email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Время играть

О роли игр в жизни малыша рассказывает психолог

Журнал: №2 (70) 2016 г.
Рисунок Н. Климентовской

В последние годы в моду прочно вошло раннее интеллектуальное развитие малышей. Уже с 1,5–2 лет детишек обучают счету, чтению, иностранным языкам, водят на групповые занятия, развивают по новейшим методикам. К сожалению, многие мамы и папы даже не догадываются, что самым важным в этом возрасте является не столько развитие интеллекта, сколько эмоциональной сферы. Исключая из жизни дошкольника «примитивные» детские игры, родители, сами того не ведая, наносят огромный урон культурному и нравственному воспитанию малыша. О том, как важна и многогранна роль игр, рассказывает психолог, специалист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования г. Москвы Лариса ЗАХАРОВА.

Чем сильна игра?

Еще знаменитый психолог Л. С. Выготский отмечал высокое значение игры для полноценного психического развития личности. Он разработал систему периодизации возрастов, где указал, что основная деятельность ребенка (с 2 до 7 лет) – это игра, которая, по убеждению ученого, не просто глупое развлечение, а основная цель и задача маленького человека. Впоследствии именно игровой опыт станет крепким «фундаментом» для учебной, а потом и трудовой деятельности. «Основной формой развития сверхсознания… служит игра, требующая фантазии, воображения, каждодневных творческих событий в постижении ребенком окружающего мира», – писал психолог. «Вершиной» игр Выготский считал сюжетные и ролевые игры, которые дети при нормальном развитии начинают осваивать с 1,5–2 лет. Сначала это совсем простые сюжеты «Покорми Мишку», «Уложи куклу спать», которые постепенно усложняются, обрастают деталями и превращаются в настоящие спектакли.

Благодаря ролевым играм ребенок не только развивает воображение и природную смекалку, но и обретает социальные навыки общения. Если же попытаться «перепрыгнуть» этап игры и сразу приступать к интеллектуальному развитию, психический рост малыша может затормозиться, что в дальнейшем аукнется серьезными проблемами. У подростков и взрослых, которые «не доиграли» в детстве, зачастую не сформирована способность прослеживать причинно-следственную связь между теми или иными явлениями, они плохо разбираются в отношениях и психологии людей, им сложнее адаптироваться в коллективе, дружить, любить, строить семью.

Также Вы можете :