email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

На игре…

Компьютерная зависимость

Журнал: №2 (46) 2012 г.
Иллюстрация Максима Тычкова

Что собой представляет виртуальный мир? Чем он отличается от мира ролевой игры, где идеальные образы превращаются в материальные действия и поступки? Каковы последствия «безобидного» увлечения ребенка компьютерной игрой? Компьютерные игры с играми сюжетно-ролевыми сравнивает практикующий психолог-педагог.

Ребенок и компьютерная игра…

Некоторые сразу выскажутся «за», апеллируя к тому, что компьютерные игры способствуют развитию ребенка. «Развивающий характер» компьютерных игр – очередной миф, внедряемый в сознание. Что развивают эти игры? Скорость реакции, внимание? Да. А какое отношение это имеет к целям воспитания? Конечно, если мы сводим воспитание к развитию психических процессов, то компьютер вполне этому способствует. Тогда не ропщите, если на выходе получите соответствующий «продукт» с развитой скоростью реакции. Когда же цель воспитания понимается как взращивание душевной зрелости, что предполагает развитие у ребенка способности бороться со злом в себе, чтобы стать лучше, при чем здесь скорость реакции?

Речь идет, конечно, не об умалении достоинств компьютера, который действительно является удобным и теперь уже необходимым в нашей жизни. Нет, речь идет о злоупотреблении, о превращении инструмента, технического средства в предмет зависимости и пристрастия.

Тема эта известна тем родителям, которые уже озабочены компьютерной зависимостью своих подрастающих детей. Поэтому особо я обращаюсь к родителям, дети которых еще не дошли до этого. Зависимость от какоголибо предмета страсти (в частности от компьютера) называется аддитивным синдромом. Что происходит при этом? Каковы последствия этого «безобидного» увлечения? Не буду останавливаться на клинических случаях компьютерной зависимости (ухудшении зрения, общего физического развития, вегетососудистой дистонии). Кстати, известен случай инсульта и смерти 12летнего мальчика, переигравшего в компьютер, а в Китае даже создана клиника для лечения компьютерной зависимости. Поговорим о психологических особенностях данного явления. Для этого рассмотрим компьютерные игры в контексте сравнения их с сюжетно-ролевыми играми детей.

Игра – акт творения!

В сюжетно-ролевой игре ребенок воображает ситуацию и разыгрывает ее. В роли разворачивается воплощение идеальных представлений ребенка. Так развивается идеальный, или внутренний, мир ребенка – способности ставить цели (цель – это идеальный образ будущего), планировать, представлять ход игры и сюжетных ситуаций. Но главное в игре – это то, что ребенок совершает действия по материальному воплощению задуманного. Это – акт творения!!! Описанные способности определяют последующее развитие ребенка, его подготовку к школе, не говоря уже о том, что именно в игре отрабатываются навыки человеческого общения, взаимопонимания, уступок, умения разрешать конфликтные ситуации и т.д.

Что собой представляет виртуальный мир? Чем он отличается от мира ролевой игры, где идеальные образы превращаются в материальные действия и поступки?

Виртуальный мир – это тоже мир образов. Однако виртуальные образы не создаются самим ребенком, а задаются (или навязываются) извне. Следовательно, их не надо задумывать, изображать, воплощать. В виртуальном мире этого нет – нет действий по материальному воплощению. Зато есть иллюзия всемогущества, когда достаточно нажать на кнопку – и можно «сделать», «совершить», «победить» и т.п.

Дело в том, что образы как продукты воображения возникают в результате самостоятельной активности, т.е. сами создаются: определил цель, задумал план действий, воплотил. Их воплощение осуществляется самостоятельно и требует усилий, стараний, творчества, умения соотносить свои действия с действиями других. Эти образы всегда соответствуют желаниям и возможностям ребенка.

В виртуальном мире образы не надо рождать, они уже готовы и могут не соответствовать ребенку, его особенностям, возрасту и т.д. Виртуальные образы не надо воплощать, ими можно только манипулировать! Кстати, манипулирование – характерное свойство того, кто хочет властвовать и подчинять своей воле волю других, – этому успешно учатся дети, играя в «безобидные» компьютерные игры.

Особенностью виртуальных образов является их притягательность – яркость и динамизм, которые возбуждают ребенка и порождают зависимость, проявляющуюся в неуемном желании развлечения. Даже если это безобидные бытовые игры, где, нажимая на кнопки, можно приготовить обед: взять терку и морковку и «натереть» ее на экране. Все это, к сожалению, не развивает трудолюбие и моторику, не заменяет реальную помощь маме или игру в дочки-матери, где «мама» не просто готовит обед, а заботится о «детях», проявляя свое отношение к ним в виде ласки и порицания, доброты и заботы.

Ребенок приучается нажимать на кнопки, а не совершать поступки. Идет подмена живой реальности. Это может тормозить и даже подавлять освоение ролевой игры. Ребенок, не освоивший ролевой игры, впоследствии будет испытывать различные трудности в общении.

Что уж говорить о жестоких играх, когда ребенок перестает ощущать жестокость как жестокость, – он столько раз виртуально убивал, что вынужден охладить свое сердце. Заражение жестокой информацией от медиума называется нравственной инфекцией, или «информационным заражением». В виртуальном мире, мире отсутствия самостоятельного выбора и самостоятельных усилий, нет главного – нет созидания, акта творческого, материального воплощения.

Можно ли уберечь ребенка от компьютера?

Отчаявшийся читатель может сказать, что мы живем в такое время, когда трудно уберечь ребенка от компьютера. Трудно, но можно.

Можно, если, вопервых, родители единодушно понимают последствия этого увлечения.

Во-вторых, если есть понимание того, что компьютер – вещь, конечно, очень удобная, но всетаки лучше, чтобы он служил нам, а не мы ему.

В-третьих, должна быть альтернатива в виде полноценной, здоровой, активной жизни семьи, где стараются жить в атмосфере тепла, взаимопонимания и духовного единения.

Не усаживайте вашего ребенка за компьютерные игры, какими бы «хорошими» они ни были, как бы ни просил вас ребенок об этом. Компьютер может вытеснить ролевую игру, в которой формируются навыки общения, взаимопонимания и многое другое, чего он сам дать не может.

Одними из самых естественных, органичных природе детей форм игры являются игры с природным материалом, простые продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация, рукоделие, изготовление поделок. Сколько радости может получить ребенок от этого! И эта радость творчества, созидания делает его творцом. Соединяясь с природой через палочки, сучки, шишки, песок, глину, ребенок получает силу и энергию самой жизни – то, чего он не получает от взаимодействия с мертвыми компьютерными образами.

Недавно я побывала в гостях у одной молодой пары, воспитывающей сына трех с половиной лет. Картина типична: родители заняты работой, делами по дому, другими житейскими проблемами. Весь фокус внимания на этом. Ребенка нужно занять или «нейтрализовать». Ему включают телевизор, где мелькают рисованные фигуры, откуда доносятся крики разборок, музыка. Родителям удобно, так как они знают наверняка, что ребенок надежно «прикован»: он не будет им мешать вопросами, возней – да и убирать потом не надо (с природным материалом столько мусора!) и т.д. Периодически орет реклама. Впечатление такое, что никто понастоящему не понимает, что происходит. Проходит минут 40, ребенку надоедает телевизор, он вытаскивает из ящика игрушечный паровозик с вагончиком и машинистом и начинает катать. Однако телевизионное действо не умолкает и требует к себе внимания. Ребенок перед выбором: он еще не отпустил паровоз, но телевизор «выхватывает» дитя из игровой ситуации и заставляет тупо смотреть на движущиеся картинки. Родители совершенно не понимают смысла этой будничной, привычной ситуации, не понимают, что плохого в том, что ребенок в «лошадиных» дозах принимает неизвестно какого содержания продукцию, которая становится частью его внутреннего мира и вытесняет многое из того, чем он должен был бы заниматься.

Я думаю, что если бы мама не включала телевизор, а положила бы перед ребенком карандаши, альбом или книжку-раскраску, либо пластилин, либо набор неопределенных предметов, либо конструктор, либо игрушки для сюжетной игры, либо… (список можете дополнить сами), то тем самым она невольно создала бы условия для возникновения игры или продуктивных видов деятельности, которые развивают моторику, изобретательность, умение ставить цели и планировать, волю, познавательный интерес, т.е. все навыки и способности, необходимые для обучения в школе.

И главный принцип, которым нужно руководствоваться, заключается в том, что все должно служить на пользу, а не во вред – игры и игрушки не являются исключением. Поэтому, прежде чем усаживать ребенка за компьютер или телевизор, подумайте, не вытеснит ли он игру и не породит ли зависимость. Воспитывает все, что окружает ребенка: люди, игрушки, образ жизни, поведение и поступки. Процесс этот невидимый и длительный, зато результат зримый и гораздо более серьезный, чем «безобидные» игры и игрушки. 

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|