email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Бегущий впереди себя

Хорошо или плохо всегда быть первым?

Журнал: №4 (48) 2012 г.
Иллюстрация Н. Климентовской

Как ответить на вопрос: хорошо или плохо, что ребенок среди сверстников «всегда первый», прекрасно учится в школе, радуя родителей и педагогов своими успехами? Ничего плохого в этом нет, напротив, на такого ученика могут равняться и другие дети. Однако в этой ситуации надо избегать некоторых «подводных камней», которые могут встречаться на пути подобных успехов.

Учиться преодолевать трудности

Во-первых, у ребенка, у которого все так легко получается, порой не формируется привычка преодолевать жизненные трудности, и при первой же встрече с препятствием он может психологически «сломаться». Специалисты знают много подобных примеров, когда, прекрасно учась в школе, человек не мог профессионально состояться во взрослой жизни.

Чтобы этого не произошло, полезно ставить ребенка в ситуации, когда он сталкивается с задачами, решение которых представляет для него определенную трудность. К примеру, известные шахматисты часто проводят тренировочные встречи с сильными и даже превосходящими их по силам соперниками — определенное напряжение позволяет им поднимать «потолок» своих возможностей.

Кроме этого, при такой ситуации успешный ребенок может оказаться не первым, а, к примеру, вторым или третьим, испытав от этого определенные отрицательные эмоции. В ряде случаев это хорошо, так как положительные эмоции при превышении некоторого объема расслабляют человека, приводят к душевному застою, а иногда и к деградации.

Не ограждать от неудач

Во-вторых, «первый среди сверстников» ребенок может развиваться дисгармонично, ведь постоянное стремление победить в индивидуальных состязаниях не дает ребенку возможности формировать адекватную самооценку — правильно оценивать свои сильные и слабые стороны. При неудачах у него может развиться чувство зависти или ощущение собственной неполноценности.

Часто в подобных случаях возникает искажение личностного развития, при котором ребенок начинает проявлять агрессивность по отношению к окружающим, у него могут развиться демонстративность и истероидность с чрезмерной жаждой успехов. В конечном счете формируется дисгармоничная личность. Приведу конкретный пример.

Марьяша поражает всех своими разносторонними способностями: в 6 лет она бегло читает, считает и пишет, а кроме этого, солирует в детском хоре, в танцевальном ансамбле, успешнее других в изучении английского. Короче, она уже привыкла во всем быть лучше сверстников, быть «на виду». Но вот такая ситуация: Марьям вместе с подружкой бежит к качелям и оказывается второй, между девочками возникает потасовка. Здесь вмешивается чрезвычайно активная мама Марьям, начиная истошно кричать на подружку: «Немедленно отойди от Марьяши…» Или же такой случай: Марьям хочет поиграть с другом Алешей, а он о чем‑то разговаривает с другой девочкой. Марьяша подходит к мальчику, берет его за руку и начинает силой оттаскивать от соперницы. Не получается. Здесь опять начеку ее мама: сама подходит к Алеше и физически подводит его к своей дочери.

Таких ситуаций в жизни Марьяши достаточно много, и всегда ее мама на страже интересов дочери — именно она должна всегда получать то, что хочет, должна во всем быть первой. Дело доходит до публичных скандалов: когда родители других детишек поинтересовались у воспитательницы, почему именно Марьяша всегда солирует в детских спектаклях, ее мама устроила этим родителям настоящий разнос.

Итак, в приведенном выше случае ребенок, который действительно на данном этапе своего развития в чем‑то превосходит сверстников, стал к тому же жертвой чрезмерных родительских амбиций. При этом мама девочки показывает ей явно дурной пример — как добиваться своих целей любыми средствами, не считаясь с желаниями и потребностями других детей.

Вообще, педагоги и психологи нередко описывают подобные случаи, когда чрезвычайно ретивые родители ценой неимоверных усилий добиваются поставленной цели — мнимых достижений ребенка. Вот что писал по этому поводу известный педагог С. Л. Соловейчик:

«Мама всю ночь просыпается, смотрит на часы, чтобы вовремя поднять сына, а он спит спокойно: разбудят. Мама требует складывать книги с вечера. Мама волнуется из‑за двоек. Мама напоминает: скоро контрольная! В результате они вдвоем оканчивают школу — сын и мама. Сын с золотой медалью, мама — с железным характером, закалившимся в десятилетних заботах. Про сына же говорит: "Он рохля, он такой ленивый, если бы не я…"

"Если бы не я" — то сын, возможно, и не получил бы медали, но стал бы деятельным, заботливым, самостоятельным человеком, который знает, что такое неприятности, но знает также, как их избежать».

Не сравнивать с другими

Отвечая на поставленный в начале статьи вопрос — хорошо или нет, когда ребенок в чем‑то превосходит своих сверстников, — хочу коснуться и такой темы, как сравнение педагогом или родителями одних детей с другими. К примеру, видя успехи какого‑либо ребенка, родители пеняют сыну или дочери: «Вот он может, а ты…»

Не идеализируя японскую педагогику, замечу, что в этой стране не принято сравнивать детей между собой. К примеру, воспитатель детского сада никогда не хвалит лучших и не ругает худших, не говорит родителям, что их ребенок хуже или лучше всех что‑то делает. Выделять кого‑то — значит порождать дух конкуренции, а она может навредить межличностным отношениям. Полезно сравнивать не детей друг с другом, предыдущие успехи или промахи самого ребенка.

Учиться достигать желаемого

Развивая в ребенке желание быть всегда первым, любой ценой сохранять свой статус, нужно помнить, что можно вырастить и такие качества личности, как эгоистичность, завистливость, беспринципность. А к чему должен тогда стремиться вдумчивый родитель, желая в жизни своему чаду только добра?

На взгляд многих специалистов, у ребенка необходимо формировать уже с дошкольного детства такое качество, как мотив достижения успеха — устойчивый мотив социального поведения, проявляющийся в стремлении человека добиваться цели, особенно в ситуации соревнования. Люди с развитым мотивом достижения успеха предпочитают ставить перед собой достаточно сложные жизненные задачи, идут на оправданный риск, при этом ответственность за происходящее берут на себя.

Дети с развитым мотивом достижения успеха зачастую отличаются адекватными самооценкой и уровнем притязаний; как правило, они не тревожны. Такое сочетание благоприятно для достижения как реальных жизненных результатов, так и для нормального психического развития ребенка.

Ребята, стремящиеся к достижению цели, не опускают руки в ситуации неудачи, не прекращают попыток добиться желаемого. Напротив, они с еще большей энергией стараются преодолеть трудности. В результате у них накапливается полезный опыт, который обязательно окажется востребованным во взрослой жизни. 

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|