email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Формула семьи

Из опыта семейной жизни. Гривко

Журнал: №1 (57) 2014 г.
Фото: Григорий Ярошенко

На страницах нашего журнала многодетные родители рассказывают о себе и своих детях, делятся опытом. Сегодня мы представляем семью Гривко.

Гривко Игорь Леонидович, 44 года, кандидат
физико-математических наук, ведущий разработчик программного обеспечения

Софья Геннадьевна, 43 года,
преподаватель математики

В браке 20 лет

Дети:

Мария, 18 лет, студентка 1-го курса МГТУ им. Баумана, факультет фундаментальной науки

Татьяна, 16 лет, ученица 11-го класса лицея № 1523

Николай, 14 лет, ученик 9-го класса лицея № 1523

Василий, 12 лет, ученик 7-го класса школы № 508

Вера, 8 лет, ученица 3-го класса школы № 508

Надежда, 5 лет


Игорь Леонидович:

— В моей жене очень много положительных качеств: трудолюбие, ответственность, смелость, умение доводить дело до конца, жизнерадостность, приветливость. Когда мы познакомились, я сразу обратил на нее внимание. Соня была девушкой очень красивой, яркой, прекрасно пела, играла на гитаре. Правда, немного легкомысленной — иногда пропускала занятия. А я пришел после армии и старался наверстать упущенное, поскольку за время службы математику почти забыл. И когда мы начали общаться, Соня стала меньше прогуливать и скоро уже очень хорошо училась. А я понял, что мне с этим человеком хочется прожить всю жизнь.

Мы обвенчались через год после регистрации в ЗАГСе. Наша дочка Маша родилась на Успение. Соня ушла в академический отпуск. Мы тогда жили в общежитии, где было много молодых семей с детьми. Отцы составляли график дежурств, и два раза в месяц каждый из них ходил на молочную кухню и потом разносил пакеты по комнатам. Был целый список, примерно из 20–30 фамилий, с номерами комнат и сколько пакетиков молока или кефира нужно доставить в эту комнату. А когда дело у меня шло к диссертации, родилась Таня. Так что Соня стала вечным аспирантом — один академический отпуск у нее плавно переходил в другой.

Когда Тане было полтора года, мои родители помогли нам, и мы купили квартиру в Павловском Посаде. Квартира была убитая, но после двух комнаток в 7 метров мы радовались, что она такая просторная. В ней надо было делать ремонт, но тут в государстве случился финансовый кризис, и мне перестали платить зарплату. Я даже не успел расстроиться, потому что меня почти сразу пригласили на работу в немецкую компанию. Немцев кризис не коснулся, так что платили там прилично, я стал зарабатывать еще больше, чем до кризиса.

Все было хорошо, вот только на дорогу каждый день приходилось тратить четыре часа, так как работал я в Москве. Поэтому, когда родился Коля, мы стали думать о переселении в Москву. Я взял на работе кредит на квартиру, и переезд состоялся. Новый дом был прекрасный, мы в нем до сих пор живем — квартира теплая, инфраструктура отличная, до работы ехать всего час! За два месяца до переезда в Москву у нас родился Вася. Дети потихонечку подрастали, пошли в школу, проблем с ними особых не было. Мы их не баловали, но они и сами по себе послушные.

Потом родились еще Вера и Надя. Сейчас дети уже сами с собой играют, старшие могут и по хозяйству помочь, и с младшими позаниматься. Когда Церковь ведет, все проще. Все дети у нас росли в Церкви. Они знали, что родителей надо обязательно слушаться. Не надо обманывать, ссориться, обижать друг друга, надо хорошо учиться. Интересно, что растили мы их вроде одинаково, а получились все разные. Хотя все хорошие. Маша, например, готова всем помогать, а свои уроки забросит, а Таня сначала свои уроки сделает, а потом по возможности и другим поможет. Тане сейчас в школе торжественно объявили, что она должна идти на серебряную медаль. Вот — идет.

А Коля математику не любит, он любит Достоевского читать. И пофилософствовать. И электрогитару. Пришлось нам отдать его в гуманитарный класс, там надо испанский учить. Ему очень нравится испанский язык! Мы ему по скайпу нашли испанского учителя. Он теперь два раза в неделю с Росой из Аргентины разговаривает. Это очень важно, ведь языковой барьер можно преодолеть только с носителем языка. Когда я решил подтянуть свой английский, нашел себе в скайпе преподавателя-американца. Сначала сам занимался, потом и детей привлек, и теперь они все довольно бойко разговаривают по‑английски.

У Васи отличные способности к языкам. Я очень долго работал над акцентом и как‑то спросил у нашего американского учителя, есть ли у меня русский акцент? Он ответил: конечно, есть. А вот у Васи нет никакого русского акцента, разве только легкий британский.

У нас дети спокойные, с ними просто. Я знаю еще одну семью, там дети если начинают в прятки играть, то забираются даже на шкафы. Если кто‑то кого‑то ударил, ничего страшного. Они очень активные. А наши друг с другом не дерутся, книжки читают, рисуют, так что с ними особых хлопот у нас никогда не было. Вася с младшими девочками играет в куклы. Я им говорю: «Идите гулять», а они мне: «Мы еще в куклы не доиграли!» А еще Вася делает с ними постановки. Недавно двухсерийный фильм снял. В первой серии они сидели за столом и ели из пустых тарелок, а во второй серии накидали туда кусочки хлеба. Потом они решили этот фильм озвучить по‑английски, Таня помогала Васе делать перевод. Но пока они этот фильм не закончили. Вася лентяй, хотя и способный. Прихожу к нему на концерт, он играет какую‑то пьесу — я ни разу не слышал эту пьесу дома. Когда он успел ее выучить? Скорее всего, в музыкальной школе!

Мы с Соней долгое время ездили отдыхать порознь, потому что постоянно был младенец, а маленьким детям переезды на длинные расстояния не идут на пользу. Поэтому — то Соня ездила с детьми, а я оставался с маленьким, то я уезжал, а она оставалась. А иначе не получится отдохнуть, маленькие дети — это серьезная нагрузка. Теперь Надя подросла, и не так давно мы уже всей семьей ездили отдыхать в Турцию.

Все важные решения мы с Соней принимаем вместе, все обсуждаем. Но я не помню, чтобы у нас были разногласия по серьезным вопросам. Если же и случается поссориться, то мы стараемся сразу просить прощения, потому что мир в доме важнее всего. Нужно мириться в тот же день — если затаить обиду, она будет расти. А в спокойном состоянии уже можно обсудить, что послужило причиной разногласия.

Очень многие проблемы решаются на исповеди. Если двигаться в направлении, которое указывает Церковь, то все будет хорошо. Я в одной книжке как‑то прочитал: если у кого‑то из супругов уменьшается любовь, то он сам в этом виноват и должен искать причину, почему у него пропала любовь к супругу. А светские книги и фильмы нас ведь учат другому! Вообще очень часто семейные конфликты происходят на фоне третьих лиц, которые тут вообще ни при чем, — подруги, друзья, родственники… Если такого не допускать, все решается просто.

Софья Геннадьевна:

— Муж — мой настоящий друг. На втором курсе он пришел после армии в нашу группу на факультет вычислительной математики и кибернетики в МГУ. Он учился просто блестяще, мы сразу подружились, а в скором времени и полюбили друг друга. На пятом курсе поженились. Потом вместе пошли в аспирантуру, но он защитился, я нет, потому что на третьем курсе аспирантуры у меня родилась Машенька. Я не расстроилась, в общем‑то, особо и не собиралась наукой заниматься. Мы оба были очень счастливы, тогда еще жили в общежитии — классическая романтика. У нас общежитие хорошее было — главное здание МГУ.

Самое главное, что Игорь очень любит детей. Он готов проводить с ними все свободное время. Какой женщине это не понравится! К примеру, он полдня работал, приходил домой — и не требовал отдыха, а садился с детьми уроки делать, или шел гулять, или играл. У нас бабушки и дедушки жили в других городах, поэтому муж чувствовал ответственность — должен помочь. Я могла надолго уйти к зубному и чувствовала себя спокойно — знала, что он сделает все, что нужно. На него можно было положиться. Это его мама так воспитала, моя свекровь, за что я ей очень благодарна! У меня свекровь просто человек-отличник: школу окончила с золотой медалью, вуз — с красным дипломом. Отношения у нас сложились прекрасные с самого начала. Мне даже соседи потом рассказывали, что она очень хорошо обо мне отзывается. Повезло со свекровью, что и говорить. Потому и муж у меня такой ответственный человек.

Я с рождением детей тоже стала посерьезнее, чувство долга проснулось. Мне кажется, только с материнством чувство долга становится органичным, естественным. Не то, что ты себя заставляешь, а ты по‑другому не можешь, ты — мать.

Я не думала, что стану многодетной матерью. Но мы православные люди: Бог давал детей, и мы рожали. Мне сначала не очень хотелось. Когда я узнала, что беременна третьим, — плакала, так была расстроена. Думаю, это общественное мнение так на меня влияло: не хотелось быть белой вороной, ведь раньше не принято было иметь больше двоих детей. Однако вариантов — рожать или не рожать — не было. Только рожать. И после рождения третьего ребенка — да еще мальчика! — я испытала такую радость, что даже не хотелось ни с кем ею делиться, настолько это было сокровенно. Правда, потом еще не раз искушалась, даже на исповеди говорила: «Ропотом согрешила на многочадие». Священник спросил: «А много чад‑то?» «Четверо», — говорю. «Да это разве много?» И я тут же успокоилась, подумала: и правда, разве это много. А уж с пятым, шестым была только радость, чистая радость, без примесей, без ропота.

Когда я забеременела третьим ребенком, случился кризис 98‑го года. Все теряли работу, жить было не на что, а Игорь удачно сменил компанию, и у него жалованье увеличилось. Бог помог. Когда четвертым забеременела, муж стал еще больше получать. Средства увеличивались прямо пропорционально количеству детей. После общежития МГУ мы переехали в Подмосковье, и муж оттуда ездил на работу — это, конечно, было не очень удобно. Но когда я носила четвертого, мы уже смогли купить квартиру в Москве. Вот — промысел Божий и Его забота о Своих созданиях.

Я раньше преподавала математику в вузе. А теперь муж не хочет, чтобы я работала. Я с ним согласна, многодетной маме лучше заниматься детьми. Муж доволен — он знает: если я дома, значит, там все хорошо.

Мы детей никак специально не воспитывали. Главное, чтобы любили друг друга. Мне хотелось, чтобы было, как в семье у свекрови, — порядок во всем, уважение друг к другу. Хотя казалось, что у нас такого не получится — свекровь строго следует плану, а я человек экспрессивный, могу все бросить, сидеть и час на пианино играть. Но детям это даже нравится!

Дети должны соблюдать иерархическое послушание, для их же блага. Они будут в безопасности, если будут слушаться. Я сама была послушным ребенком, меня воспитывали строго. Мы детей наказываем за вранье, за неискренность, за неуважение к учителям. Если возникает конфликт с учителем, я, как правило, на стороне учителя. Не бывает так, чтобы конфликт вспыхнул на пустом месте, — значит, ребенок дал повод. Тем более что у нас хорошие, адекватные учителя.В качестве наказания младшим запрещаем мультики смотреть. Но недолго, максимум один день. А вообще отчитываем. Но не так, чтобы прочитать нотацию и успокоиться. Мне нужно увидеть по лицу ребенка, что он что‑то понял, что ему стыдно. Заставляю всегда просить прощения. Один раз мне пожаловались, что сын обозвал кого‑то Гитлером. Я говорю: попроси прощения у мальчика. Он попросил прощения, дети помирились.

У нас конфликты возникают редко. Сказали что‑то резкое, потом попросили прощения, и всё. Но в любом случае стараемся при детях отношения не выяснять.

Мне странно говорить о себе «я». Мы все время вместе. У нас все общее. Так было с самого начала. Я сразу была настроена на семью — меня мама так воспитала, что счастье в муже, в детях. И правда, после того как почувствуешь себя женой и матерью, больше ничего уже и не хочется. Я себя ощущаю счастливым человеком.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|