email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Сказка – ложь?

Советы родителям

Журнал: №2 (14) 2006 г.
Ребенок рано начинает понимать разницу между тем, «что такое хорошо и что такое плохо», легко отличает добро от зла, жадность от щедрости. Однако, сталкиваясь в реальной жизни с необходимостью соблюдать моральные нормы (например, поделиться со сверстником игрушкой или лакомством), он часто поступает совсем наоборот. Попытки же взрослого указать на несправедливость встречают отпор ребенка.

Психологи провели интересный эксперимент с детьми 6-7 лет. Ребенку предлагалось распределить между собой и двумя его сверстниками красивую кукольную одежду или привлекательные машинки, а затем – поиграть с теми игрушками, которые он выбрал для себя. Какие только объяснения не пришлось услышать взрослому от детей, оставлявших себе большую часть игрушек: «Не могу же я себе взять одну, а им дать по две», «Мне эти игрушки нравятся больше, чем им», «Я подумал, что им больше не надо», «Мои куклы быстро пачкаются, поэтому им нужно больше платьев». Иногда дети отвечали: «Просто так взял больше» или «Не знаю, почему взял столько». Никакие увещевания и объяснения взрослого не оказывали существенного изменения мотивации поступков детей. Они соглашались с тем, что жадным быть плохо, но продолжали делить игрушки несправедливо.

Так продолжалось до тех пор, пока взрослый не заменил абстрактные рассуждения о добре и зле другими, конкретными. Помогла сказка. Как известно, «сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Одной из главных особенностей сказки является то, что в ней в «чистом» виде представлены противоположные качества: честность и лицемерие, благородство и низость, верность и предательство, ум и глупость. Сказка – первое художественное произведение, позволяющее ребенку переживать чувство сопричастности горю и радости героев, ненавидеть жадность и вероломство, горячо желать победы добра. Она расширяет нравственный опыт ребенка. Эмоциональное восприятие происходящих в сказке событий делает ее героев любимыми или презираемыми – вполне «реальными» существами, поступки которых можно спроецировать на собственную жизнь. Этим и воспользовались психологи, пытаясь перестроить поведение малышей так, чтобы его доминантой стало чувство справедливости.

Детям, которые отличались особой жадностью и равнодушием к сверстникам, предложили оценить свои действия, сравнив их с поступками хорошо известных персонажей – Буратино и Карабаса Барабаса. Предварительная беседа показала, что все дети считают Буратино хорошим, добрым, способным делить игрушки только справедливо, а Карабаса Барабаса – злодеем, всегда забирающим себе все самое лучшее. Простой вопрос взрослого, заданный ребенку после несправедливой дележки: «Ты раздал игрушки как Буратино или как Карабас Барабас?», – повергал его в смущение. Неожиданно всем своим существом малыш понимал, что поступил плохо и как бы стал похож на отвратительного Карабаса Барабаса, но признаться в этом было выше его сил. Ребенок опускал голову, старался уйти от ответа, но по его состоянию было видно, что он знает ответ на этот вопрос.

Многие дети после такого испытания резко меняли свое поведение, начинали отдавать сверстникам столько же игрушек, сколько брали себе, а иногда даже и больше, подчеркивая при этом, что они делят так, как делил бы Буратино.

И все же не все дети перестроили свое поведение под влиянием такого сопоставления. Успех был достигнут только тогда, когда взрослый не только предлагал дошкольникам соотнести свои поступки с поступками жадных и щедрых сказочных персонажей, но подкреплял это выражением уверенности в том, что в ребенке изначально заложены качества положительного героя. Психолог говорил малышу, только что распределившему игрушки несправедливо: «Андрюша, ребята считают тебя настоящим Буратино. Они сами так и сказали. И они уверены, что сегодня ты поделишь игрушки так же справедливо, как и Буратино». Подобные слова приводили ребенка в замешательство. Он понимал, что не заслужил такого отношения к себе, и впервые начинал делить игрушки поровну. Нежелание быть похожим на Карабаса Барабаса и стремление поступать как Буратино, подкрепленное высоким мнением сверстников о товарище, привело к тому, что самые жадные дети стали делать сознательный выбор в пользу доброго поступка. И такое поведение закреплялось надолго. Замена игрушек на более яркие не могла поколебать нового отношения ребенка к себе. «Я не хочу быть Карабасом Барабасом! Я хочу быть Буратино!» – с достоинством говорил малыш взрослому. «Я же Мальвина, а Мальвина все делит поровну!» – серьезно объясняла девочка причину своего справедливого распределения игрушек. Незадолго до этого взрослый сказал ей, что мама считает ее настоящей Мальвиной. Этого оказалось достаточно, чтобы помочь девочке преодолеть свой эгоизм, победить скаредность.  

Буратино, Мальвина, Белоснежка, Дюймовочка, Кай… Каждая сказка имеет своих героев. И у каждого малыша есть самый любимый персонаж, о приключениях которого он с замиранием сердца готов слушать много раз. Родители наверняка знают, кого из персонажей сказок больше всего любит или отвергает их малыш. Если вы захотите использовать советы детского психолога, подумайте и решите, какая сказка лучше всего поможет вашему ребенку стать добрее, великодушнее, смелее.  

И еще один совет. Если, несмотря ни на что, ребенок продолжает упорствовать и пренебрегать моральными нормами, предложите ему вместе с друзьями разыграть его любимую сказку и поручите ему положительную роль. Ведь не исключено, что он в своей жизни еще не успел пережить радость от собственного доброго поступка. Привыкшие получать по первому требованию все, что им захочется, многие дети не умеют и не хотят отдавать что-то другим, не желают поступаться своими эгоистичными принципами. В ролевой игре ребенок может забыть о своем упрямстве, отойти от стереотипного поведения. Вполне допустимо немного изменить сюжет, обогатить его ситуациями, в которых персонажи должны решать нравственные проблемы, подобные тем, которые возникают в жизни детей. Вынужденный в соответствии с ролью поступать благородно, ребенок, может быть, впервые сможет ощутить радость от возможности помогать и дарить свое другим, от благодарности партнеров за то, что он такой щедрый. Испытав светлые чувства, в том числе и уважение к себе, малыш сможет и в реальной жизни поступать так же, как и его любимый герой.

У каждого человека (и маленького, и большого) есть потребность в самоуважении. Она укореняется в раннем детстве. Важно только, чтобы, испытывая его, человек умел соотносить себя с идеалом, с тем, к чему он стремится. Это не всегда удается даже взрослому, а уж ребенку – тем более. Задача родителей – помочь малышу разобраться в самом себе, посмотреть на себя со стороны и самому оценить, хорошо он поступил или плохо. Но здесь необходимо учитывать одно важное обстоятельство: ребенок никогда не должен считать себя только плохим. Такое представление может вызвать в нем отчуждение, оттолкнуть его от окружающих. Малыш должен знать, что, несмотря ни на что, родные и близкие любят его, верят в его доброту, но в то же время помнить, что некоторые его поступки могут их огорчить. Нельзя говорить ребенку: «Ты злой», «Ты гадкий», «Я тебя не люблю». Педагогически грамотной альтернативой подобным выражениям могут служить слова: «Я люблю тебя, но очень расстроена из-за того, что сейчас ты поступил плохо».

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|