email/логин:

Клуб семейных путешественников

Журнал: №1 (75) 2017 г.
Рисунок: М. Ивановой

Как часто мы – родители – задаемся вопросом: как провести выходные? Куда свозить детей и что им показать? В помощь семьям мы открываем новую рубрику «Семейное путешествие». В ней сами наши читатели будут делиться друг с другом личным опытом коротких путешествий: расскажут, куда поехать всем вместе, что посмотреть, где поесть и сколько все это стоит. Приглашаем и вас присылать свои рассказы с фотографиями к нам в редакцию. Лучшие из них мы обязательно опубликуем.

На мое решение, куда свозить детей в один из выходных дней, повлияло давнее чувство вины. Дело было так: когда я училась в школе, нам организовали поездку под Серпухов, «в гости к зубрам». Я взяла у родителей 500 рублей и… никуда не поехала! Деньги прогуляла в «Макдоналдсе» и в кино, а родителям наврала, что у зубров было волшебно и я дико устала. Возможно, именно сейчас моя мама, наконец, узнает правду о том, что я ее обманула. Мама, если читаешь эти строки, прости меня, я больше так не буду!

С тех пор прошло лет пятнадцать. У меня завелись свои дети, Ксюша и Матвей, и я вместе с ними в один из выходных дней собралась посетить зубров. Без обмана!

Приокско-Террасный биосферный заповедник находится в 12 километрах от города Серпухова. Мы решили ехать на машине, поскольку хотели еще посетить страусиную ферму, которая расположена неподалеку от заповедника. Закупили хлеба, булок, овощей – чтобы было чем кормить зубров, бизонов и страусов – и понеслись по Симферопольскому шоссе навстречу приключениям.

Пока ехали, дети попросили рассказать, что такое заповедник. И я стала рассказывать. В заповедниках запрещена всякая хозяйственная деятельность человека, там нельзя охотиться, ловить рыбу, рубить лес, собирать грибы или ягоды, даже гулять, потому что можно повредить редкую флору. «Что, даже если травиночку сорвем – накажут?» – удивлялись дети. А еще в некоторых заповедниках проводятся работы по восстановлению численности животных, которым грозит полное исчезновение. В Приокско-Террасном заповеднике почти 60 лет назад, в 1948 году, был создан специальный зубровый питомник. Странное название заповедника объясняется тем, что находится он на Оке и спускается к ней террасами. О каких террасах речь, можно прочитать на официальном сайте, но знания эти вам не понадобятся, поскольку в лес вас не пустят: «Режим заповедности предусматривает минимальное вмешательство человека в жизнь охраняемой природы. Сотрудники заповедника знакомят посетителей с зубровым питомником, музеем природы. Чтобы пройти в лес, необходимо получить специальный пропуск». Иными словами, никаких террас вы не увидите.

За такими беседами мы до-ехали до поселка Данки, где находится Центральная усадьба заповедника, дождались экскурсовода, пересели на специальный автобус и поехали по заповеднику. Прямо настоящее сафари! Автобус остановился перед здоровыми воротами. Все вокруг было огорожено сеткой, заборами и колючей проволокой, не хватало только вышек с часовыми. Я сразу вспомнила рассказы Сергея Довлатова из книги «Заповедник». Нас строго предупредили, что шаг вправо или влево будет расцениваться как вредительство родной природы, и предложили добровольно сдать ножи и волыны... ой, хлеб и овощи! Оказывается, кормить зубров, бизонов и их помесь категорически запрещено. И не потому, что боятся отравлений – просто «режим заповедности предусматривает минимальное вмешательство человека в жизнь охраняемой природы». Ввиду чрезмерной активности Матвея пришлось крепко держать его за руку, потому что, как мне показалось, слова про вредительство природы предназначались именно для меня и моих детей. Впрочем, мне не привыкать.

На экскурсии мы узнали много интересного. Сейчас в мире насчитывается около трех с половиной тысяч зубров, а ведь еще в 1927 году их было всего сорок восемь! Немалую роль в их спасении сыграл питомник Приокско-Террасного заповедника. Кстати, здесь действует программа «Усынови зубра». Названные «папы» и «мамы» зубра оплачивают его кормление в течение года (50 тысяч рублей), а взамен могут присвоить своему «ребеночку» имя, приезжать в питомник его проведывать в любое время и повесить на загон табличку со своим именем. Услышав это, дети сразу же стали просить «усыновить» какого-нибудь малюсенького зубра, но я была вынуждена отказать.

Местные зубры, вмешательство в личную жизнь которых так жестко регулируется в Приокско-Террасном заповеднике, боязливо жались поодаль от решетки. К решетке подходить нам не разрешили, так что сфотографировать быков удалось лишь тем, кто взял с собой объектив подлиннее. Тем, кто, как я, был со смартфоном, оставалось лишь тоскливо всматриваться вдаль, где гуляли животные. Но нам все равно понравилось! Получилась замечательная прогулка на свежем воздухе с семьей. Тут, конечно, все зависит от настроения, и чуточку везения не помешает, чтобы была хорошая погода и животные были относительно близко. Поэтому лучше всего приезжать к открытию заповедника, к 9–10 часам утра; позже бывает много людей, да и зубры могут разбрестись от кормушек. Последняя экскурсия начинается в 15.00. Экскурсионная группа – десять человек, билет для взрослого будет стоить 200 рублей, для ребенка – 100 рублей. Цены на билеты не менялись уже на протяжении десяти лет! Если вас меньше десяти, нужно будет ждать, когда сформируется группа, но обычно ожидание бывает недолгим, людей туда приезжает много, особенно в дни каникул.

На территории есть приятное место, где можно попить чаю с пирожками – лавочки из срубов и рядом небольшое кафе. Поскольку еда у нас была с собой, в кафе мы не заходили и пообедали на свежем воздухе. Но съесть принесенную еду можно и в кафе, надо только заказать чаю или кофе.

Следующим номером нашей программы были страусы. Страусиная ферма находится в деревне Старые Кузьмёнки, недалеко от пересечения Симферопольского шоссе и бетонки. Ферма оказалась обыкновенным коровником, а в нем толкались страусы. «Лучше уж в зоопарк сходить – там интереснее», – говорили ребятишки из экскурсионного школьного автобуса, что в одно время с нами привез детей на ферму. Цены на билеты пора-зили! Взрослый – 400 рублей, детский – 200. Если хотите покормить страусов – 50 рублей за стаканчик с зерном. Смотреть на прожорливые морды этих не очень сообразительных птиц было интересно минут пять. А дальше... Ну, ходят за вольером большие курицы и пытаются сожрать все, что можно ухватить клювом, даже решетку. Ксюша сказала: «Мама, а я прочитала, что у страуса глаз больше, чем его мозг!» Глядя на страусов, школьники с ней согласились. Экскурсии не было. Сопровождающий нас мужик был озабочен лишь одним вопросом – смотрел, чтобы фотографировали лишь те, кто дал ему 50 рублей.

При ферме есть кафе, где вам сделают омлет из страусиного яйца (не из целого, а из небольшой части), там же можно заказать шашлык из страуса. Цены высокие.

Вдоволь налюбовавшись страусами и жадным мужиком, мы поехали назад в Москву. Проезжая по Калужскому шоссе, увидели возле дороги много машин и какие-то фигуры вдалеке. Подумав, что впереди авария, тоже остановились. Оказалось, что мы нежданно-негаданно попали в «Берендеево царство». Это бесплатный парк-музей под открытым небом, созданный одной строительной компанией для рекламы своих услуг. Найти его очень легко: у въезда стоит высокая фигурка старика из сказки, вверху надпись: «Берендеево царство». Подъезжая к месту, сразу понимаешь – будет что-то очень интересное. По обочинам припаркованы машины – будто в сезон съехались грибники. Море детей! И все веселые. Все улыбаются! Количество людей нисколько не мешает, поскольку музей просто огромный. Он расположен с двух сторон от дороги, гуляешь по обочинам и любуешься. Тематика скульптур разная: от любимых героев мультфильмов до гусаров и пиратов. Если сравнивать со знаменитой ялтинской «Поляной сказок» – здесь еще интереснее! На то, чтобы осмотреть всю территорию, уйдет от одного до двух часов.

Стало смеркаться, пора было уезжать. При желании в «Берендеевом царстве» можно арендовать дом – самый маленький вмещает от 4 до 6 человек и стоит 10 тысяч рублей в сутки. Но такой отдых лучше планировать заранее и с компанией. Поэтому мы сели в машину и поехали домой. Ксюша и Матвей заснули еще в дороге. Приключение получилось!

Также Вы можете :

Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться