email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Учебная тревога

Говорим о выборе школы, учителя, программы обучения

Журнал: №2 (40) 2011 г.

Какую школу выбрать и чем одна школа отличается от другой? По какой программе обучаться? Как правильно оценить возможности ребенка? К какому учителю его отдать? Эти и многие другие вопросы задают себе родители первоклассников, ведь каждому хочется не ошибиться, т.к. речь идет о самом дорогомо ребенке

Для родителей, чьи дети в этом году идут в первый класс, весна связана не только с радостным ожиданием обновления, но и с волнениями и тревогами. Перед ними встает большое количество вопросов: о выборе школы, учителя, программы обучения. 

Какую школу выбрать и чем одна школа отличается от другой?

По какой программе обучаться?

Как правильно оценить возможности ребенка?

К какому учителю его отдать?

Эти и многие другие вопросы задает себе большинство родителей первоклассников, ведь каждому хочется не ошибиться, т.к. речь идет о самом дорогом — о ребенке. 

Первый раз в первый класс

Наш ребенок идет в первый класс! В это невозможно поверить. Ведь совсем недавно он играл в песочнице с такими же малышами, и вот  — идет в школу. Для ребенка, по силе ожидания этого момента и по количеству проявления радости, это событие, пожалуй, не может сравниться ни с одним другим событием в жизни. Каждый из нас помнит, как мы ждали наступления этого счастливого дня, с каким трепетом и гордостью в первый раз надевали тогда еще обязательную школьную форму, складывали принадлежности в новенький портфель. Как радостно и торжественно, в сопровождении таких же счастливых и взволнованных родителей, несли огромный красивый букет. Как садились в первый раз за парту. Как очень внимательно, с большой сосредоточенностью, слушали свою самую добрую и умную, самую справедливую и чуткую ПЕРВУЮ учительницу. Как познакомились со своими одноклассниками, многие из которых стали нашими верными друзьями. Как старались получить свои первые пятерки, мечтали быть круглыми отличниками и стремились оправдать большие надежды родителей. 

Каждый из нас помнит также и то, что некоторые из ребят-одноклассников уже через пару месяцев, а иногда и недель после начала учебы по какой-то причине переставали «любить школу». Они почему-то совсем не хотели учиться и стараться, выделяясь из общего коллектива либо своим неизменно «плохим» поведением, либо тем, что делали все не так, как требовалось, «спали» на уроках и, казалось, уже совсем не интересовались всем тем, что объясняла и рассказывала учительница. Замечания учителя, «красный» дневник, недовольство родителей и низкий статус в коллективе постепенно становились нормой их существования. 

Почему это происходило, что послужило причиной того, что все для них так быстро изменилось? 

Устраивало ли такое положение вещей этих ребят на самом деле и что они чувствовали в те совсем не счастливые для них моменты?

Этого мы не знали, не интересовались, да и не задумывались, т.к. сами были детьми… 

Для многих первоклассников этап адаптации к школе проходит именно так, с множеством трудностей, последствиями которых являются как минимум школьная неуспешность и большой багаж психологических проблем. При всей сложности этого вопроса, попробуем осветить некоторые важные моменты, учет которых поможет родителям поддержать своего ребенка, а также самим не допустить ошибок. 

Будущая школа

Итак, попробуем разобраться с вопросом выбора школы и учителя. Каждого родителя интересует, насколько хороша будущая школа, как не ошибиться и избавить себя от последствий неправильного выбора, ведь смена школы среди учебного года не только не входит в наши планы, но и может быть чрезвычайно тяжелым моментом для ребенка. 

С чего начать и на что обратить внимание?

Пообщайтесь с родителями, чьи дети посещают эту школу. Скорее всего, именно от них вы сможете узнать, как в действительности обстоят там дела. Вам расскажут и о достоинствах, и о недостатках школы. Безусловно, здесь будет присутствовать субъективный момент, однако, поговорив с несколькими родителями, вам удастся нарисовать для себя общую картинку и оценить все «за» и «против». 

Посетите общешкольное собрание родителей будущих первоклассников, которое проводится в большинстве школ, и уточните у администрации важные для вас вопросы. Как правило, родителей интересует, по какой программе будут обучаться дети и каков профессиональный уровень педагогического коллектива школы, каков процент поступления детей по окончании школы в высшие учебные заведения. К слову, не всегда отсутствие новомодных программ обучения и иностранного языка с первого класса является худшим вариантом. Иногда как раз «следование моде», как со стороны школы, так и со стороны родителей, не лучшим образом сказывается на психологическом состоянии ребенка уже в первые два-три месяца его обучения. Об этом чуть позже мы поговорим подробнее. 

Первая учительница

Один из главных вопросов — к какому учителю отдать ребенка. Как известно, именно от профессионализма учителя начальной школы во многом зависит дальнейшая успешность или неуспешность ученика в средней и старшей школе. Безусловно, информацию об учителе и его успехах родители наверняка получают заранее и также из различных источников — своих соседей, детей, обучающихся в этой школе, от сотрудников самой школы. В выборе учителя каждый родитель расставляет приоритеты самостоятельно. Кто-то считает, что лучше отдать ребенка «строгому учителю», чтоб «заставлял работать», и желательно немолодому, с большим опытом работы. Другие считают, что молодые учителя, наоборот, работают с большим желанием и гораздо активнее, чем ветераны. Конечно, каждый здесь будет прав по-своему, но что должно быть главным и обязательным — это любовь к детям и профессионализм. Только профессионал своего дела, знающий не только современные образовательные технологии, различные методы обучения, но и психологию детей, сможет взять под свое крыло малышей, переступивших через порог школы, и благополучно ввести их в этот новый и сложный для них мир. 

Программа обучения

Следующая проблема, которая обычно волнует родителей, — это вопрос о том, какая программа обучения лучше и более подходит для моего ребенка? К слову сказать, вторую часть вопроса многие родители себе не задают, а зря. Программ обучения большое количество, и в каждой есть как свои плюсы, так и минусы. Но вот осилит ли ребенок ту нагрузку, которую предполагает эта программа? Зачастую родители не задумываются и переоценивают силы детей, и, как показывает практика, напрасно. Принято считать: современные дети гораздо более развиты. Действительно, этому есть множество подтверждений, среди которых и легкое использование детьми современных технологий, компьютеров, Интернета, раннее изучение иностранных языков и др. Но все же психология поступающих в школу малышей остается «детской», а ребенок — это не маленький взрослый, и при выборе школьной программы необходимо это учитывать.

Готов ли ребенок к обучению

Хотелось бы подробнее остановиться на вопросе психологической готовности к школе и основных психологических особенностях младшего школьного возраста. 

Говоря о проблеме психологической готовности к школе, отметим, что в последнее время ей уделяется достаточно большое внимание как психологами, так и педагогами. Это выражается в появлении значительного количества научных исследований, большого разнообразия литературы психолого-педагогической направленности, посвященной данной теме, многочисленных практических разработок, диагностических и развивающих методик, которые активно применяются на этапе поступления детей в школу, а также на организуемых для них курсах. 

В современной науке существует множество подходов, а также различных точек зрения на понимание проблемы готовности ребенка к школе. Иной раз это оборачивается несовпадающими, а иногда и взаимоисключающими выводами, которые реализуются на практике как педагогами, так и родителями. Например, в соответствии с одной из точек зрения, все сводится к развитию у ребенка-дошкольника интеллектуальной сферы, его ранней интеллектуализации. Проявляется это в том, что родители, руковод­ствуясь добрыми побуждениями, стремятся «не упустить время», дать своим детям «все», занимаясь формированием и развитием не свойственных для данного возраста психических функций, реализуют идею «чем раньше и чем больше – тем лучше для ребенка». Уже начиная с трехлетнего возраста, они занимаются «натаскиванием» детей, считая, что готовят их к школе, обучая собственными методами чтению, письму, таблице умножения и т.п. без учета психологии возраста. 

То же касается и школы. К сожалению, с появлением так называемых гимназических, лицейских классов, «престижных», с точки зрения родителей, и «непрестижных» школ привело к тому, что осуществление подготовки детей к обучению зачастую перенесено из детского сада, как это было раньше, в школы, где таковая нередко ведется собственно школьными методами и формами. В погоне за престижностью образования родители иногда по два года водят детей на «подготовительные» курсы. Многих после детского сада, вечером, когда ребенок уже устал после своего «трудового» садовского дня. Детей активно обучают все тому же письму, чтению и математическим навыкам. А ведь впереди еще четыре года начальной школы! По этой причине среди первоклассников нередко выделяются дети с так называемой избыточной педагогической готовностью. Они бегло читают, легко выполняют вычисления, хорошо умеют писать. На уроках они быстрее всех выполняют задания, а затем вынуждены ждать остальных ребят. Такие дети привыкают получать хорошие оценки, не прилагая особых усилий, т.к. весь материал ими уже был изучен ранее, он им хорошо знаком. Постепенно им становится скучно на уроках, пропадает желание учиться. Отрицательные последствия всего этого для формирования личности ребенка очевидны. Проблема здесь состоит в том, что педагогическая готовность таких первоклассников часто не соответствует психологической, и эти дети «выпадают» из учебного процесса. 

Коротко охарактеризуем, в чем заключается различие между психологической и педагогической готовностью. Под психологической готовностью к школе понимается, прежде всего, необходимый уровень развития тех стержневых психологических основ, той психологической базы, на которую затем могли бы накладываться знания, получаемые ребенком на уроках, и личностные изменения, которые происходят с детьми в этот период. Возраст психологической готовности к школе приходится на так называемый кризис семи лет, который связан, прежде всего, со сменой социальной ситуации развития ребенка, переходом из дошкольного возраста в школьный, приобретением нового социального статуса — статуса школьника. 

В отличие от психологической готовности педагогическая готовность к школе понимается, прежде всего, как достаточный для овладения учебными предметами уровень развития знаний, умений и навыков ребенка. 

Хочу учиться

Важным является и наличие школьной мотивации, т.е. желания учиться, и важнейшего личностного новообразования — «внутренней позиции школьника», которая обеспечивает направленность ребенка на учебу, его положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу «хорошего ученика». Все это позволит ребенку эффективно включиться в учебный процесс. 

К наступлению младшего школьного возраста у ребенка должна сложиться особая форма общения со взрослым. В условиях школы это проявляется в умении детей относиться к учителю как к авторитету, правильно реагировать на замечания, адекватно воспринимать позицию педагога, его роль. Не менее важным является умение выстраивать отношения с другими детьми, взаимодействовать со сверстниками. 

Приведем точку зрения психолога Н.И. Гуткиной, много лет занимающейся проблемой психологической готовности детей. В своей концепции Н.И. Гуткина убедительно показала ценность дошкольного периода развития ребенка как самостоятельного возрастного этапа, а не как периода подготовки к школе. Ею отмечен парадокс, заключающийся в том, что дошкольники, которых систематически готовят к школьному обучению в ущерб традиционным детским занятиям, оказываются не только психологически не готовы к школе, но и «недостаточно хорошо психически развиты». Подчеркивается, что психологическая готовность к школе появляется как итог развития ребенка-дошкольника, подошедшего к вступлению в младший школьный возраст, а «попытки искусственного ускорения наступления школьного возраста могут привести к замедлению развития мотивации учения, а следовательно, и к более позднему появлению психологической готовности к школе, которая возникает не из целенаправленной подготовки детей к школьному обучению, а из традиционно дет­ских занятий, главное место в которых занимает игра».

На практике же работа по формированию готовности к школе зачастую носит именно утрированный характер, что может привести к парадоксу — готовя ребенка к школе, у него отбивают желание учиться! 

И напоследок подчеркнем, что мы говорим именно о перегибах. Безусловно, готовить детей к школе необходимо. Другое дело – как и при каких условиях, в каком возрасте и кем будет осуществляться эта подготовка. Решать, опять же, родителям. Главное, помнить, что каждый ребенок индивидуален. В выборе программы обучения и решении вопроса поступления в школу с 6 лет нельзя руководствоваться только своими амбициями и понятиями престижности, необходимо учитывать психологические возможности ребенка. Границы возраста не могут произвольно меняться в результате того, что малыша включают в новую социальную ситуацию. Шестилетки, начиная учиться в школе, все равно остаются детьми дошкольного возраста с присущими им особенностями и закономерностями психического развития. 

При достаточно хорошо развитой системе психологических центров и служб и, главное, при наличии желания родителям будущих первоклассников не составит проблемы проконсультироваться у психолога и совместно с ним обсудить возникающие вопросы и принять правильное решение.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|