email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Возраст сказки

Читать или смотреть?

Журнал: №3 (15) 2006 г.
Рисунок Н. Климентовской

Исключительно важную роль в развитии ребенка играет детская литература. Классика богата огромным количеством прекрасных сказок и стихов для маленьких детей, которые помогают осмыслить себя и окружающий мир, приобщиться к мировой культуре. Это настоящая сокровищница языка и речи, представлений, понятий и нравственных ценностей, выработанных человечеством. Все это могут и должны освоить наши дети. Тем более для этого сегодня есть все условия: полки книжных магазинов буквально ломятся от самых разных и красочно изданных книг для детей. Сейчас легко можно купить в ближайшем магазине то, что 20–30 лет назад родители с большим трудом доставали для своих чадушек. Несмотря на это, наши дети стали меньше читать.

Педагогов и родителей давно беспокоит эта проблема. Даже хорошо владеющие грамотой школьники не любят и не хотят читать книжки. Они предпочитают видеофильмы, телевизор или компьютер. Экранная культура все активнее вытесняет книгу, и этот процесс кажется необратимым. Во многом эту тенденцию формируют и поддерживают родители. Сегодня это так просто: поставил кассету или нажал кнопку телевизора – и малыш долго, с интересом смотрит на экран, не причиняя никакого беспокойства и получая новую информацию. С книжками все гораздо сложнее. Здесь нужно потратить много времени и энергии, да к тому же это так скучно – по многу раз читать хорошо знакомые сказки и истории. Казалось бы, такая ли уж большая разница между книгой и кинофильмом? Ведь во многих мультиках дети знакомятся примерно с теми же книжными сюжетами и персонажами, только в современном, более привлекательном виде?

В том-то и дело, что «разница» огромна. Читая книгу или слушая литературный текст, малыш должен представлять происходящие события, включаться в них, связывать разные фрагменты произведения. Это требует работы мысли, сосредоточенности и воображения, и в то же время развивает эти замечательные способности. На экране же все дается в готовом виде – ничего не нужно представлять и домысливать. Нужно просто смотреть и воспринимать уже готовый видеоряд. Заметим, что сегодняшние фильмы и передачи для детей часто не рассчитаны на детское восприятие. Например, такие детские сериалы, как «Ну, погоди!», «Чип и Дейл», которые постоянно смотрят (и любят, заметьте!) наши дети, – переполнены стереотипными, с бешеной скоростью сменяющимися и малопонятными эпизодами: это бесконечные погони, драки, превращения, переодевания… Здесь даже взрослому трудно уловить логику событий, не говоря уже о ребенке. Мелькание смонтированных фрагментов визуального ряда не дает ему возможности не то что понять смысл, но даже угнаться за сюжетом. Речь персонажей скудна, фрагментарна и лишена связей, она переполнена пустыми восклицаниями, имитацией шума. Просидев больше часа перед телевизором, ребенок не может сказать, о чем фильм, с чего все началось и чем закончилось. Такие фильмы вовсе не побуждают его к собственной фантазии и творчеству. Между тем малыш быстро привыкает к продуктам бессмысленной зрительной стимуляции. Он буквально прилипает к экрану, и совсем не потому, что ему нравится передача, а потому, что наблюдение за мельканием кадров заполняет его жизненное пространство и «отключает» от реальных практических занятий. В свою очередь, это тормозит развитие столь необходимой для становления личности ребенка инициативы и активности. 

Хотя в наше время невозможно полностью исключить телевизор и мультики из жизни дошкольников, вводить ребенка в визуальную культуру нужно с большой осторожностью. Ни в коем случае нельзя оставлять малыша один на один с экраном, на котором разворачиваются непонятные и не доступные для его восприятия события. Родители должны внимательно выбирать первые мультики для своего ребенка. В них все должно быть понятно: персонажи по возможности должны быть реалистичны и узнаваемы, их речь – четкой и членораздельной, события разворачиваться медленно и последовательно. Хорошо, если волшебное в них переплетается с реальным; если ребенок может увидеть и узнать в мультике эпизоды своей собственной жизни: прогулки, умывание, одевание, игру детей, их отношения и пр. К сожалению, таких фильмов, созданных специально для маленьких, чрезвычайно мало. Это, прежде всего, старые советские мультики, сделанные на основе детской литературной классики: «Мойдодыр», «Сказки Пушкина», «Праздник новогодней елки» и др. Лучше, чтобы ребенок предварительно познакомился с текстом этого произведения. Но здесь мы опять возвращаемся к вопросу о детской литературе.

Дошкольный возраст – это возраст сказки. Она будит воображение ребенка, дает образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать сказки – как можно больше. Выбор самой сказки и конкретной книжки зависит от возраста ребенка. 

Первые книжки обязательно должны быть с картинками – желательно большими, реалистичными и красивыми. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них мельчайшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают малышу лучше представить содержание текста и понять его. В отличие от мультиков, они позволяют «остановить мгновенье», еще и еще раз вернуться к любимому персонажу и самостоятельно вспомнить, «что было в книжке». Картинка в детской книжке – это не просто иллюстрация, это своего рода средство проживания текста.

Очень важны для понимания сказки повторы, которые порой так утомляют нас, взрослых. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дает детям чувство своей осведомленности, устойчивости окружающего. Надо сказать, что повторы тех или иных текстов и событий содержатся почти во всех сказках. Самые первые классические детские сказки («Колобок», «Репка», «Теремок») построены на повторении одних и тех же фрагментов. Вспомним знаменитую песенку Колобка, которая повторяется 5 раз, или бесконечные вопросы и ответы: «Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?» – «Я, мышка-норушка, я, лягушка-квакушка…» и т.п. В более сложных народных сказках главный герой совершает как минимум три попытки, чтобы достигнуть своей цели, либо же три сестры или три брата похожим образом испытывают свое счастье. Все эти повторы не только создают поэтику народных сказок, но и помогают проникнуть в их художественный смысл.

Несколько позже (в 4–5 лет) в жизнь дошкольника входят авторские сказки – братьев Гримм, Перро, Андерсена и пр. При выборе конкретных изданий этих авторов важно обращать внимание не только на картинки, но и на качество текста (т.е. перевода). Дело в том, что многие детские сказки написаны непростым для понимания языком, изобилуют сложными синтаксическими конструкциями. Это затемняет их смысл для ребенка, а значит, делает чтение скучным.

Во всех случаях сказки нужно читать медленно, хорошо артикулируя слова, и максимально выразительно. И, конечно, каждую сказку нужно читать не один, а несколько раз, пока ребенок не усвоит ее полностью. Ребенок снова и снова проживает и переживает уже знакомые события и не перестает волноваться за судьбу главных героев, бояться злодеев и радоваться счастливому концу. Время от времени можно возвращаться к уже прочитанному – это доставит ребенку особое удовольствие. От многократного повторения сказка вовсе не надоест малышу, напротив, она станет любимой и своей. 

Очень полезно проигрывать знакомые сказки. Например, с малышом можно играть в колобок, репку, теремок. Девочка постарше с удовольствием может стать Золушкой, Василисой Прекрасной или Спящей красавицей, а мальчик – Иванушкой, Принцем или Богатырем. Такие игры помогают усвоить смысл, заложенный в сказках, почувствовать себя героем, утвердить и лучше осознать свое «я». Известно, что дошкольники, находящиеся под впечатлением какой-нибудь книжки, долгое время воображают себя ее главным героем, требуют, чтобы его называли новым именем, говорят его словами и стараются во всем походить на него.

Совсем по-другому воспринимаются стихи. Обязательно нужно читать детям стихи, причем как можно раньше. Главное в детских стихах – художественная форма, образ; красота звучания, игра рифмованных слов, музыкальность ритмического текста, которые буквально завораживают ребенка. Дети очень чувствительны к ритму и рифме. Как они радуются, когда знакомые или не очень знакомые слова складываются в рифмованные строчки. И, конечно, особое удовольствие они получают от слушания стихов. Одно дело сказать, что «летом тепло и сухо», и совсем другое: «Лето красное пришло, стало сухо и тепло». Это хочется напевать, под этот ритм хочется прыгать и скакать. Гениальные детские стихи Барто, Маршака, Чуковского, сказки Пушкина специально созданы для детей. Они ясные, звонкие и складные, их хочется постоянно повторять и заучивать наизусть. Впрочем, они сами заучиваются и не забываются потом всю жизнь. На них выросло не одно поколение детей, они совсем не устарели, и ничего лучшего в наши дни, кажется, никто не придумал.

Дошкольники обожают сами придумывать странные, порой бессмысленные, но рифмованные звукосочетания типа: «Бобик-бобик-барабобик» или «Пула-мула-каракула». Повторение такой «абракадабры» приносит им явное удовольствие. Иногда совершенно непонятное или по-своему понятое слово может создать в фантазии ребенка удивительные по силе и глубине поэтические образы. Интересно воспоминание о своеобразии детских впечатлений известного поэта и литературоведа О.Н. Михайлова: «Больше всего простора для моего воображения давали не понятные, а “странные” фразы и четверостишья. То были случаи искаженного восприятия поэтического текста. Слышал ли я русскую песню “Вот мчится тройка удалая…”, она оставляла меня равнодушным до той, однако, строки, какую неразборчивой скороговоркой выпевал мой отец:
И колокольчик, дар Валдая,
Звенит уныло под дугой.

Сколько странных, необъяснимых ощущений вызывала эта воспринимаемая мною как в игре “испорченный телефон” строка! До головокружения всматривался, вслушивался я в нее, а понять не мог. И как же я был разочарован, почувствовал себя просто обкраденным, когда отец однажды объяснил мне, что-де есть такое место Валдай, где изготовляют ямские колокольчики, и никакого такого “дарвалдая” нет и быть не может. Тайна исчезла, а вместе с ней, хоть на вершок, съежился, уменьшился мой детский мир, мои владения». 

Такие яркие образы, возникающие на основе не слишком понятных поэтических слов, свойственны всем дошколятам. Чрезвычайно важно беречь и лелеять первые детские фантазии! По мнению замечательного детского поэта В. Левина, стремительное речевое развитие дошкольников, так поражающее взрослых своей творческой направленностью, зачастую оказывается лишь коротким всплеском в общей картине взросления малыша. Уже к младшему школьному возрасту многие дети утрачивают интерес к поэтическому слову и к поэзии и ограничиваются заимствованными из речи взрослых речевыми штампами. Чаще всего разрушают поэтичность детских образов объяснения и разъяснения взрослых. Корней Чуковский считал, при чтении стихов ребенку совершенно не обязательно объяснять все, что, на наш взгляд, кажется малышу непонятным. Ребенок понимает все по-своему. Даже если он при этом ошибается, его впечатления настолько ярки и образны, что нет необходимости их «приземлять». Отвечать следует лишь на те вопросы, которые малыш задает сам. Область поэтического, в которой слово играет решающую роль, ни в коем случае не нуждается в ранней детализации и конкретизации. Свежесть, образность и поэтичность восприятия мира – счастливый и – увы! – недолговечный дар детства, который большинство взрослых (кроме некоторых выдающихся поэтов и художников) утрачивают навсегда. Стоит ли помогать ребенку скорее избавиться от его детских фантазий?..

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|