email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Здоровье ребенка и компьютер

Разговор о проблеме охраны здоровья детей

Журнал: №4 (36) 2010 г.
С какими опасностями могут столкнуться наши дети при общении с компьютером и что нужно сделать, чтобы предотвратить их? Мы хотели бы поговорить о проблеме, связанной с охраной здоровья детей, профилактикой снижения их работоспособности, с предупреждением переутомления. Впрочем, практические советы врачей помогут и взрослым.

Компьютер стал привычным предметом в доме. Учитывая его широкие возможности и преимущества, можно предполагать, что с каждым годом он будет использоваться все шире и шире, а возраст пользователей будет снижаться. 

Педагоги и психологи на практике доказали, что применение компьютера в образовательном процессе является мощным обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Занятия с использованием специальных компьютерных программ развивают пространственное мышление, закладывают фундамент технического творчества, умение планировать свои действия. Компьютер позволяет ребенку по своему усмотрению менять стратегию решения, пользоваться различными уровнями усложнения материала. А какие возможности предоставляются ребенку в плане поиска нужной информации!..

Список положительных сторон можно продолжать очень долго, но вряд ли это необходимо. Сегодня уже никто не ведет дискуссий на тему «Нужен ли компьютер нашим детям?». Ответ очевиден. Но так ли он безобиден для ребенка? С какими опасностями могут столкнуться наши дети при общении с ним и что нужно сделать, чтобы предотвратить их? Об этом мы хотели бы поговорить более подробно, а именно о проблеме, связанной с охраной здоровья детей, профилактикой снижения их работоспособности, с предупреждением переутомления. Эти вопросы постепенно решаются, но до сих пор не утрачивают своей актуальности.

Работа на компьютере необычная, она не похожа на другие виды занятий. Как влияет эта работа на детский организм, еще изучено недостаточно. По данным экспертов ВОЗ, до 92% взрослых, работающих на компьютере, жалуются в конце рабочего дня на различные неприятные ощущения и усталость, которые в дальнейшем приводят к неблагоприятным последствиям. Чаще всего страдают глаза: через несколько часов работы появляется чувство жжения — словно в глаза попал песок, болят веки.

Даже непродолжительная работа за компьютером, не более 1–2 часов, вызывает у 73% подростков общее и зрительное утомление, в то время как после обычных учебных занятий такие проявления отмечаются только у 54% подростков.

Увлекшись компьютером, испытывая большой эмоциональный подъем, школьники даже не замечают наступившей усталости и продолжают работать дальше. Если же на экране высвечивается не обучающая программа, а одна из многочисленных компьютерных игр, подростки, даже чувствуя утомление, не в силах оторваться от него по нескольку часов. 

Сегодня за компьютером сидят и малыши! Если это происходит в детском саду, то много сидеть за компьютером им не дадут. Но дома они практически бесконтрольны. В результате ребенок к вечеру возбужден, раздражен, неуправляем. И когда он, наконец, засыпает, то спит плохо: без конца просыпается, будит родителей. Велико же бывает их удивление, когда они узнают, что виновник всего — любимый компьютер! 

От общего к частному

Родителей больше всего беспокоят всякого рода излучения от компьютера. Наши измерения рентгеновского излучения показали, что оно находится на уровне фона земли. Электромагнитное излучение от компьютера хорошего качества также соответствует нормативам. В помещении с работающим компьютером, кроме того, изменяются физические характеристики воздуха: температура может повышаться до 26–27 градусов, относительная влажность — опускаться ниже нормы, то есть до 40–60%, а содержание двуокиси углерода — увеличиваться. Наряду с этим воздух ионизируется, увеличивающееся число положительных (тяжелых) ионов неблагоприятно влияет на работоспособность. Ионы, осаждаясь на пылинках воздуха, попадают и в дыхательные пути. Некоторые люди, в том числе дети, особенно чувствительны и болезненно реагируют на эти изменения воздуха. У них появляется першение в горле, покашливание из–за повышенной сухости слизистых.

Несколько правил безопасности

Если приобрести компьютер хорошего качества — ряд проблем отпадет сам собой. Но есть правила, которые хорошо бы запомнить:

1. Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене.
2. Стол, на котором стоит компьютер, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов.
3. В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка.
4. До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой.
5. Считается, что наши зеленые друзья — кактусы — тоже помогают уменьшить негативное влияние компьютера. Существуют диаметрально противоположные мнения. Одни считают, что кактусы поглощают электромагнитное излучение и служат естественным ионизатором воздуха, другие совершенно отрицают их положительное влияние. Поэтому поставить в комнате кактусы можно и вреда от этого не будет, но рассчитывать, что это решит все проблемы, не стоит.
6. Чаще проветривайте комнату, а аквариум или другие емкости с водой помогут увеличить влажность воздуха.
7. С особой тщательностью отбирайте для детей компьютерные программы: они должны соответствовать возрасту ребенка как по содержанию, так и по качеству оформления.

О чем еще нужно знать и помнить

Есть ряд других негативных факторов, о влиянии которых мы задумываемся гораздо реже. И напрасно. Ведь что представляет собой ребенок 5–6 лет? Бурно развивающийся организм.

В частности, продолжает развиваться костная система, кисть руки еще находится в стадии развития. Интенсивные преобразования претерпевает такая важная для обучения функция — произвольного внимания, формируется нормальная зрительная рефракция глаза. Аккомодационная система глаза ребенка уже готова к зрительной нагрузке, но резкое ее нарастание опасно: перегрузки могут привести к «поломкам». Вот почему любая работа для дошкольников, в том числе и длительность их общения с компьютером, строго нормируется.

В ходе общения с компьютером детям приходится решать постепенно усложняющиеся пространственные и логические задачи. Для этого необходимо иметь достаточно развитое абстрактное мышление, способность сравнивать, сопоставлять, анализировать, за короткое время проявить все свои знания, умения, навыки. А это требует значительного умственного и зрительного напряжения, поскольку на довольно близком расстоянии приходится рассматривать на экране мелкие буквы, рисунки, цифры, штрихи. Периодически переводя взгляд с экрана на клавиатуру, ребенок постоянно перестраивает систему аккомодации глаза. Это вызывает напряжение глазных мышц, которое усиливается световой пульсацией экрана.

Таким образом, нагрузка на глаза при общении с компьютером существенно отличается от нагрузки при других видах зрительной работы — чтения, например, или даже просмотра телепередачи. Добавим сюда и сидячую позу, которая увеличивает статическую нагрузку и снижает и без того низкую двигательную активность современного ребенка.

А также...

Еще один важный фактор — нервно-эмоциональное напряжение. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс. 

Предупредить переутомление можно, если ограничить длительность работы ребенка за компьютером, проводить гимнастику для глаз (офтальмотренаж), правильно обустроить рабочее место, использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка. Это очень важно хотя бы потому, что, как показали наши исследования, беспокойство, рассеянность, усталость начинают проявляться уже на 14-й минуте работы ребенка на компьютере, а после 20 минут — у 25% детей были зафиксированы неприятные явления как со стороны центральной нервной системы, так и со стороны зрительного аппарата.

Представьте теперь, что происходит или может произойти с ребенком, часами бесконтрольно просиживающим за компьютером. Дети близоруких (средней или сильной степени) родителей неблагоприятно реагируют уже через 10 минут. Без ущерба для здоровья ребенок может непрерывно работать за компьютером всего 15 минут, а дети близоруких родителей — только 10 минут.

Родители, внимание!

Возможно, кого–то из родителей шокируют наши рекомендации — ведь для многих из них это попросту сильно меняет устоявшиеся домашние правила. Но мы шокируем их еще больше — 15 минут не ежедневно, а лишь три раза в неделю, через день! Таковы данные наших исследований. Доподлинно известно, что сегодня в домах, где родители не особенно осведомлены, дети просиживают за экраном не 15 минут три раза в неделю, а ежедневно — и по многу часов!

Упражнения для глаз

Эффективная профилактическая мера — зрительная гимнастика. Ее проводят дважды: через 7–8 минут от начала работы ребенка на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика — около одной минуты, проста и доступна каждому. Например, сидя за компьютером, ребенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы — двигаться должны только глаза! 

Есть, конечно, и другие нехитрые правила. Обучите им своего ребенка на выбор. Пусть выполняет их самостоятельно. Польза от этого будет немалая.

1. На счет 1–4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1–6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4–5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1–4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх–вправо–вниз–влево и в обратную сторону: вверх–влево–вниз–вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1–4 вверх, на счет 1–6 прямо; затем аналогично вниз–прямо, вправо–прямо, влево–прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1–6. Повторить 3–4 раза.
5. Не поворачивая головы, закрытыми глазами «посмотреть» направо на счет 1–4 и прямо на счет 1–6. Поднять глаза вверх на счет 1–4, опустить вниз на счет 1–4 и перевести взгляд прямо на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
6. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25–30 см, и на счет 1–4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
7. «Метка на стекле»: переводить взгляд с метки на стекле окна (красный кружок диаметром 3–5 мм) на выбранный предмет вдали за окном.

Гимнастика для снятия общего утомления

1. Исходное положение: ноги врозь. На счет 1 — руки к плечам; 2 — руки поднять вверх, прогнуться; 3 — руки через стороны опустить вниз; 4 — прийти в исходное положение. На счет 1–2 — вдох, на счет 3–4 — выдох. Повторить 3 раза.
2. Исходное положение: ноги врозь, руки перед грудью согнуты в локтях. На счет 1–2 — два рывка согнутыми руками назад; на счет 3–4 — два рывка назад прямыми руками; 5–6 — руки опустить. На счет 1–2 — выдох, 3–4 — вдох, 5–6 — выдох. Повторить 3–4 раза.
3. Исходное положение: ноги врозь, руки вверх. На счет 1 — не сдвигая с места ног, повернуть туловище вправо, 2 — прийти в исходное положение, на счет 3 — повернуть туловище влево, 4 — вернуться в исходное положение. На счет 1 — вдох, на счет 2 — выдох, на счет 3 — вдох, на счет 4 — выдох. Повторить 3–4 раза.
4. Это упражнение еще называют «рубка дров». Исходное положение: руки вниз, ноги широко расставить. На счет 1–2 — руки соединить в замок и поднять вверх за голову. На счет 3 — резко опустить руки вниз, 4 — прийти в исходное положение. На счет 1–2 — вдох, на счет 3–4 — выдох. Повторить 3 раза.

Рабочее место

Кроме всего, важно знать, как правильно организовать рабочее место. Сделать это нетрудно, а сохранению здоровья ребенка помочь может. Так, мебель должна соответствовать его росту.

       Рост                                          Стол                                                Стул
ребенка в см              высота поверхности над полом       высота сиденья над полом
   101 — 115                                     46                                                    26        
   116 — 130                                     52                                                    30        
   131 — 145                                     58                                                    34        

Стул должен быть обязательно со спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50–70 см от компьютера (чем дальше, тем лучше), упираясь взором перпендикулярно в центр экрана. Посадка прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 — 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см. Руки свободно лежат на столе. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на соответствующей подставке.

Помните, занятия на компьютере принесут пользу, если вы прислушаетесь к нашим рекомендациям и будете их выполнять. От этого зависит здоровье вашего ребенка.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|