email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Почти женаты

Истоки и причины проблем института семьи

Журнал: №4 (54) 2013 г.
Рисунок И. Капустенко

Тот факт, что сегодня повсеместно гражданским браком называют неоформленное сожительство, c одной стороны, отражает путаницу в понимании того, что есть брак, а с другой — убеждает, как глубоко укоренилась в сознании людей необходимость обязательной фиксации брака.

Социальные причины

Вопреки бытующему мнению, считаю невозможным и даже неправильным объяснять распространенность этого явления только развращенностью наших молодых людей.

С одной стороны, это результат их социального испуга, а коренится этот испуг в запечатленном с детства отрицательном опыте семейной жизни родителей или других близких людей. Согласитесь, семейное благополучие не так часто встретишь! Молодые видят, как сложно разводиться, как трудно оставаться после развода одному и как нелегко воспитывать общего ребенка.

С другой стороны, сожительство — это продукт того агрессивного и разрушительного наступления на семью, которое было предпринято еще с конца XIX века. Мы помним, как после революции 1917‑го, основываясь на западных идеях, семья была названа пережитком прошлого. Церковь отделили от государства, и она перестала регистрировать и документально фиксировать браки. Введение гражданской формы брака было проведено в России специальным декретом, однако еще долгое время регистрация «де-факто» не была обязательной. Советы рассматривали новую форму регистрации главным образом как средство борьбы с браком церковным. Введение гражданского брака было воспринято населением поначалу отрицательно, и в то время незарегистрированных браков было достаточно много: люди венчались тайком и попросту играли свадьбу. Кроме того, не сразу были созданы специальные для бракосочетаний учрежденные заведения, зарегистрировать брак мог любой представитель государственной власти, обладающий печатью. И очень многие браки были записаны от руки на листочке и скреплены печатью: «Такой‑то и такая‑то объявляются мужем и женой. Начальник… такой‑то», но по факту семья все равно ощущалась законной и целостной структурой. Люди давали обещания верности перед гражданским обществом — потому такой брак носил название «гражданский».

В 30‑е годы XX века, словно освободившись от дурмана, о семье у нас заговорили строго и определенно: семья как ячейка общества была объявлена идеологией советского государства. Страна перестала быть вязанкой хвороста в пожаре мировой революции и начала строить национальное государство, которому был нужен народ здоровый, работящий, выносливый. В крепкой семье вырастало психологически здоровое поколение.

Постепенное угасание религиозной жизни в семье стало, пожалуй, важнейшей причиной разрушения института брака и семьи в нашей стране. Все более укореняющееся в душе советского человека безверие означало для него, прежде всего, отсутствие практики внутренней духовной работы над собой, борьбы со своими страстями.

Когда из супружеских отношений уходят христианские смыслы, человек невольно поддается своим прихотям и начинает жить плотью, то есть «самоощущаться», разворачиваться на себя, и перестает видеть те нравственные ценности, которыми только и может жить и сохраняться семья.

Психологические аспекты

Сексуальная революция поставила знак равенства между понятиями «любовь» и «секс». Вернее, когда появилось понятие «секс», его не отделили от понятия «любовь». И хотя подсознательно многие понимают разницу, но за несколько десятилетий в сознание так внедрились путаные стереотипы, связанные с этими понятиями, что без выяснения их истинной сути не понять многих современных словосочетаний. Например, говоря: «бойфренд», «мой парень», «моя девушка», «мой мужчина» и «моя женщина», не все осознают, что речь идет исключительно о половых парт­нерах, а не о любимом человеке, верность которому хранится до конца жизни.

Кстати, когда нейрофизиологами проводились исследования реакции больших полушарий коры головного мозга на различные чувственные импульсы, оказалось, что за чувство любви отвечает правое полушарие, отвечающее за целостное образное мышление, — там у нас «живет» любовь, а сексуальные ощущения локализуются в левом полушарии. Вывод очевиден: любовь и сексуальность — это разные сферы жизни человека. Сексуальность — его биологическая, животная составляющая, а любовь — чувство собственно человеческое, личностное. Поэтому нельзя сводить человека к сумме его физиологических потребностей и ввергать в пропасть зависимости от его сексуальных ощущений — это унижение достоинства человека. Оскорбительно низвержение отношений мужчины и женщины с высокой планки любви до низменных ощущений сексуальных партнеров.

«У нас в стране секса нет…» Эти слова, прозвучавшие во время телемоста с Америкой в первые годы перестройки, стали крылатой фразой в ироничных устах либералов, а на самом деле женщине не дали договорить фразу: «…у нас есть любовь». То есть, она хотела подчеркнуть, что у нас нет секса как идеологии отношений.

Что же, в западном обществе его предостаточно, однако сексуальная психотерапия там очень развита, и число пациентов, обращающихся к сексопатологам, огромно. Спрашивается, если все в порядке c сексом, что же патологий так много? Многие зарубежные специалисты стали бить тревогу, известный психотерапевт Виктор Франкл обратился к коллегам с призывом: «Сексуальное невоздержание в юношестве опасно для здоровья!» Необходимо дать окрепнуть половой сфере подростка, ведь не приходит в голову наваливать на не­окрепший позвоночник ребенка мешки по пятьдесят килограммов! Первыми заговорили об этой чудовищной проблеме американцы, и не случайно именно у них была разработана программа «Целомудрие в добрачных отношениях». В одном из специальных телесериалов в рамках этой программы врачи говорят: «Самая лучшая сексуальная жизнь в подростковом возрасте — это ее отсутствие». Дело тут даже не в подростковой беременности, а в том, что молодые люди годам к 25 становятся импотентами — повальное явление современности! Интересно, что все эти данные в медицинской, психологической литературе есть, но удивительно, они отсутствуют в широком доступе — СМИ осознанно насаждают прямо противоположное.

В конце 1980‑х годов псевдолиберальная идеология осуществила, пожалуй, самое агрессивное продвижение убийственно ложной установки. Сексуальная гармония была названа главным условием благополучного брака, и для того, чтобы избежать сексуальной дисгармонии в супружестве, надо начинать близость до брака! Так сказать, проверить: подходим ли мы друг другу… Конечно, если строить свои отношения на «гармоничности» половых органов, то иначе нельзя…

Страшная дьявольская ловушка — в нее угодили наши молодые люди. Многие из них ввязались в череду беспорядочных добрачных экспериментов. Они на самом деле жаждали хороших отношений, а раз «специалисты» сказали, что их основа — сексуальность, то стали пробовать жить этой самой «половой жизнью». А дальше — непонимание, смятение: «Что такое супружество?», «Почему так важно сохранять чистоту отношений?» — они стали попросту отвергать законный брак.

Здесь стоит особо остановиться на важнейшем моменте: чем дольше до свадьбы и до супружеской близости длится период влюбленности, чем длиннее пора встреч и расставаний, тем дольше сохраняется у молодоженов приятный и в то же время очень необходимый шлейф этих чувств. Традиционный запрет на телесную близость в добрачных отношениях — это вовсе не ханжество, как рассуждают многие, а закон накопления энергии любви и взаимного влечения. Чтобы чувства сохранились надолго, нужен период накопления душевного, личностного влечения (не сексуального) — потребности быть с избранником рядом. За время ухаживаний центральной фигурой нашего желания становится конкретный человек, кроме того, появляется навык отсечения всех других кандидатур. Этот период ухаживаний окажется после женитьбы «подушкой эмоциональной приятности», а супружеская близость даст новизну отношениям, позволит незаметно притереться характерами: «Я прощаю какие‑то недостатки, слабости избранника моего, свыкаюсь с тем, что не по‑моему». На лекциях я говорю молодым: «Не верьте той нулевой точке, которую неизбежно переживает всякая супружеская пара, когда уходит влюбленность, поймите, это только начало собственных отношений, которые опять взойдут к настоящей супружеской любви». В сожительстве у молодых людей не успевает вызреть это личностное влечение, они уже «проверили» друг друга на телесную близость: «ага, вроде подошли», второй и третий раз — «подошли», а что дальше‑то? И уже никакого влечения нет: сексуальное, низовое чувство в человеке быстро насыщаемо, оно не имеет длинного дыхания. И вот что оказалось: сексуальная гармония как будто бы присутствует в отношениях, а совместная жизнь «душа в душу» не получается. Это можно назвать психологической трагедией современного неформального брака.

Тотальный эгоизм грозит полной потерей способности чувствовать другого, без чего невозможно достижение настоящей супружеской любви. Любовь двоих в супружестве — это огромный всплеск взаимной энергии, а через супружескую близость достигается единство духа и плоти, это великая радость и счастье. Сексуальная притирка — дело нехитрое, а вот душа с душою не так легко сходится. К этому необходимо приложить душевные силы и волю, чтобы понимать и принять личность другого человека, надо настроить свою душу на него.

Подводя итоги…

Брак и основанная на нем семья имеют главное предназначение — нравственное и духовное совершенствование двоих. Этот путь имеет совершенно определенный вектор: любви к другому человеку. Брак и семья являются той средой, в которой очищается внутренний мир человека через истинное познание самого себя. Именно в домашней среде открываются для него сокровенные глубины собственной души, здесь проявляется его забота о ближнем, искреннее самопожертвование, но здесь начинают выливаться наружу и таящиеся в человеке пороки: здесь он может осознать причины своих психологических срывов и негативных поступков, но в то же время научиться прощать спутника жизни. Таким образом, человек идет по пути своего спасения не один, а со спутником жизни.

Церковный брак — это благословленный Господом союз мужчины и женщины, в котором каждый из них имеет возможность подняться выше своей природной сути и понять, что целостность его собственной природы в двух составляющих — телесной и духовной. Ответственность за состояние семьи супруги несут перед Богом. Брак — это таинство, потому его называют и малой Церковью. В нем происходит сотрудничество человека и Бога, когда душе человека сообщается невидимая благодать Божья. Можно перечислить его признаки: целомудрие в добрачных отношениях; родительское благословение; благословение духовного отца; таинство венчания; чадородие; церковная жизнь; совместное спасение.

Современный молодой человек оказался брошенным на откуп собственным страстям. Не случайно он боится создавать семью, бессознательно убегает от нее, всем на свете интересуясь и чем только ни развлекаясь, лишь бы уйти от того, что заставит посмотреть в глубь своей души, познать себя. Поэтому на смену браку пришло сожительство — случайное соединение пар. В сожительстве человек невольно играет роль и потому не выявляется личностно. Ведь никакой ответственности за сохранение семьи нет. В таком примитивном союзе ни мужчина, ни женщина не берут на себя никаких долговременных личностных обязательств, между ними, как теперь говорят, «ничего личного»! Их союз строится на общих интересах, эмоциональном и телесном влечении, хотя может иметь единую хозяйственную основу.

Между церковным браком и сожительством особое место занимает законный гражданский брак — это юридически оформленные отношения между двоими. Здесь мужчина и женщина — одна плоть, они дополняют друг друга, восполняют недостатки и достоинства друг друга, образуя вместе целостность: они имеют друг перед другом юридически-правовые обязательства, здесь уже нет игры в любовь. Правда, степень нравственной ответственности за семью определяется самими супругами со всеми вытекающими из этого обстоятельствами… 

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|