telugusixcom alohaporn.net today pk movies tamil سكس اكوام ogeins.com سكس الحيونت indian gay site videos kompoz2.com xnxxpro2 ozporno porngalstube.com dvdvilla زوبري arabic-porn.net سكس حريم السلطان
سينما فرتكا videosarabic.com سكس ام وصاحب ابنها kerala sex videos.com indianpornsource.com haryana sex videos gopika hot greenporn.mobi bf vdo indan hot sax desixxxtube.info indian wife sex stories sex vedeo fuqer.mobi bengolibf
hot up girls coxhamster.mobi sex hindi vidieo ;s lwvn abdulaporn.info سكس برازرز مترجم سكس بنات في الحمام todayaraby.com تعليم سكس kerala sex women porncorntube.com x videos village fc2-ppv 1019300 javshare.info 椿 くるみ
 
 
email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Не сотвори себя кумиром

Как может проявляться в семье
 страсть тщеславия…

Журнал: №4 (42) 2011 г.
Огюст Толмуш. Тщеславие. 1889 г.
Страсти разрушают не только человеческую личность, но и отношения. Разные страсти могут по-разному влиять на поступки и устремления; вовремя распознать их и принять меры — важное условие для сохранения семейных отношений здоровыми и гармоничными. О том, как может проявляться в семье страсть тщеславия и как с ней бороться, рассказывает протоиерей Александр ТРОИЦКИЙ, клирик Патриаршего подворья в бывшем Андреевском монастыре.

— Какой вред семейным отношениям может нанести страсть тщеславия? 

— Для того чтобы семья могла состояться, есть одно универсальное условие — супруги должны любить друг друга. Любовь к другому человеку предполагает стремление к счастью этого человека в большей степени, чем к своему собственному. Ясно, что человек тщеславный будет иметь к этому массу препятствий. Для него само вступление в брак — это уже некий выбор, в котором он будет руководствоваться своей страстью, некой погоней за совершенством. И такой человек на своем пути может навредить очень многим людям, потому что сегодня ему показалось, что он нашел свое совершенство, а завтра он в нем разочаровался и гонится за новым. Ясно, что семья в таком случае долго не простоит. 
 Тщеславный человек при выборе супруга или супруги  основывается в большей степени на мнениях родственников или друзей: если его выбор похвалили, то, как правило, человек готов вступить в брак. И совершенно очевидно, что в таком подходе к браку ни о какой любви не может идти речи.  

— Как же в таком случае распознать тщеславного человека, чтобы не стать его добычей при вступлении в брак?

— Как всякая страсть, тщеславие зарождается в человеке в результате ошибок в воспитании, и также, возможно, под действием врага нашего спасения. Родители говорят своему ребенку: у тебя все должно быть не хуже, чем у других. А вообще говоря, должно быть даже лучше! И если ты будешь поступать так-то и так-то, то все у тебя будет хорошо. А что такое хорошо? Все тобой будут восхищаться, все тебя будут хвалить, все тебя будут награждать хорошими оценками, почетными грамотами и прочими знаками отличия. И человек в результате такого воспитания превращается в павлина, который только и ждет, когда на него кто-нибудь обратит внимание и будет его хвалить и превозносить. Он готов обидеться не только на критическое замечание, но даже на молчание окружающих.

В святоотеческих книгах мы находим, что это очень опасная ситуация, когда человека хвалят даже за дело. А еще хуже, когда хвалят незаслуженно — это просто беда, духовная пропасть, когда человек готов принимать незаслуженную похвалу. Тщеславие — это и есть склонность к любого рода похвале, в том числе и незаслуженной. 

И такому человеку становится тяжело жить. Потому что если его не похвалят, то он весь день ходит как оплеванный. И главное, что никакого обещанного счастья он никак не может дождаться. Это тоже очень опасная ситуация. Ребенку говорят родители: «Поступишь в хорошую школу, и дальше все пойдет хорошо». Он старается, поступает. Потом ему говорят: «Будешь хорошо учиться, все будет хорошо». И ребенок учится неплохо, приносит хорошие оценки и ждет, когда же наступит счастье. Потом ему опять говорят, что этого мало, и нужно окончить школу, и получить аттестат, затем поступить в хороший вуз… И далее все зависит от человеческой прочности, на каком этапе он сломается. От такого разочарования человек может повредиться в эмоциональной или умственной сфере, и тут уже не до счастья. 

— Бывают ситуации, когда для чужих людей супруг (супруга) делает все, чтобы заслужить похвалу и одобрение, а дома может позволить себе и невнимательность, и грубость. Как в этом случае вести себя его (ее) половине?

— Во-первых, нужно понимать, что человеку легче проявить добрые чувства к человеку незнакомому, чем к знакомому. Это универсальное свойство человека.  Если один из супругов попал в такую ситуацию, он должен помнить, что это был его выбор. Есть закон — когда человек обещает сделать что-то хорошее, он свои обещания может выполнить, а может и не выполнить. А вот если человек обещает сделать что-то плохое, то он свое обещание выполнит обязательно. Если человек ведет себя грубо с первых же дней знакомства или относится к людям с двойными стандартами, то надо полагать, что он так и будет себя вести все оставшееся время. И только чудо Божие может его исправить, но рассчитывать на чудо всегда трудно. Мы не можем делать выбор или предпринимать что-либо, рассчитывая на то, что чудо обязательно должно произойти. И наоборот, чудо может произойти не тогда, когда человек чего-то требует от Бога, а когда он со смирением  принимает свой выбор. Так же супругу или супруге важно не идти на поводу у тщеславных требований другого. Вы не должны стараться превзойти тех, кем супруг или супруга восхищаются. Это невозможно. А важно украшать себя всякими добродетелями. Если человек глух и не способен воспринимать добродетели, то ситуация тяжелая. Но, как правило, людей, которые совсем не способны видеть ничего доброго, не так уж и много, как кажется на первый взгляд. 

— А как быть, если не твоя половина, а ты сам страдаешь грехом тщеславия? Как правильно выстраивать отношения с домочадцами?

— Если человек увидел в себе какую-то страсть, и в том числе страсть к тщеславию, то первый шаг к исправлению уже сделан. Но опять-таки в этом не его заслуга, он должен благодарить Бога, который открыл ему глаза. 

Важно понимать, что общаться с человеком каждый день, или общаться время от времени, или вовсе лишь создавать ложное представление о звездах с телеэкранов — это совершенно разные вещи. Безусловно, относиться хорошо к пингвинам, живущим в Антарктиде, гораздо легче, чем к своим домашним. Пингвины не обижают и ничем не досаждают. 

Иногда тщеславного супруга или супругу бросает на добродетельные подвиги, в то время как его семье требуется его внимание. И он может действительно совершать добрые дела для других. Но это тоже тщеславие. Дело в том, что от домашних никогда не дождешься благодарности, они же воспринимают как должное, когда за ними ухаживают. А человек ищет, чтобы его благодарили, выделяли, говорили, что без него совсем невозможно, и поэтому он готов понести всякие труды для других людей, но не хочет нести того креста, который Господь дает ему в его собственном семействе. Человеку важно осмыслить границы этого креста. Ведь в наше время мы сами решаем, когда нам жениться и на ком или когда и за кого выходить замуж. Всякий тщеславный человек больше всего боится признать себя дураком. А если он не доволен своим супругом или супругой, то данная ситуация предполагает, что в своем выборе он ошибся. И тут надо понять, что особо винить некого, должна быть ответственность за свой выбор. И все, что остается в этой ситуации — искать пути к взаимопониманию.

— Вы сказали, что тщеславный человек больше всего боится признать себя дураком. Как быть, если супруг или супруга постоянно настаивает на своей правоте и даже маленькую уступку считает своим поражением?

— Если это касается всех жизненных вопросов, то это патология. Если это касается лишь некоторых вопросов, где человек считает себя более разумным, а в других вопросах готов уступить, то это значит, что человек склонен к компромиссу, и это драгоценное качество.  

Описанное состояние либо присуще человеку изначально, либо оно развивается в браке со временем. В первом случае остается только терпеть. Во втором случае можно апеллировать к тому, что мы так не договаривались. Такое бывает и в православной семье, например, со стороны мужа, который чуть что — стучит кулаком по столу, говорит, что он глава семьи и цитирует апостола Павла и Иоанна Златоуста. Это, может, и уместно в некоторых случаях, но во всех вопросах это совершенно неприемлемо.      

Главенство мужа в семье не безусловно и не может касаться всех сторон жизни. Слова апостолов и святых отцов нужно понимать в контексте того времени, когда девушки не выходили замуж самостоятельно. В ветхозаветные времена у девушки всегда были отец или мать над головой, или тот, кто их замещал, пока она не выходила замуж. И, естественно, переходя в семью мужа, она воспринимала его как главу. Муж, становясь главой семьи, должен был что-то значить для родителей невесты, когда они принимали решение выдать за него замуж свою дочь. Родители должны были воспринимать его как достойного человека, чтобы и их дочь руководствовалась этим в браке. 

К нашему времени это почти не имеет отношения, так как сейчас люди вступают в брак на паритетных правах. И стало быть, хорошо, когда муж — глава семьи и он разумно принимает решения, но подавлять всякий протест словами из Священного Писания — некрасиво. Есть вопросы, которые можно решать сообща или делегировать другой стороне. Иначе зачем жениться или выходить замуж, считая, что ему или ей нельзя доверять и что она или он не могут принять никакого решения? В Ветхом Завете говорится, что строптивая, неразумная жена дается мужу в наказание за грехи (Сир. 25-26). В наше время все-таки в плане ответственности супруги почти равны, даже нельзя сказать, кто более ответственен и за что. Этим мы не упраздняем слов апостола, что Христос глава мужу, а муж — жене, но в плане ответственности и принятия решений было бы странно это так интерпретировать, что муж во всем будет лучше разбираться или, наоборот, жена.

— Современные женщины очень часто не готовы довольствоваться просто ролью жены и матери — хочется реализовать себя еще и в работе. Верен ли такой подход к устроению своей жизни?

— Если жена ставит своей целью карьеру, то она отказывается исполнять свое назначение как жена и мать, и в этой ситуации ею движет тщеславие. Все-таки обычно браки заключаются не для того, чтобы оторваться от родительского дома и сделать какую-то карьеру, а для того, чтобы завести детей и достойно их воспитывать. И если возникает ситуация, когда жена оказывается более успешной в плане карьеры, оба супруга должны принять это со смирением. И всегда помнить, что ничто не вечно. Сегодня жена много зарабатывает, а что завтра будет — неизвестно. А если муж становится не мил жене из-за того, что меньше нее зарабатывает, это опять же указывает на неправильное понимание любви друг ко другу.

— Как же все-таки супругам бороться с этим грехом?

— Как со всяким грехом — молитвой и исполнением заповедей, с самоукорением, смирением и любовью, друг друга тяготы носяще (Гал. 6,2). Однако никогда не следует считать себя призванным бороться с тщеславием и гордостью в другом, даже самом близком человеке. Особенно опасно прибегать к обличению и всяким другим нападкам — этим можно страсти лишь укрепить, а семью разрушить. Семья, как известно, это малая церковь. В ней все должно происходить по подобию того, как происходит в жизни Церкви: «вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем».

Если же вы понимаете, что ваше собственное тщеславие несет в себе угрозу семейным отношениям, то здесь есть один путь — путь христианской аскезы. Христианину важно внутри себя правильно реагировать на похвалу, и всегда, когда его начинают хвалить, вспоминать слова псалмопевца: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу». 

Человек также не должен забывать о том, что тот, кто его хвалит, может это делать по разным причинам, поэтому не стоит серьезно относиться к похвале и считать себя заслужившим ее. Если даже человек делает что-то хорошее, но рассчитывает на похвалу, то как раз о таком человеке сказано в Евангелии, что он уже получает награду свою. Всякая награда, которая дается человеку на земле, имеет смысл только как отблеск той награды, которая ожидает человека в вечности. Когда люди вступают в брак и им надевают венцы, это слабый отблеск награды за их намерения жить праведно и благочестиво. Ясно, что они пока ничего хорошего не сделали, но намерения у них хорошие, и если они проживут жизнь в согласии с их намерениями, то их ожидает награда в жизни вечной.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|