email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Первый среди разных

О христианском понимании иерархии

Журнал: №2 (76) 2017 г.
Рисунок Н. Климентовской

Сегодня женщины играют все более активную роль в обществе. Это касается и семейных отношений: женщина хочет быть главной, показать свою силу, доказать значимость… О христианском понимании иерархии в современной семье и почему нельзя сравнивать мужчину и женщину, мы беседуем с протоиереем Игорем ГАГАРИНЫМ.

«И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть».

Книга Бытия 2.22–23

– Отец Игорь, несмотря на возможную очевидность для вас ответа на вопрос, нужно ли в семье соблюдать главенство мужчины, что бы вы ответили тем женщинам, которые не видят в этом не только необходимости, но даже возможности. Нужно ли нам сегодня возвращаться к библейскому пониманию ролей мужчины и женщины в семье?

–  То, что Господь первым создает мужчину, а потом решает сотворить ему помощника – женщину, вовсе не свидетельствует о том, что из них кто-то является главным, а кто-то второстепенным в привычном для нас иерархическом понимании: начальник – подчиненный. Господь всегда подчеркивает созависимость мужского и женского начал, их взаимодополнение. Когда мы слышим в храме слова апостола Петра: «Жены, повинуйтесь своим мужьям», – тут же звучит и продолжение: «Так же и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни!» Если же мы начнем подробнее читать Библию, найдем в  ней немало случаев, где жены и влияют на мужчин, и действуют по своей воле. И отношение Господа к этим поступкам женщин разное.

Стоит вспомнить, например, Авигею (1 Цар.), жену грубого и  весьма недалекого мужа Навала. Когда к Навалу обратился за помощью Давид, который со своими людьми находился в изгнании, еще не будучи царем, Навал высокомерно отказал ему в помощи. Давид разгневался и решил наказать самонадеянного мужа. Спасает Навала от смерти его благоразумная жена Авигея, которая втайне от мужа предложила Давиду помощь и усмирила его гнев. А вот своеволие Иезавели (3 Цар.) обернулось бедой и для нее, и для ее слабохарактерного мужа Ахава. Иезавель, будучи родом из Финикии, насаждала в Израиле культ Ваала, за что была осуждаема пророками Илией и  Елисеем, и в итоге подверглась страшной и позорной казни: ее выбросили из окна, и лошади растоптали ее. Также мы помним и Иродиаду, по наущению которой был обезглавлен Иоанн Креститель. То есть, мы видим немало примеров, когда жены имели власть над своими мужьями, хотя общество того времени считается более патриархальным, чем сейчас. Вот почему мне кажется, что даже через тысячелетия природа мужчины и женщины не изменилась, она осталась такой же.  

– И все же сегодня женщины играют более активную роль в обществе: есть женщины и премьер-министры, и депутаты.

– Конечно, есть! Но в таких важных вопросах, как управление государством, мужчины доминируют. И если мы посмотрим на состав нашего правительства,  окажется, что мужчин большинство, так же как тысячу лет назад. Другое дело, что наряду с правилами есть множество исключений. Священное Писание говорит нам, как должно быть, но это не означает, что всегда только так и было. Сегодня женщины часто жалуются на то, что муж не может взять на себя ответственность за руководство семьей. Но разве таких случаев не было раньше, когда женщинам приходилось проявлять инициативу и брать ответственность на себя? Вспомним Юдифь, молодую вдову, сделавшую в одиночку то, на что не решались мужчины, и вдохновившую своим примером соотечественников дать отпор ассирийскому войску, окружившему ее город. 

Вот почему я, зная правило, что муж должен быть главой семьи, никогда не стал бы от женщины требовать повиновения мужу без выяснения подробных обстоятельств их взаимоотношений, их жизни.  Что касается современной жизни, то я из своего пастырского опыта могу сказать, что, сколько пар, столько разных случаев решения проблем их взаимоотношений. Я никогда не скажу с амвона, что сегодня все мужчины должны руководить, а все женщины должны «бояться мужей своих», по словам апостола Павла (Еф. 5–33). Но у меня есть прихожане, которых я хорошо знаю, с которыми я вместе молюсь, я понимаю, как лечить их ситуацию, и тогда я могу дать им совет. И далеко не всегда я советую женщине слушать своего мужа, потому что иной раз муж ведет себя таким образом, что слушать его – это безумие, если, к примеру, муж – самодур или, хуже того, явно безнравственный человек. 

Я не считаю, что сейчас женщины стали более активно участвовать в общественной жизни. Если мы внимательно посмотрим на историю, то увидим, что это было всегда: были и Клеопатра, и та же Юдифь, Жанна д’Арк и Маргарет Тэтчер, Голда Меир и Индира Ганди. И все же по природе своей лидером должен быть мужчина. Когда была война, мы знаем, что были женщины, которые участвовали в ней наравне с мужчинами и являли, как и мужчины, чудеса мужества и героизма. Но при этом они понимали, что выступать с оружием в руках и защищать свой народ – это мужское дело.

– Значит, если отвечать на вопрос о равенстве мужчины и женщины: они однозначно неравны?

– Мне кажется, что мы в принципе не можем сравнивать мужчину и женщину, поскольку речь идет не о равенстве, а о разности. Как мы можем сказать, чье служение больше или важнее, если их роли просто разные. Они отвечают за разные функции. Если женщина заботится о доме, очаге, детях, то дело мужчины – добывать в поте лица хлеб насущный. А за семью они несут ответственность в равной мере. Не может идти речь о каком-то равенстве или неравенстве, поскольку они дополняют друг друга. Вообще, если решать вопрос о главенстве и подчиненности по Евангелию, то все встанет на свои места. Евангелие говорит: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою»  (Мк. 9:35). Иисус Христос, Господь и Учитель, умывает ноги ученикам. 

– Тогда как поступать женщине, если она чувствует в своем избраннике какую-то нехватку мужественности: они должны брать ответственность на себя или все-таки стараться создать ситуацию, которая помогла бы проявить эти качества в своем избраннике?

– Трудность заключается в том, что менять человека во взрослом возрасте очень сложно. Если какие-то проблемы во взаимоотношениях возникают, лучше прояснить их и решить до вступления в брак. Поэтому желательно хорошо узнать человека, который станет супругом.  Когда в зрелом возрасте характер человека сформировался, изменить его получается крайне редко. Но если такая необходимость возникла, нужно говорить о каждом случае конкретно. Все, что касается человеческих отношений, очень индивидуально, тут опасно и давать какие-то общие советы, и следовать им. Конечно, бывают женщины, которые своей деятельной натурой легко компенсируют пассивность, инертность мужа. Но очень часто бывает так, что женщине просто хочется быть главной. Одно дело, когда Господь поставил ее в ситуацию, где ей пришлось взять на себя какие-то мужские функции, – тогда честь ей и хвала. Когда же она просто хочет показать свою силу, хочет доказать, что значима, что она все решает, а такое очень часто встречается, то это совсем не украшает женщину и не идет ей на пользу. Тогда внутри семьи возникает нездоровая конкуренция, которая разрушает отношения. Вот почему, прежде чем давать женщине какой-то совет относительно ее поведения, нужно внимательно разобраться в ситуации.  

– Как, на ваш взгляд, нужно ли нам возвращаться к патриархальным устоям в будущем?

– Во-первых, я не считаю, что сами устои так уж сильно сегодня изменились. Когда читаешь какие-то средневековые источники, понимаешь, что и в те времена перед людьми стояли те же проблемы. И в Средние века были проблемы с мужьями и женами. В русской классической литературе немало образов, которые показывают нам, что далеко не все женщины в жизни являли собой образец послушной и смиренной женщины. Мы можем вспомнить Кабаниху у Островского или горьковскую Вассу Железнову. Да, сейчас действительно увеличилось количество женщин во властных структурах, женщины занимаются мужскими видами спорта, осваивают традиционно мужские профессии, но о чем это говорит? В первую очередь о том, что мир удаляется от Бога. Если выстраивать отношения с Богом, если семья будет малой церковью, то вопрос о равенстве между мужчиной и женщиной будет вторичен, он уйдет на второй план. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу», – сказано в  Священном Писании (Еф. 5–22). Когда же человек отпадает от Бога, то по мере удаления в его сознании происходит искажение картины мира, вот поэтому мы видим сегодня, что часть общества принимает однополые браки. Это ведь очень страшные симптомы: постепенное превращение мира в Содом и Гоморру. 

– Разве это не следствие того, что женщины стараются занять место мужчин?

– Я думаю, прежде всего, это следствие удаления человека от Бога. Нужно стараться жить в Церкви, со Христом, жить в Духе Святом. Тогда Дух Святой подскажет нам, где действительно нужно проявить активность, а где проявить послушание. «Дух Твой Святый наставит моя на землю праву» (Пс. 142). Есть правила, и  есть исключения. Это справедливо к разным вещам, но, когда говорим об отношениях между людьми, в  том числе мужчины и женщины, исключений особенно много. Однако, как бы много таких исключений ни было, правил они не отменяют. Сказанное Господом о том, как должны вести себя по отношению друг к другу муж и жена,  – сказано навеки.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|