email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Дорасти до парты

Адаптация детей к школе

Журнал: №6 (50) 2012 г.

Проблеме адаптации детей к школе современные психологи уделяют большое внимание. Несмотря на это, по данным исследователей, число психологически неподготовленных учащихся продолжает оставаться достаточно высоким. Как помочь ребенку, впервые переступившему порог школы, справиться с трудностями, адаптироваться к новым условиям, расскажет кандидат психологических наук Наталья Станиславовна Крамаренко.

— Что такое психологическая адаптация школьника и почему этот период считается трудным в жизни ребенка?

– Обращать внимание на психологическую готовность ребенка к школе педагоги начали в конце второй половины прошлого столетия. Под школьной адаптацией ученые понимают психологическое приспособление ребенка к условиям школы. Трудность заключается в том, что одновременно с началом обучения в школе первоклассник вступает и в новый психологический возраст – младший школьный возраст. В этот момент у детей появляется новый ведущий тип деятельности — обучение; становится новой и социальная ситуация — «ученик–учитель»; появляются возрастные новообразования; переживается кризис семи лет.

Изменяется вся жизнь: все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения — очень напряженный период еще и потому, что школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно всё: и сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35 минут), и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе и просто сидеть так долго.

— Продолжителен ли период приспособления ребенка к школьным условиям и как это может отразиться на нем в случае неуспешной адаптации?

— По данным разных исследователей, продолжительность адаптации может колебаться от нескольких недель и месяцев до года. Этот период традиционно считается одним из самых сложных для младшего школьника. И может иметь два варианта развития: благополучную адаптацию и дезадаптированность ребенка. Неумение справиться со школьной ситуацией может проявляться не только в таких «традиционных» признаках, как неуспеваемость и плохое поведение, но и как «психогенное заболевание», и психогенное формирование личности ребенка, нарушающее его субъективный и объективный статус в школе и семье и затрудняющее учебно-воспитательный процесс, то есть как болезненное состояние, возникающее под воздействием психотравмирующих факторов. Это может быть и психологическая атмосфера класса или школы в целом, особенности взаимоотношений с учителем и др. При этом, по данным исследователей, примерно от пяти до двадцати процентов таких детей нуждаются в психотерапевтической помощи.

В современной школе работу с дезадаптированными детьми может и должен взять на себя именно педагог-психолог. Однако осуществление этой работы должно происходить в обязательном сотрудничестве с учителем и родителями.

— Расскажите, от чего зависит успех школьной адаптации. Почему одни дети легко вливаются в школьную жизнь, а другие испытывают трудности?

– В психологической литературе рассматриваются различные содержательные характеристики процесса адаптации, выделяются его виды и уровни. В исследованиях детского психолога А. Л. Венгера выделяются три уровня адаптации к школьному обучению: высокий, средний и низкий. Каждый уровень предполагает определенную степень развития следующих характеристик:

– общего отношения к школе;

– интереса к учебной деятельности;

– особенностей поведения, — статусного положения в классе.

Так, при высоком уровне адаптации первоклассник положительно относится к школе, требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивается ребенком легко, глубоко и плотно; ребенок решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.

При среднем уровне адаптации ребенок также положительно относится к школе, ее посещение не вызывает у него отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем‑то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

Первоклассник с низким уровнем адаптации отрицательно или индифферентно относится к школе, нередко жалуется на здоровье. Доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена. При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей. Ребенок сохраняет работоспособность и внимание только при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

С моей точки зрения, данная классификация отражает все основные характеристики детей в зависимости от уровня адаптации. Однако, исходя из практического опыта, можно отметить, что дети с низким уровнем адаптации все же достаточно часто имеют друзей, знают имена и фамилии всех своих одноклассников, а вот уровень развития произвольности (в том числе и произвольности поведения), коммуникативных способностей действительно часто не позволяет им занимать в классе «благоприятное статусное положение».

Важно отметить, что понятие школьной дезадаптации не распространяется на детей с нарушениями учебной деятельности, вызванными отклонениями в интел­лектуальном развитии, оли­гоф­ренией.

— Можете ли вы выделить основные виды трудностей, с которыми сталкиваются первоклассники в течение первого года обучения?

– Исследования младших шко­ль­ников позволили выделить три основные сферы трудностей первоклассников, которые соотносятся с уровнями школьной адаптации ребенка и характеризуют факторы, приводящие к ее нарушению.

Первая группа трудностей обусловлена тем, что ребенок не понимает специфической позиции учителя, его профессиональной роли, неправильно воспринимает ситуацию урока.

Вторая группа трудностей связывается с недостаточным развитием общения и способности взаимодействовать с другими детьми, со сверстниками.

Третья группа трудностей связана с отношением ребенка к самому себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатам.

Безусловно, все эти трудности, в зависимости от степени их выраженности, могут приводить к различным проблемам при прохождении процесса школьной адаптации ребенка.

К негативным «школьным факторам» необходимо отнести и авторитарный стиль педагога, что подтверждается результатами многочисленных педагогических и психологических исследований, а также такой существенный фактор, как семья, включающий в себя, в частности, неадекватный стиль семейного воспитания, неблагоприятный психологический климат в семье.

Советы родителям первоклассников

Не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую‑то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7‑летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто‑то хочет дружить, а кто‑то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя. 

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|