email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Хорошая книга выстраивает личность

Сам собой ребенок читателем не станет

Журнал: №3 (15) 2006 г.
Интервью с Оксаной Леонидовной Кабачек, кандидатом психологических наук, заведующей отделом социально-психологических проблем детского чтения Республиканской Детской государственной библиотеки 

– Литературное образование и образование человека в целом невозможно представить без чтения. Оксана, что есть книга для ребенка, с точки зрения специалиста по проблемам детского чтения?

– Ответ на поверхности: конечно, это развитие в самом широком смысле. Это развитие мышления, умение переработать информацию, сложную и подчас противоречивую. Это с одной стороны. С другой стороны, художественное произведение есть некая модель жизненных и даже смысложизненных отношений, квинтэссенция нравственных ценностей. Ребенок вслед за автором проигрывает, проживает определенные жизненные ситуации, способы поведения, чувства, мысли, установки и отношения между героями, осознает связь поступков, их последствий, соглашаясь или не соглашаясь с автором… Он узнает в обстоятельствах героя литературного произведения свои собственные жизненные ситуации, мысли и чувства – мысленно присваивает его жизненный опыт, талантливо организованный автором. Для ребенка открывается возможность эмоционального и интеллектуального сотворчества. 

Если ребенок не читает, или ребенку не читают, или читают низкопробную литературную продукцию, то в 6–7 лет начинаются нарушения в развитии, от эмоциональных до интеллектуальных. Он плохо вписывается в школьную жизнь, ему тяжело со сверстниками, с родителями, ибо он выпадает из той культурной среды, которая через литературу помогла бы ему даже выправить имеющиеся дефекты. Культура выправляет даже биологические несовершенства!

– А что Вы скажете о влиянии чтения на речь? Она отражает состояние мышления ребенка? 

– Эти вещи между собой, безусловно, связаны, Л.С. Выготский это блестяще показал. Сама логика воздействия чтения на слушателя заставляет без специальной словарной работы находить интересные слова, очень обогащает речь. Когда ребенок читает текст, он выстраивает свое представление, видение образов, воссоздает по описанию различные картины, старается понять намерение автора. Все это способствует мощному развитию мышления.

Кстати, нет существенной разницы между способами восприятия и понимания текста художественного, научного или еще какого-либо. Первоначально язык науки мало отличался от языка искусства, он был художественным, образным. Наука когда-то удерживала предмет своего изучения целостным. И сегодня научное творчество, по существу, опирается на образное мышление, которое помогает видеть внутреннюю связь явлений, «движение далековатых идей», как говорил Михаил Ломоносов. Чтение настоящей художественной литературы формирует именно такое объемное, живое восприятие окружающего мира, природы, жизни. Примитивные тексты воздействуют наоборот.

– Тексты школьных учебников (и не только по естественно-научным дисциплинам) вызывают настоящую скуку. Не они ли отбивают у детей охоту читать?

– Безусловно, это целая проблема. Иногда встречаются такие тексты, хоть плачь. Нужно и можно давать научную информацию человеческим образом! Примитивный текст никогда не воспитает ни будущего ученого, ни гражданина. Добавлю, книга – это не только текст, но и иллюстрация, и она должна быть не клиповой, а достоверной, реальной, научной, показывающей тайну природы. 

– Какая книга хорошая, а какая плохая?

– В настоящей, хорошей литературе есть правда. Подлинное художественное произведение всегда обращается к образам, воплощающим важнейшие культурные и нравственные ценности. Оно выводит человека к лицезрению и переживанию самых глубин жизни. Взаимодействие души ребенка с нравственным зарядом такого произведения потрясает ее, порождает катарсис – благотворный эмоциональный взрыв. Оно способствует обретению связей с миром, открытию его подлинной природы. Понятно, что это не приводит впрямую к жизненному успеху, но помогает человеку обрести смысл своей жизни, подняться над ложными ценностями, помогает увидеть в обыденном вечное. Серьезная литература способна помочь читателю любого возраста в трудную минуту жизни, это известно давно.

В суррогатном искусстве этого нет. Оно манипулирует движением сюжета: кинули приманку – кто-то кого-то убил, и не успокоишься, пока не узнаешь, кто это сделал. Речь не идет о хорошем детективе, который может в подростковом возрасте оказаться вполне полезным чтением. Если произведение не побуждает читателя измениться к лучшему, к глубинной работе над собой, к воспитанию души, а, наоборот, втягивает в иллюзорный мир и уводит от настоящей жизни, тогда это плохая книга. 

– Оксана, Вы затронули наболевший вопрос. Почему стали мало читать, почему стали удовлетворяться плохой книгой, как «Гарри Поттер», в которой, кроме сюжета, по сути, нет художественного содержания? В чем, по-Вашему, причины этого массового явления?

– К сожалению, сегодня «Гарри Поттер» считается уже не самой худшей литературой. Привыкли. Есть книги намного хуже, их раскручивают, продают большими тиражами; кстати, и родители часто стараются «не мучить» своих чад серьезной литературой, по сюжету бежать легко, а серьезное и приличное, по их мнению, – для «ботаников».

С другой стороны, хорошая книга, изданная богато, становится многим просто физически недоступной по цене. Понимаете, альтернативы у ребенка не остается. Где брать книгу? Хорошо, если есть приличная домашняя библиотека, можно, конечно, пойти в районную, городскую библиотеку. Ни для кого не секрет, что библиотечные фонды устаревают, приходится списывать классическую литературу по гигиеническим соображениям. Из нового в городские и школьные библиотеки поступает в основном справочная энциклопедическая – литература, издание которой является самым прибыльным. На книжных прилавках лежат горы энциклопедий, дидактических материалов в стихах, на всякие случаи жизни – и совершенно ужасного качества. А это уже воспитание античитателя, хотя, повторюсь, на все это есть спрос.

Простите за пафос, но в развитие детей надо вкладывать средства.

– Как приобщить ребенка к чтению – радостному, органичному, а не нудному и мучительному? 

– Педагогика чтения – это творчество, это наука и искусство. Во-первых, нужно с детьми читать хорошую литературу, так сказать, дать им «пить из чистого источника». Где ее брать? В библиотеке (там все-таки работают специалисты) или у авторитетных знакомых, обладающих развитым художественным вкусом. 

Литература должна соответствовать возрасту ребенка и уровню его развития. Плохо, когда ребенку дают что-то преждевременно или, наоборот, с запозданием. 

Не ограничивайтесь только рекомендациями школьного учителя литературы, который чаще придерживается формальной школьной программы.

Можно воспользоваться помощью опытного библиотекаря, ведь он общается с сотнями, тысячами ребят, он, как хороший педиатр, знает, что посоветовать конкретному мальчику или девочке.

Очень хорошо, если у маленького читателя есть возможность вместе с книгой пройти разные виды творческой деятельности – рисование иллюстраций к прочитанному, лепка. Если ребенок маленький, хорошо увлечь его игрой по сюжету произведения и т. п. Ребенок в этом случае ставится в позицию соавтора, творца. В нашей библиотеке (отделе эстетического воспитания) дети занимаются именно по такой программе – «Воспитание творческого читателя». И конечно, важно учитывать интересы ребенка, удовлетворить его любознательность. Интересуется он природой – нужно подбирать хорошие художественные тексты о природе, а если есть интерес к истории – исторические.

Можно также обратиться к лучшим книгам своего детства. Правда, современному ребенку могут потребоваться разъяснения непонятных слов, но это – лишний повод для общения. Очень помогут домашние чтения, обсуждения – семья может привить и поддержать интерес к литературному чтению. Чтение и обсуждение хорошей книги, что было в русской традиции, может стать способом сплочения семьи, создания ее культурного климата. Это воспитание всех ее членов в чистом виде, без нудной морализации.

Творческий родитель интуитивно так и делает, сам любит книгу и заражает этой тягой к чтению своих детей.

Хочу еще раз подчеркнуть: сам собою ребенок читателем не станет, здесь нужна система воспитания читателя, нужны усилия всех: семьи, школы, библиотеки, наконец, страны. Не читающие дети деградируют, и многие страны по этой проблеме принимают особые программы.

– Где наш читатель может найти ответы по проблеме детского чтения?

– Появился специальный журнал «Семейное чтение», он делает пока первые шаги. Интернет может помочь. Сотрудниками нашей библиотеки создан сайт «Библиогид», сделан культурно, остроумно, обновляется он регулярно. Там вы найдете не просто списки книг, но и очень хорошие аннотации к ним. Есть электронные версии самых разных литературных произведений.

Вообще-то хотелось, чтобы в любом журнале, обращенном к родителю, чуть ли не в каждом номере, хоть понемногу, говорилось о чтении. Сегодня необходимо менять вокруг этой проблемы общий климат.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|