email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Когда трудно говорить и писать

О проблемах речи и письма у современных школьников

Журнал: №3 (19) 2007 г.
Анна Алексеевна Алмазова
Анна Алексеевна Алмазова, заведующая кафедрой методики преподавания русского языка дефектологического факультета МПГУ.

– Анна Алексеевна, какие нарушения, связанные с речью, с восприятием языка наиболее часто встречаются у современных школьников?

– Наиболее распространены проблемы, связанные с нарушением чтения и письма, – дислексия и дисграфия. Хотя сегодня у детей и устная речь недостаточно развита. Последнее нельзя идентифицировать как нарушение – здесь мы скорее имеем дело просто с недостаточным развитием ребенка. Он приходит в школу, начинает учиться – и возникают проблемы. Сейчас от детей, приходящих в первый класс, требуется уже уметь читать и писать – писать в меньшей степени, но школа принимает уже читающих детей. А как их учили читать, по каким методикам – в расчет не принимается. Если это делали сами родители, то очень часто они делали это неправильно. Как часто мы радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а ведь это может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов. У дошкольника чтение очень индивидуально, а родитель может не учесть особенностей развития ребенка. Неадекватные методики обучения грамоте в дошкольном возрасте выливаются в ошибки и трудности в обучении письму и чтению в школе. 

Если говорить о нарушениях, то мы должны описывать клиническую картину: могут быть проблемы неврологического характера, проблемы, связанные со строением артикуляционного аппарата. В группу риска, конечно, входят дети, имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: «Еле языком ворочает...» Сейчас очень много детей рождается с дизартрическими расстройствами, когда нарушается деятельность артикуляционного аппарата за счет неврологических проблем.

Эти нарушения, связанные с деятельностью головного мозга, могут создавать проблемы на уровне не только письменной речи, но и устной – алалия, например. Патология, при которой в первую очередь нарушено понимание речи, носит название сенсорная алалия.

– Родителей многих современных школьников тревожит проблема дисграфии. Разъясните, пожалуйста, подробнее, что это такое?

– Дисграфия (от греч. dis – приставка, означающая расстройство, grapho – пишу) – это собственно нарушение письма. При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но и в написании этих слов они допускают грубые ошибки. В целом эта проблема обусловлена нарушением речи, и ее основой обычно выступает неполноценность фонематического слуха и затруднения в произношении. Дети, страдающие дисграфией, путают похожие по начертанию буквы: «З» и «Э», «Р» и «Ь» (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве «Ш» или «крючок» в букве «Щ». Пишут такие дети медленно и неровно, что, конечно, их расстраивает и мешает нормальной учебе.

– Можно ли вовремя разглядеть у ребенка эту проблему?

– Определить наличие нарушений письма и чтения в целом несложно. Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме должно насторожить родителей. Например, смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; д – у и т.д. Или ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка). При дисграфии особенно тяжело дается детям письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются между собой. Например: тубло (дупло), лесли (если) и т.п. Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, не пугайтесь, это не дисграфия, причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими и ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Нарушение чтения – дислексия, чаще становится очевидным ко второму классу. Иногда она со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

– Почему и когда возникают нарушения чтения и письма?

– Становление чтения и письма – очень сложный процесс, продолжается он до 10–11 лет. Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет сформированность всех сторон речи. Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. 

Для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и, кроме того, особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. 

Причиной дисграфии могут быть проблемы, связанные с леворукостью. Возможно появление дисграфии у ребенка, имеющего обе руки ведущими. При этом необходимо знать, что ни то, ни другое нельзя назвать патологией. Дисграфические проблемы у таких детей возникнуть могут, так как межполушарные связи головного мозга формируются не так, как у детей-правшей, на которых рассчитано в основном школьное обучение. И повторяю, признаков отставания в умственном развитии у таких детей чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Иногда причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной. 

– Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия? 

– Прежде всего, не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Если у ребенка не развивается устная речь, но ее понимание не нарушено – это моторная алалия. Когда у ребенка наблюдается задержка речевого развития, он вовремя не начинает говорить, следует обратиться к специалистам, чтобы выявить причины этого нарушения. Дети с алалией требуют очень серьезной коррекционной работы, и чем раньше с таким ребенком начнут заниматься, тем лучше – возможность, что он пойдет в обычную, а не в «речевую» школу, достаточно велика. Менее сложные нарушения, не связанные с органической патологией, например, дислалия – нарушение звукопроизношения – тоже требует специальной работы, она выявляется уже в возрасте трех лет. 

Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, «отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: «О» напоминает обруч, «Ж» – жука, «С» – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно «почувствовать» отдельные звуки (буквы).

Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву «а» зачеркнуть, а букву «о» обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок, что очень воодушевляет. Пишите тексты по 150–200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.   

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех. 

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо больше будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

– С какого возраста можно начать исправление речи?

– Детсадовские логопеды начинают заниматься с пяти лет. Но чаще всего мы видим, что заниматься надо раньше. Трехлетнему ребенку достаточно подсказать, направить его – и развитие пойдет правильным путем, а у пятилетнего уже может быть сформирован устойчивый стереотип нарушений, и в этом случае потребуется больше усилий и со стороны взрослых, и со стороны ребенка. Поэтому, если у мамы есть какие-то вопросы, нужно обращаться к специалистам как можно раньше.

– Куда можно обратиться за квалифицированной помощью?

– Детей дошкольного, пред-школьного и школьного возраста консультируют у нас на факультете. Работают лаборатории на кафедре логопедии и на кафедре дошкольной дефектологии. Наконец, действует лаборатория и в Институте коррекционной педагогики. Кроме того, в каждом образовательном округе есть центры, они по-разному называются, например, «Медико-психолого-педагогическая помощь» или «Социальное сопровождение»... В таких центрах все услуги оказываются бесплатно, как и у нас на факультете. Обращение в Институт коррекционной педагогики будет платным.

– К какому возрасту ребенок должен научиться читать?

– Мамам, которые занимаются с детьми, никогда не следует ориентироваться на средний стандарт – вот у соседки он в пять лет читает! Во-первых, неизвестно еще качество этого чтения, во-вторых, у вас другой ребенок. Возможно, вашему ребенку не нужно в пять лет читать. Письмо и чтение как функция головного мозга формируется к семи годам, поэтому нормально развивающийся ребенок в семь лет обязательно научится читать. До этого возраста обучение письму и чтению очень индивидуализировано. Нужно внимательно наблюдать своего ребеночка – и ни в коем случае не заставлять его, не ругать, не принуждать. Кроме того, дошкольный возраст – это возраст, когда развиваются сенсорные каналы, сенсорное восприятие мира – что я вижу, что я чувствую, что я слышу. Это гораздо важнее для ребенка, чем информация, получаемая через словесный уровень. И если мы не будем заниматься этим – не будем развивать у ребенка потребность в рисовании, в слушании музыки, звуков природы, если не будем поощрять развитие его телесных ощущений, то обделим его. Ребенок войдет в книжный, в словесный мир, но мир чувств и эмоций будет для него закрыт, потому что есть определенные сенситивные периоды, когда человек открыт для восприятия, дальше этому специально не научишь. 

– Что вы можете сказать об аудиокнигах?

– Аудиокниги, конечно, полезно слушать, потому что в них присутствует такой компонент, как выразительность речи, а это очень важно: речь должна быть хорошо интонирована, ребенок должен слышать, как можно и нужно выражать свои эмоции, какими средствами передавать образы. И аудиокниги, и радиоспектакли – это очень хорошее дело. Сейчас много их выпускается на дисках: и тех, что раньше были на радио, и новые создаются… 

– Как родителям вызвать в ребенке интерес к чтению?

– Самое основное – показывать пример, самим родителям читать книжки. Вот мама с папой читают – и ребенок тоже возьмет книжку в руки. Родители сейчас мало читают – заняты, читать некогда. Телевизор, компьютер заменяют чтение. Если есть выбор между тем, чтобы прочитать или посмотреть, то последнее легче, тут не нужна работа для создания образов в своем воображении.

Родители обязательно должны читать детям. С моим ребенком мы читаем по очереди – одну главу он, одну я. «А потом ты почитай младшей сестренке», – необходимо создавать ситуации, в которых чтение было бы дополнительным средством: вот, скажем, нужно решить какую-то жизненную проблему – для этого ты почитай.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|