекать достаточно долго. Часть этих детей переходит в разряд тех, к кому прикрепляется ярлык «двоечников» и нарушителей правил поведения, тех, кто представляет большие проблемы для учителей. Адаптационный период проходит у таких детей со значительными трудностями. Это могут быть проявления нарушений поведения (любые негативные формы поведения — от непослушания до агрессивных действий), проблемы взаимодействия с учителем и одноклассниками и т. п.

Поэтому, когда речь идет о том, что поведение ребенка на уроках отличается от общепринятого, нормативного, необходимо разбираться в проблеме, так как за одними и теми же внешними проявлениями могут стоять совершенно разные причины.

Смена учителя

Однако все эти сложности можно победить, если усилия родителей и учителей будут направлены в одну сторону — в сторону помощи ребенку, его поддержки, учета индивидуальных возможностей и способностей. И тогда, безусловно, наилучший результат ему гарантирован. Поэтому можно понять автора третьего приведенного мной письма — маму, которая считает, что проблемы ребенка связаны с непрофессионализмом учителя. Не будем так категоричны, хотя и такие случаи всем известны. Все же ответственность за результат обучения ребенка в равной степени лежит и на учителях, и на родителях. Ведь часто в таких случаях бывает так: вслед за одним «плохим» учителем появляется другой, который тоже не удовлетворяет потребности родителей (чаще всего именно родителей, а не ребенка). Это приводит к бесконечной смене школ, а значит, к необходимости бесконечной адаптации ребенка, и в итоге результат может быть прямо противоположным задуманному.

Помощь родителей не всегда может быть адекватна той, которая необходима ребенку. Излишняя опека в виде различного рода репетиторов и огромного количества дополнительных занятий вместо пользы может привести к переутомлению школьника, его интеллектуальной усталости и, как следствие, к нервным расстройствам. У каждого ребенка есть свой предел возможностей, который, как правило, именно родителям хорошо известен. Если же самостоятельно определить его трудно, лучше посоветоваться с учителем и психологом. Поскольку, нарушая эту границу, можно получить результат, который соответствует афоризму «Хотели как лучше, а получилось как всегда». 

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|