email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Доверять нельзя проверять

Каким воспитывать ребенка?

Журнал: №6 (44) 2011 г.

Как рождается доверие, что влияет на этот процесс? Доверять или не доверять… Можно ли вообще говорить о доверии в современном мире? Кем лучше быть: доверчивым или недоверчивым? Хотим ли мы видеть вокруг себя недоверчивых и замкнутых людей, жить в обществе настороженных и подозрительных? Об этом рассуждает профессиональный психолог.

В нашей повседневности мы даже не предполагаем, насколько часто сталкиваемся с проблемой доверия. Между тем она постоянно присутствует в жизни — когда мы общаемся с другими людьми, когда читаем или смотрим телевизор, когда слушаем радио или обращаемся за информацией в Интернет, когда воспитываем своих детей или находимся на работе. 

На доверие как на явление было обращено внимание немалого количества ученых из разных отраслей науки в разные временные периоды. Сегодня эту проблему продолжают исследовать специалисты, причем в последние десятилетия наблюдается особенно активный интерес психологов к изучению доверия как социально-психологического феномена. С чем связано возникновение интереса ученых к такому, казалось бы, обыденному и всем понятному явлению, как доверие? 

Как рождается доверие

Доверие, несмотря на такую «абсолютную понятность» для всех, является гораздо более сложным явлением, чем может показаться на первый взгляд. Как рождается доверие, каким образом происходит его формирование, что влияет на этот процесс?

Известный психолог Эрик Эриксон (1902—1994) был первым, кто рассматривал доверие как важнейшую фундаментальную психологическую предпосылку всей дальнейшей жизни человека.

Чувство доверия формируется у ребенка на самых ранних этапах его развития, на опыте первого года жизни. Постепенно оно превращается в установку, которая определяет не только отношение ребенка к себе, но и к миру. Насколько развитым будет у малыша это чувство, зависит от степени заботы матери, от того, как осуществляется внутренняя связь между ними. Эриксон считал, что «мать должна обращаться с ребенком на безошибочном языке внутренней связи, тогда он сможет доверять ей, миру и самому себе...». И еще: «Матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому обращению, которое состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама — тот человек, которому можно доверять… Благодаря этому закладывается основа для чувства    “все хорошо”… для становления тем, кем он станет согласно надеждам других».

В противном случае формируется базовое недоверие к миру, которое впоследствии может сопровождаться тотальной злостью, фантазиями разрушения и вандализма. Недостаток доверия в раннем детстве для взрослого человека может обернуться резким отчуждением, «уходом в себя», когда он «не ладит с собой или с другими людьми». Таким образом, чувство доверия к себе, к другим, к миру является основой здоровой личности.

Можно и не рассуждать о том, насколько важна роль матери для полноценного развития ребенка, — это понятно каждому человеку. 

Установка на доверие

Проведенные под руководством Т.П. Скрипкиной  исследования этой проблемы у детей, воспитывающихся в детских домах, показали, что сироты, растущие в отсутствии близкого человека, испытывают большой дефицит доверия. Они не умеют правильно выстраивать доверительные отношения с другими людьми, быть избирательными и обособленными в своих чувствах. Однако потребность в доверии у таких детей очень велика и остается неудовлетворенной. 

Исследователи отмечают, что главными условиями возникновения доверия являются значимость и безопасность в отношениях с теми людьми, с которыми человек живет. Если не сохраняется хотя бы одна из этих характеристик, то доверительные отношения нарушаются, а это, в свою очередь, сильно деформирует и личность доверяющего. Поскольку воспитанники детских домов оказываются в специфических жизненных обстоятельствах, условия возникновения доверия чаще всего нарушены, следовательно, оказывается не сформированной установка на доверие к миру. 

Кому доверять и что доверять...

Кроме того, основными характеристиками доверия являются его избирательность и выборочность, проще говоря, это понимание того, кому доверять и что доверять.

Эти качества также формируются на ранних стадиях развития ребенка. Затем, в процессе воспитания, первичная установка на доверие преобразуется, в результате ребенок начинает понимать, что полное доверие ко всем людям, окружающим его, небезопасно. Это постепенно приводит к формированию выборочности и избирательности в отношениях. Понятно, что у детей, испытывающих дефицит в заботе, внимании, любви, в данном случае у воспитанников детского дома, характеристики доверия оказываются либо деформированными, либо вообще неразвитыми.

Несомненно, отсутствие близких взрослых (родителей) либо их несостоятельность, отвержение ими ребенка являются причиной серьезных проблем детского развития, которые могут проявляться не только в недоверии или недостаточной потребности в отношениях, а в появлении страхов, агрессии, опасений за свое благополучие. Важно, что такая установка по отношению к миру в целом и к отдельным людям будет проявляться во всей полноте на более поздних стадиях психического и личностного развития, что может усложнять или деформировать нормальные взаимоотношения с окружающими.

Если говорить о детях, живущих в семьях, то чувство недоверия может обостриться в случае, если родители придерживаются противоположных методов воспитания или ощущают себя неуверенно в своей роли. Это способствует созданию атмосферы неопределенности для ребенка, двусмысленности происходящего, в результате чего возникает чувство неуверенности, которое постепенно только усиливается. Часто последствиями такого развития становится острая депрессия у детей и паранойя у взрослых.

Держать сердце открытым

Итак, первоначально доверие возникает в раннем детстве при потребности в безопасности и защищенности. Его появление основано на эмоциональных отношениях ребенка с матерью. В процессе развития малыш учится доверять вначале близким людям — семье, а взрослея — сверстникам, друзьям. У ребенка возникает определенный опыт взаимодействия с окружающими. Доверительные отношения с миром начинают отражаться в качествах личности и влиять на общее поведение человека.

В подростковом возрасте чувство доверия развивается и преобразуется, что формирует относительно устойчивые личностные характеристики. В это время большое значение имеет заинтересованное и искреннее отношение к подростку со стороны родителей и других близких взрослых. В результате у школьника появляется вера в себя как относительно устойчивое качество личности и способность дифференцированно относиться к людям с точки зрения доверия.

Конечно, в результате каждой жизненной ситуации человек получает новый опыт, который может влиять на изменение его прошлых установок в «лучшую» или «худшую» сторону. Поэтому доверие формируется на разных этапах развития человека и изменяется в соответствии с конкретными отношениями. Иначе не происходило бы накопление опыта и «научения на ошибках». Однако значение приобретенного в детстве базового доверия или недоверия остается ведущим.

Доверять или не доверять?..

Можно ли вообще говорить о доверии в современном мире? Кем лучше быть: доверчивым или недоверчивым, — каждый решает сам. Хотим ли мы видеть вокруг себя недоверчивых и замкнутых людей, жить в обществе настороженных и подозрительных? Наверное, все-таки нет. Как справедливо пишет российский психолог В.П. Зинченко: «Конечно, далеко не все недоверчивые люди имеют такие мрачные перспективы, но у всех нас остаются либо поверхностные, либо глубокие следы недоверия с тех пор, как мы узнали, что достать звезду с неба папа все-таки не может. Глубокие следы или рубцы связаны с болезненным, унизительным опытом отказов, предательства и лжи взрослых. Разрушенное общение — это мука, отчаяние, страх, это полная потеря доверия к себе».

«Как показывает мировой опыт, ни одно цивилизованное общество не может функционировать без высокого уровня доверия. Но доверие невозможно ниоткуда инвестировать, ему невозможно научить, его невозможно идеологически насадить, его можно только “вырастить” в душе каждого конкретного человека», — пишет Т.П. Скрипкина.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|