telugusixcom alohaporn.net today pk movies tamil سكس اكوام ogeins.com سكس الحيونت indian gay site videos kompoz2.com xnxxpro2 ozporno porngalstube.com dvdvilla زوبري arabic-porn.net سكس حريم السلطان
سينما فرتكا videosarabic.com سكس ام وصاحب ابنها kerala sex videos.com indianpornsource.com haryana sex videos gopika hot greenporn.mobi bf vdo indan hot sax desixxxtube.info indian wife sex stories sex vedeo fuqer.mobi bengolibf
hot up girls coxhamster.mobi sex hindi vidieo ;s lwvn abdulaporn.info سكس برازرز مترجم سكس بنات في الحمام todayaraby.com تعليم سكس kerala sex women porncorntube.com x videos village fc2-ppv 1019300 javshare.info 椿 くるみ
 
 
email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Хранимы и любимы

Олеся Николаева о семье и творчестве

Журнал: №6 (68) 2015 г.
Фото А. Хорькова

Гость номера – известная современная поэтесса и писатель, лауреат целого ряда литературных премий Олеся Николаева. Она жена протоиерея Владимира Вигилянского, с которым они воспитали троих детей. В интервью нашему журналу Олеся Александровна поделилась тем, как удается совместить литературную деятельность с воспитанием детей и заботами о семье.  

– В нашей рубрике так получалось, что люди, успешно совмещающие семью и профессию, преимущественно мужчины. Как вам кажется, женщинам сегодня труднее совмещать заботы о семье с профессиональным ростом?

– Женщине, которая вовлечена в водоворот семейной жизни, в обустройство и уборку жилища, в приготовление пищи, в воспитание детей, в то, что называется поденщиной, конечно, очень трудно еще при этом и работать, и, как вы говорите, «творчески возрастать». Семейная жизнь – это своеобразный жизненный подвиг, требующий самоотвержения. Множество крупных и мелких обязанностей и обязательств. Житейская суета, из которой иногда просто невозможно вырваться. И – минимум личного пространства, когда ты можешь позволить себе делать то, что хочешь. 

Но вот парадокс – и это я могу утверждать, поскольку ощутила это лично, – откуда-то берутся силы и вдохновение, чтобы ты не ощутил никакого ущерба от своей «перегруженности» земными заботами и житейскими попечениями. Оглядываясь на прожитую жизнь, я сама удивляюсь, когда же я смогла написать столько стихов, столько рассказов, повестей, романов, эссе, статей, сделать столько журнальных публикаций и издать столько книг! Это было невозможно без явной помощи Божьей.

– Помощь Божья всегда конкретная, как конкретны и детские болезни, памперсы, ползунки и пеленки, уборка, в конце концов. А литература, вы сами об этом писали, требует буквально полной самоотдачи. Все-таки как вам удалось совместить заботу о семье и литературу? 

– Явная помощь Божья в том, что душа была полна любовью, свободой, изумлением перед тайнами и художествами жизни, а также желанием осуществить и воплотить это. Помощь в том, что Господь давал силы на всё, не говоря уже о вдохновении. Конечно, и мне самой приходилось чем-то жертвовать, например, своим сном, вообще – отдыхом и развлечениями… Но на самом деле я поняла, что у человека очень много времени, которое он тратит впустую. 

И потом – я хорошо помню это чувство радости от того, что живу своей собственной жизнью, какой бы трудной она ни была, что я занимаюсь любимым делом, пребываю среди любимых людей. Короче говоря, что я иду своим собственным путем, который включает в себя и мою семью, и творчество. 

– В вашем романе «Тутти» вы пишете, что ваша мама иначе видела вас, чем самкой с тремя детьми. Можете о себе сказать, что вы нашли золотую середину, или есть ощущение, что где-то что-то осталось недоделанным? 

– Это я писала иронически и гиперболизируя представления моей мамы. Просто я выросла в писательско-артистической среде эпохи «оттепели», где было не принято рожать много детей, а уж если женщина имеет творческую профессию, то предполагалось, что у нее должны быть сердечные бури, любовные трагедии, безумные романы, порезанные вены, алкогольные эксцессы, словом, какая-то «роковуха». Такой был стереотип поведения среднестатистической артистической натуры. В этом видели социокультурный жест – отказ от «мещанства», от «обывательской, пошлой жизни», с которой подчас отождествляли просто семейную жизнь. Считалось, что возвышенная натура чахнет, погружаясь в материальную жизнь и связывая себя узами семейных забот и обязательств. Моя мама именно этого и боялась: как бы житейские попечения не заполонили мою душу, как сорняки.

Ну, в каком-то смысле может быть и такое: многие способные люди, которые учились со мной в Литературном институте и писали неплохие стихи, как-то растратили свой дар, вступив во взрослую жизнь. Тут ведь закон почти такой же, как в Евангелии: «Кто не собирает… тот расточает». Творческий дар – это тоже своего рода дитя, которое ты, может, и не родил, а получил, но которое обязан содержать в чистоте, кормить, растить, холить и пестовать, то есть трудиться. Зато, когда оно вырастет, то само станет хранить и защищать своего обладателя. Но, с другой стороны, вся эта богемная жизнь, которая ассоциируется с художественной натурой, ведь, честно говоря, сама отбирает много сил, энергии и времени. Многие, попав в ее оборот, становились духовными и душевными банкротами.

– Родители повлияли на ваш выбор профессии? 

– Мои родители были литераторами в самом широком смысле этого слова. Папа писал стихи, повести, рецензии, работал заместителем главного редактора журнала «Дружба народов» в период его расцвета; мама была журналисткой и переводчицей. Дружили они преимущественно с писателями и поэтами, то есть я родилась и воспитывалась в литературной среде. У нас дома было много книг, я рано начала читать, читала с наслаждением и жадностью, и до сих пор это мое любимое занятие. Так что на мой выбор профессии родители, конечно, повлияли, но скорее – косвенным образом. Они никогда меня к этому не подталкивали, не поощряли, наоборот, относились к моим ранним стихам сдержанно и, как мне кажется, даже и настороженно. 

– А на семейный уклад?

– На мой семейный уклад они, безусловно, оказали прямое влияние: дом у нас всегда был открыт, в нем было шумно, радостно и весело, было много гостей, друзей, у нас вечно кто-то ночевал – то родственники из Ленинграда, то мои подруги, поссорившиеся со своими родителями, то друзья из Тбилиси. У нас всегда жили разнообразные животные: собаки, кошки, морские свинки, ежики, черепахи, была даже зеленая мартышка и удав!

Мы с мужем, конечно, живем не так бурно, но у нас в семье тоже большую ценность имеют друзья и дружба, праздничные застолья, полуночные посиделки со взрослыми уже детьми и игры с внуками. Семья – это радость, любовь, утешение, свет, тепло, обогревающее этот холодный и темный мир вокруг.

Вообще-то я об этом так или иначе писала в своих книгах, а одна из них – роман «Тутти» – вообще был о жизни моей семьи.

– Насколько важны для семьи память бабушек и дедушек, память предков вообще? Что необходимо, чтобы сохранять эту память?

– Дедушек своих я не застала – они погибли во время Великой Оте-чественной войны, а вот бабушки у меня были. И это большое счастье, которого был лишен, например, мой муж. Но в семье у нас живут семейные предания, тайны предков, уводящие в века. Дети мои очень интересуются своими генеалогическими корнями, букетом кровей, которые намешаны в них, – конечно, русская, французская, польская, немецкая, мордовская... Это ведь так естественно для человека – интересоваться, от кого он произошел, что в него изначально заложено, на что непонятным образом откликается его душа и от чего отворачивается его сердце. 

Человеку важно знать, что он возник не на пустом месте, он – не оторванный листок, не пустая былинка, которая сегодня есть, а завтра ее уже уносит ветер вместе с прахом земным, а он – плод на древе человечества, росток на ветвях своего рода, уходящего корнями глубоко в века. Он вписан в историю жизни, в ее Книгу, и он должен научиться читать ее словеса – понимать ее метафоры, постигать знаки Промысла Божьего, искать Царства Небесного. Это прикосновение к своим корням и почве всегда поможет человеку, изнемогающему в жизненных передрягах и блуждающему в мысленных сумерках. Он, подобно мифологическому герою или сказочному персонажу, всегда получает силу, припадая к отчей культуре и утоляя жажду из святых источников родной земли.   

– Вы с о. Владимиром вместе около сорока лет, у вас трое детей и много внуков. Вам известна формула счастливого брака? 

– Формулы счастливого брака не существует. Но, мне кажется, есть такой незыблемый камень, с которого никогда нельзя сходить: это утверждение, что браки заключаются на небесах и «что Бог сочетал, того человек да не разлучит». И поэтому, что бы ни было, но это уже судьба – пребывать двум людям вместе – в болезни и в здравии, в богатстве и в бедности. Есть, конечно, и исключительные случаи (наркомания или жестокий и агрессивный алкоголизм одного из супругов), когда мужу и жене лучше расстаться… Но я знаю и такие семьи, где мудрые жены как-то умели справляться с алкоголизмом мужа, несли свой крест радостно и смиренно и растили детей добрыми христианами. 

Ничто так не разрушает семью, как супружеская измена. Сейчас как-то легкомысленно стали об этом рассуждать с кино- и теле-экранов: мол, главное – это хранить верность в душе, а все остальное – это так, нечто несущественное. Но на самом деле, поскольку муж и жена венчаются «в плоть едину», физическая неверность оборачивается изменой, имеющей метафизическое измерение. И даже в том случае, если этот факт измены был утаен от пострадавшей стороны, он все равно косвенными путями, тайными ходами будет разрушать и разрушать брачный союз, потому что беззаконие приводит к самому страшному – к утрате любви.   

– В своих автобиографических произведениях вы много пишете о своем муже и гораздо меньше о детях и внуках. Значит ли это, что и в жизни вы в первую очередь жена? 

– Человек в своей жизни многолик: он и сын, и отец, и дядя, и племянник, и брат, и друг, и враг, и учитель, и ученик. И при этом это один и тот же человек. Мне трудно ответить на вопрос: в чем наиболее полным образом раскрывается мое «я» – в том ли, что я дочь своих родителей, или жена своего мужа, или мать своих детей. Мой муж появляется то и дело в моих книгах-non-fiction как герой сюжетов, например, в книге «Небесный огонь». Когда это необходимо для художественной идеи, на страницах появляются и мои дети (маленькие или подростки). Но вот их практически нет в моих рассказах, как только они становятся взрослыми: это уже их собственные истории, которые они, быть может, напишут сами.

– Что для вас воспитание и общение с детьми? Что для вас было главным в общении с ними в детстве и как изменились эти отношения сейчас? 

– Воспитание – это экзистенциальный процесс: главные основы закладываются в самом процессе проживания жизни. Вопросы возникают по мере их появления, а ответы – по мере разрешения жизненных вопросов. Родители, особенно если они сами еще молоды, ведь тоже не мудрецы, у которых есть готовые рецепты на все случаи жизни. Они и во взрослом возрасте также проходят некую школу воспитания – и так, наверное, до самой смерти. В некотором смысле они тоже – Божьи дети. И мне кажется, не надо скрывать от своих детей, что ты чего-то не знаешь, что ты приведен в замешательство тем или иным обстоятельством…

Мы с нашими детьми всегда «дружили». Разговаривали, читали вслух, играли, смеялись, откровенничали, рассуждали на самые разные темы, обсуждали проблемы, вместе ходили в храм, молились, постились, готовились к причастию, ездили к духовнику, праздновали Рождество, готовились к Пасхе, путешествовали, сочувствовали и помогали, когда они сталкивались с несправедливостью. И главное – защищали! Эта функция родительского покрова и защиты мне кажется очень важной! Но для детей не менее важно, чтобы родители – оба – составляли ядро семьи, являли свое единство и любовь, ведь «где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них», а к этому уже прикладывается все остальное. 

И еще для жизни семьи очень важны друзья, которые приходят в дом, – друзья матери и отца, друзья самих детей… Единомышленники, единоверцы, духовные родственники, созвучные душе братья и сестры. Это сразу расширяет границы самой семьи и становится миром, где правит не равнодушие, коварство или корысть, а преумножается любовь, оживает надежда и укрепляется вера.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|