email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Готов ли ваш ребенок к школе?

Советы родителям

Журнал: №1 (13) 2006 г.

Мы беседуем с Марьяной Михайловной Безруких – академиком РАО, директором Института возрастной физиологии, ведущим специалистом в области фундаментальных исследований в возрастной физиологии и психофизиологии.

– Как понять, готов ли ребенок к школе, как научить его учиться и как выбрать школу? В какую школу отдать ребенка. Какие здесь есть подводные камни? Нужно ли учитывать особенности ребенка, его желание учиться?

– Родители до сих пор выбирают школу для себя, ту школу, которая им нравится, и не думают о том, по силам ли эта школа ребенку. Школа – это не только радость, но и преодоление, работа. И ребенок должен быть хотя бы минимально готов к этой работе. 

Самый главный показатель (и это подтверждают как наши физиологические исследования, так и многолетний анализ того, почему у ребенка возникают школьные проблемы) – умение ребенка принять инструкцию, услышать и понять, что от него хотят. А инструкция – это любое задание, любая просьба к ребенку. Если вы попросили ребенка что­-то сделать, но он не слышит просьбы или слышит только ее часть, значит, он пока не умеет воспринимать инструкцию. Маленький ребенок изначально чрезвычайно любознателен, у него ярко выраженная познавательная потребность, он хочет все знать, думать. А если он делает иначе, значит, мы, взрослые, не сумели организовать его работу. Это очень важно. Не ребенок не хочет, а мы не смогли его заинтересовать. 

Второй показатель: умеет ли ребенок, хотя бы элементарно, спланировать свою работу. Попросите его сложить мозаику по рисунку и посмотрите внимательно, как он это сделает: просто так будет брать фигурки или положит перед собой рисунок, отберет нужные цвета, нужные фигурки? Какое-то элементарное планирование своих шагов у него есть? Если нет, учиться ему будет очень трудно. 

Третий показатель – умение исправлять то, что он делает неправильно. Если ребенок сделал задание кое­как и результат его не интересует, значит, этого компонента деятельности у него нет. 

Еще один, самый главный, показатель – умеет ли ребенок принимать помощь? Умеет ли он попросить помощь, умеет ли он признаться: «я не понял», «я не знаю»? 

До тех пор, пока ребенок не умеет всего этого, ему будет очень сложно учиться. Но это не значит, что ребенок должен научиться этому сам. Его надо учить. С ребенком нужно работать. Например, ребенок 56 лет должен уметь удерживать в течение трех минут активное внимание. Но если он не может сосредоточиться даже на три минуты или если ему нет еще шести лет, следует годик с ним поработать – в игре, в спонтанной деятельности. Все можно организовать так, чтобы ребенок не испытывал насилия, а получал от обучения удовольствие. 

– Самый главный показатель подготовленности к школе, как Вы сказали, – это умение ребенка принять от взрослого, от учителя поставленную задачу, услышать ее, понять, что он должен делать, и иметь желание это сделать. Но ребенок непоседлив, или, как сегодня говорят, «гиперактивен». Что делать? Поясните, пожалуйста, что Вы понимаете под этим термином: диагноз, не диагноз. Что это такое - «гиперактивный ребенок»?

– Синдром дефицита внимания, или гиперактивность медики диагностируют как заболевание. А вот психофизиологи относятся к этому как к особенности развития, связанной с возрастной незрелостью регуляторных структур мозга, с незрелостью механизмов регуляции. Мы полагаем, что те нарушения поведения, которые можно диагностировать как заболевание, в большей мере для большинства детей могут быть связаны с возрастной незрелостью механизмов регуляции. Это очень серьезно. Очень важно родителям об этом знать. 

– Могут ли родители самостоятельно определить, нуждается ли ребенок в лечении, или речь идет просто о недостатке внимания?

– Это очень интересный и важный вопрос, но боюсь, ни один специалист не скажет вам, как четко разделить то, что должно вызывать тревогу родителей, и то, что относится только к поведению ребенка (к тому, что ребенок проявляет себя как живой, активный, требующий к себе очень много внимания). Очень часто родителей именно это и беспокоит, и раздражает. У них не хватает терпения для того, чтобы отвечать на все вопросы ребенка, чтобы уследить за ребенком, потому что он сейчас здесь, а через секунду – в другом месте. У них не хватает терпения дождаться, когда ребенок отреагирует на них; вместо этого они требуют послушания «немедленно и сейчас». Однако все же не следует забывать, что любой ребенок требует внимания и терпения родителей.

– Получается, что во многом виноваты родители?

– Вы знаете, я склонна считать, что родители не виноваты. Напротив, они очень хорошо знают своих детей и не очень хорошо понимают, что с ними происходит. Для ребенка от 4-х до 8-ми лет (а именно в этот период ставится диагноз «синдром дефицита внимания») характерна способность не очень длительно удерживать внимание. Ребенок вообще может сконцентрироваться в этот период на каком­то сложном задании минуты 23, от силы – 5 (это идеальный вариант). К этому надо относиться с пониманием. Ребенок этого возраста не может в один момент отреагировать на какое­то требование родителей, нужно иметь терпение и чуть-чуть подождать, потому что ребенку трудно переключиться с того вида деятельности, которым он занимается, на то, что требуют от него родители. «Немедленно сложи игрушки и немедленно садись есть», – это те требования взрослых, которые ребенок не просто «не хочет», а не может выполнить.

– Марьяна Михайловна, все-таки давайте попробуем помочь родителям определиться с тем, есть ли повод для беспокойства или нет, стоит ли обращаться к специалисту, к врачу или нет. Вы говорили о лечении. Речь идет о медикаментозном лечении или каких-то терапевтических процедурах, а может быть, о массаже?

– К сожалению, речь идет о медикаментозном лечении. Во многих странах говорят о том, что это лечение может быть эффективным в определенный момент, однако отдаленные последствия медицинского вмешательства могут быть и негативными, поэтому не стоит торопиться лечить ребенка. А вот на что обратить внимание, об этом я сейчас скажу. Прежде всего – на беспокойство и постоянные бесцельные движения, нарушение внимания и неустойчивость настроения. 

– Очень часто приходится видеть, что ребенок грызет ногти…

– Вы знаете, когда ребенок грызет ногти – это другое. Это уже неврологическое расстройство, и в этом случае точно следует обратиться к специалисту. Если он грызет ногти, если он, не имея насморка, шмыгает носом, если он покряхтывает все время, если у него есть какие­то непроизвольные подергивания мимических мышц, то в этом случае, конечно, стоит обратиться к врачу. А если ребенок хорошо спит, хорошо ест, если ребенок адекватно реагирует на ситуацию, если он капризен, но не чрезмерно, если он время от времени бывает беспокойным, если он время от времени невнимателен, но при этом он очень активный, живой, то беспокоиться не стоит. Следует проявить терпение. А вот, если он плохо спит, если он грызет ногти и если у него есть так называемые навязчивые движения, о которых я говорила, если он плохо ест, если у него есть какие­то страхи, если он ночью просыпается, прибегает к родителям, говорит, что ему что­-то приснилось, он хочет быть с ними, – вот в этом случае стоит обратиться к специалисту. Но это уже не синдром дефицита внимания. 

– Скажите, к каким специалистам надо обращаться в этих случаях?

– Лучше к детскому неврологу.

– А в случае, когда он очень непоседлив?

– Если ребенок просто очень активный, если ребенок непоседлив и родителей все­таки что­-то беспокоит, в этом случае можно обратиться к психологу, можно обратиться и к нам, мы ведем такой консультативный прием в нашем институте. Есть специалисты, которые помогут родителям. Я считаю, что прежде всего нужно помочь… родителям понять правильно ситуацию, понять, что ребенок находится на этапе взросления, он должен быть активным и не должен быть очень послушным. Парадоксальная вещь. Порой приходят к нам мамы и жалуются на то, что ребенок совсем неактивен, ребенок неинициативен (лет в 11-12). А когда начинаешь разговаривать с родителями, оказывается, что от него в детстве требовали полного послушания, беспрекословного подчинения. И естественно, вырастает неинициативный, неактивный человек. Хотим ли мы этого? Вот это должны решить родители.

– Марьяна Михайловна, в каком возрасте должны произойти изменения в поведении маленького непоседы? Когда уходит эта излишняя активность?

– Если это здоровый ребенок и если это естественная активность человека, как правило, к 9-10 годам, когда созревают регуляторные механизмы, когда становится возможной и эффективной произвольная регуляция своей деятельности. В этот момент ребенок становится спокойнее, на взгляд родителей. Но это не значит, что он перестанет быть активным. Для ребенка характерна такая «ненасыщаемая» познавательная активность, и очень жалко, когда ее гасят и она проходит. 

– Как помочь такому излишне непоседливому ребенку в детском саду, школе, ведь там он встречается со взрослыми, которые не так хорошо знают ребенка, как родители? Что родители в этом случае могут сделать? Что вы можете посоветовать в этом случае?

– К сожалению, активный ребенок неудобен. Он неудобен и для воспитателя, и для учителя. На него будут жаловаться, и поэтому не стоит торопиться принимать меры, как иногда родители делают. Стоит обсудить его поведение. Не нужно обвинять учителя и воспитателя, потому что иногда и учитель, и воспитатель тоже не могут разобраться в проблеме или просто не знают об этом, а вот обсудить вместе с учителем или воспитателем эту проблему стоит. Найти какие­то подходы стоит. Такого ребенка можно и заинтересовать чем­то, и удержать его внимание. Как правило, к такому ребенку нужно обращаться чаще и работать с ним какое­то время «глаза в глаза». То есть такие дети требуют повышенного внимания, и никуда от этого не деться. Хотят делать этого воспитатели и учителя или не хотят, в каждом классе все равно будут дети с повышенной активностью. Больше того, я повторю еще раз: если ребенку от 4-х до 78-ми лет – активность его естественна. Если вы хотите, чтобы ребенок 20 минут слушал задание или выполнял его, не отвлекаясь, вы совершаете педагогическую ошибку. Если вы ему все­таки даете такое задание, то вы заранее программируете его на то, чтобы он отвлекался, становился невнимательным. 

– Может быть, гиперактивного ребенка попозже отдавать в школу? Возможно, это следует сделать в 8 лет? 

– В 8 лет не советую, потому что слишком велика будет разница в возрасте между детьми в классе. А вот в 7, может быть, стоит (не торопиться, как другие, отдавая в 6). Это важно. Не все дети к 6-ти годам готовы выполнять физические нагрузки, по сравнению с интеллектуальными (интеллектуально они могут быть очень хорошо подготовлены). А вот высидеть 4 или 5 уроков им может быть очень трудно. Они не могут выдерживать длительно напряженную эмоциональную, интеллектуальную и физическую нагрузку, потому что статическое напряжение, эта неподвижная поза, в которой они сидят, когда пишут, читают в течение 45 минут (даже если урок хорошо организован, даже если ребенку дают возможность встать, поиграть, проводят «физкультминутки» и т.д.), – это большая нагрузка. А 5 раз по 45  – почти чрезмерная. 

– Посоветуйте, пожалуйста, как спланировать режим дня ребенка? Сколько времени оставлять на сон, на игры?

– Для гиперактивного ребенка очень важен режим. Он должен жить в определенном режиме. Для него все, что заранее запланированно, выполнять легче, чем то, что возникло вдруг, или то, что нужно сделать «сию секунду». Поэтому ребенку нужно время для включения в любую деятельность. Им сложнее переключаться на новый вид деятельности, сложнее включаться в новую работу, поэтому у них должен быть люфт между так называемыми «режимными моментами». Вопрос о том, сколько ребенку спать, даже не обсуждается, потому что это гигиенический норматив. Ребенок младшего школьного возраста должен спать не меньше 10-ти часов. Это сон с 9ти вечера до 7ми утра. Второе, что тоже очень важно соблюдать для того, чтобы ребенок чувствовал себя нормально, не был перенапряжен и эмоционально, и физически, – это спокойная прогулка, пребывание на воздухе в течение 22,5 часов. И если мы вычтем из суточного режима 10 часов сна, 2-2,5 часа на прогулку, если мы поймем, что ребенок не может есть 15 минут, ему нужно оставить полчаса на прием пищи 4 раза в день, плюс время на гигиенические процедуры, плюс время в школе и время на приготовление уроков, то окажется, что свободного времени у ребенка почти не остается. Кстати, в младших классах нужно понимать, что ребенок не может по 3-4 часа сидеть за уроками, что уроки он должен готовить не больше, чем 1,5, а к 4-му классу – около 2-х часов. В первом классе в 1-ом полугодии вообще не следует задавать домашнее задание, а потом задавать в таком объеме, чтобы ребенок тратил на его выполнение не более получаса. К сожалению, мы хорошо знаем, что наши дети гуляют по 20 минут в день, а за уроками… Плюс ко всему родители часто хотят, чтобы ребенок занимался музыкой, спортом, языками. Очень внимательно следует отнестись к выбору занятий для гиперактивного ребенка.

– Марьяна Михайловна, назовите нашим читателям книги, пособия, помогающие родителям по-настоящему готовить детей в школу, особенно таких вот непосед, о каких мы говорили с Вами сейчас. И еще одна насущная проблема: ребенок-левша, но это, видимо, отдельная большая тема для разговора… 

– Могу посоветовать несколько книг: «Ребенок-непоседа», «Трудности обучения в начальной школе», «Проблемные дети», «Ступеньки к школе», «Леворукий ребенок в школе и дома». В ней советы для родителей, у которых гиперактивные и леворукие дети. Эти книги о том, как готовить их к школе, и о том, что происходит в школе с детьми и на что нужно обратить внимание взрослых.

Также Вы можете :



Максим Иванец
Спасибо!

Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|